Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Елена ИВАНОВА

Надо что-то новое,
да где ж его взять?

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния
и некоторые тенденции развития

Часть 8.
Роль специалиста школьной библиотеки*

Процессы модернизации образования и стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий оказывают значительное влияние на библиотечные учреждения. Хотим мы того или нет, роль специалиста в области средств информации меняется. Следует не только принять этот факт, но и, исходя из него, определить свою профессиональную позицию.

Победное шествие новых технологий меняет роль библиотекаря: «хранитель книг» становится «специалистом в области информационных ресурсов». Не стоит сразу отказываться от своих традиционных функций, но игнорировать новые условия, возможности и обстоятельства работы тоже нельзя.

Попробуем разобраться в том, как изменения в школе влияют на библиотеку.

Модернизируя образовательный процесс, школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Кто-то еще только готовится сделать первый шаг, кто-то уже подводит предварительные итоги, иные в пути. Но начало уже положено.

Модернизация учебного процесса, как и любые другие преобразования, требует, кроме ясной идеи, еще и необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимает библиотека и ее сотрудники.

В чем именно состоит значимость библиотеки, в чем своеобразие роли библиотекарей? Полагаю, особенность положения библиотечного работника – в том многообразии функций, которые он выполняет в школе.

Современный школьный библиотекарь – это специалист по работе с информацией, педагог, член педагогического коллектива – партнер по совместной деятельности, а также руководитель специальных программ. Рассмотрим эти функции более подробно.

Специалист по работе
с информацией

Работник библиотечного центра занимается экспертизой приобретаемых источников информации и оценкой информационных ресурсов во всех форматах. Он должен хорошо разбираться в современных тенденциях развития образования и искусно применять эти знания в различных ситуациях. При этом библиотекарь использует те ресурсы, которые полнее всего отвечают поставленным целям и задачам данного образовательного учреждения.

Библиотечные специалисты оказывают помощь школьникам, учителям, администрации. Они обеспечивают и регулируют доступ к информации внутри и вне библиотечного центра.

Ориентируясь на новейшие, в том числе электронные технологии, сотрудники библиотеки вместе со специалистами по электронным ресурсам осваивают это новое пространство, обращая внимание на качество и этическое содержание информационных продуктов.

Педагог

Библиотечный специалист работает со школьниками, учителями, администраторами, родителями.

Библиотекари непрерывно анализируют образовательные и информационные потребности учителей. Учитывая запросы педагогов, библиотекари знакомят их с руководящими материалами, новыми технологиями и методиками.

Библиотекари развивают интерес школьников к обучению, предлагая широкий выбор информационных источников. Сотрудники библиотеки призывают учеников искать, оценивать, использовать информацию из различных источников, чтобы сравнивать и думать, чтобы иметь собственное мнение.

Партнер – член педагогического коллектива

Библиотекарь должен разделять педагогические взгляды на образовательный процесс и его потребности. Взаимодействие библиотечного специалиста с учителями проходит в нескольких направлениях одновременно:

– уроки (содействие в развитии учебных программ);

– курсы и факультативы (расширение кругозора и формирование информационных потребностей школьников);

– классное руководство и воспитательная работа (совместная разработка мероприятий, предоставление необходимых информационных ресурсов).

Библиотечный специалист работает с учителями индивидуально в области проектирования основных образовательных задач, оценки и интеграции информации.

Партнерские отношения и активное сотрудничество связывают библиотекарей с родителями учеников, библиотечным сообществом, районной администрацией.

Руководитель программ

Работая в школьном сообществе, библиотекарь играет ведущую роль в осуществлении такой практики, которая побуждает учеников к развитию навыков информационной компетентности. Эффективное использование школьниками информации важно как для формирования личности, так и для экономического успеха в будущем. Убежденность в этом позволяет библиотечным работникам активно внедрять программы информационной грамотности.

Существует одна полезная программа, идеологом и руководителем которой может стать школьная библиотека сегодня. В зарубежных исследованиях это направление деятельности обозначается как ресурсно-обогащенное обучение. Мы назовем его просто – Библиотечная программа.

Библиотечная программа
как неотъемлемый компонент учебных программ

Сегодня много говорят о технологическом насыщении образовательного процесса. Библиотека же может и должна предложить информационно-технологическое насыщение. Речь идет об интеграции ресурсных возможностей библиотеки в учебное пространство. Проникновение библиотечного содержания во все структуры и аспекты процесса обучения должно быть обязательным, постоянным и естественным. Для решения этих задач и разрабатывается Библиотечная программа. Это не план автономного развития библиотеки,
а проект обновления образовательного пространства на основе информационно-ресурсного обогащения.

Суть Библиотечной программы в том, чтобы планировать учебно-образовательную деятельность, которая вовлекала бы учеников и педагогов в использование широкого круга информационных ресурсов. При этом библиотечная программа не добавляется к учебным программам, а расширяет их. Сила Библиотечной программы – в ее гибкости, в том многообразии форм и методов деятельности, которые она предлагает и школьникам, и учителям.

Абсолютно необходимое условие для реализации Библиотечной программы – наличие библиотечного лидера. Этот человек должен быть членом общешкольного руководства, наряду с заместителями директора и завучами. Это целесообразно, поскольку подобные библиотечные программы являются неотъемлемой частью общешкольной стратегии информационного и коммуникационного развития и определяют общую политику школы. Совершенно очевидно, что сотрудники библиотеки, выступая соавторами педагогического процесса, должны получать за эту работу определенные деньги.

Когда происходит разработка школьных библиотечных программ, этим занимаются не только библиотекари. В такой работе заинтересованы все, поскольку она принесет пользу каждому члену педагогического коллектива. Директор и завучи, поддерживая школьную библиотечную программу, получат качественное изменение среды обучения и, как результат, импульс к общешкольному развитию. Педагоги по достоинству оценят командную деятельность и станут работать более сплоченно, поощряя новаторство и смелость. Информационное насыщение предметных областей позволит повысить учебную мотивацию школьников и их активность. Программа даст ученикам возможность варьировать уровень и скорость усвоения материала с учетом индивидуальных особенностей. Родители смогут судить об успешности новой стратегии по тем результатам, которые продемонстрируют их дети.

С чего начать восхождение к идеалу? Во-первых, надо убедить себя в том, что библиотечная программа – не обуза, а ключевой элемент в установлении новой роли библиотеки и ее сотрудников. Во-вторых, доказать это директору и коллегам.

Исходя из поставленной задачи, определим основные направления деятельности каждого из участников Библиотечной программы.

Роль библиотекаря как идеолога и деятельного участника школьной библиотечной программы реализуется в следующих сферах:

1. Совместное планирование, преподавание.

2. Управление ресурсами, их экспертиза.

Библиотекари, как и педагоги, активно вовлекаются в совместное планирование и преподавание. Они вместе с учителями несут ответственность за планирование образовательного процесса, преподавание и оценку результатов. Библиотекари:

– ясно понимают образовательные цели школы, ориентируются в процессе обучения, знакомы со спецификой учебных программ;

– тщательно исследуя все ресурсы библиотеки, подбирают материалы, адекватные целям учебных программ (полные тексты, фрагменты первоисточников с гипотезами, нетрадиционными точками зрения, неизвестными фактами; схемы и карты, которых нет в учебных пособиях; тематическую библиографию, рекомендательные списки; аудио- и видеоматериалы, статьи из периодических изданий, электронные ресурсы, в том числе Интернет);

– работая совместно с учителями, интегрируют перечисленные ресурсы во все ступени обучения;

– учат школьников и учителей рациональному использованию ресурсов и оборудования;

– помогают ученикам и педагогам развивать способность критического исследования, отбора и оценки всех видов информации;

– создают и (или) принимают меры к созданию собственных образовательных ресурсов.

Другой аспект роли библиотекаря – управление образовательным ресурсным центром, обеспечение доступа к этим ресурсам и эффективного их использования. В сотрудничестве с директорами и преподавательским составом библиотекари развивают такую деятельность образовательного ресурсного центра, которая соответствует целям образования в школе. Заведующая библиотекой демонстрирует сильное руководство с ощущением ответственности и обязательств по отношению к высокому качеству преподавания, которое включает сотрудничество между учителями и библиотекарем.

В сотрудничестве с директором и коллективом школы устанавливаются краткосрочные и долгосрочные планы развития, определяется бюджет ресурсного центра, адекватный образовательным целям школы. В дальнейшем производится оценка, отбор и приобретение ресурсов, которые поддерживают программные потребности учеников и педагогов. Всем членам школьного коллектива предоставляется максимальный доступ ко всем ресурсам. Педагоги регулярно знакомятся со всеми новыми поступлениями ресурсного центра.

Директор школы и его заместители:

– изучают школьную библиотечную программу и признают ее ценность;

– разрабатывают стратегический план развития школы, с учетом предлагаемой библиотечной программы;

– озвучивают пользу этой программы для учеников, педагогов, родителей, школьного руководства; постоянно демонстрируют позитивное отношение и приоритетное внимание к школьной библиотечной программе;

– всемерно содействуют вовлечению в программу учителей; создают благоприятную, дружественную атмосферу межличностного общения в коллективе;

– обеспечивают последовательное финансирование, что позволяет обеспечивать адекватное пополнение ресурсов;

– защищают необходимость сильной школьной библиотечной программы перед вышестоящими организациями (особенно при обсуждении финансовых вопросов);

– устанавливают традиции участия школьной библиотеки в научно-практических конференциях, семинарах, курсах переподготовки и так далее.

Педагоги:

– проектируют учебные исследовательские задачи в сотрудничестве с библиотекарями и составляют долгосрочные программы совместной работы;

– консультируются с библиотекарем о доступности ресурсов для совместной плановой работы; рекомендуют библиотекарям приобретение недостающих ресурсов;

– используют гибкий подход в организации процесса обучения
(в зависимости от целей занятия можно изменить место его проведения: например, учитель приводит группу учеников в библиотеку, где вместе с библиотекарем они проводят запланированный урок или занятия с библиотекарями проходят в классах);

– обсуждают с библиотекарем время, которое он может уделить персональной помощи ученикам или работе с группой при выполнении задания.

Мы сознательно обратились к разговору о Библиотечной программе в контексте обсуждения роли и места библиотекаря в школе.

Доказывать свою профессиональную состоятельность всегда непросто. Особенно это трудно, когда в обществе сложились определенные стереотипы относительно значения той или иной работы. Изменить устоявшееся мнение можно, если на практике воплощать смелые и своевременные идеи: организацию новых видов обслуживания, разработку и реализацию проектов, внедрение инновационных моделей работы.

Если вы профессионально уверены и ощущаете силы и способности для новых дел – приступайте! И даже если этой уверенности еще нет, – приступайте все равно! Как часто мы не знаем, какой потенциал скрыт внутри нас и на что мы способны…

Но прежде всего следует выяснить, что способствует и что мешает становлению новой роли библиотекаря? Отвечая на этот вопрос, выделим ряд положений и попробуем их прокомментировать.

Вот факторы, способствующие расширению роли школьного библиотекаря.

Поддержка и понимание администрации и педагогов

Директор должен доверять профессиональным знаниям библиотекарей и уделять достаточное внимание их идеям и предложениям.

Отвечая за ежедневную работу школьного библиотечного ресурсного центра, библиотекарь является полноправным партнером и коллегой для педагогов школ. Кроме того, приблизительно две трети рабочего дня библиотекаря (если не больше) отведено работе с учениками. Так почему же его деятельность нельзя признать педагогической?

Когда библиотекари приняты в школьном коллективе на равных, активно развивается не только библиотека. Значительно обогащаются учебные программы, растет информационная компетентность школьников.

Использование новых технологий (включая Интернет)

Технологии – это доступность, простота, целесообразность и эффективность работы. Мы уже говорили о том, как важно библиотекарю принять роль лидера в использовании образовательных информационных технологий. Причем эти самые технологии должны быть непременно объединены с учебными программами и курсами.

Возможность профессионального роста

Новая роль библиотеки в образовательном процессе требует непрерывного обучения штата. Работникам библиотеки необходимы новые идеи и профессиональный рост. Библиотечные специалисты должны знакомиться с ключевыми тенденциями развития профессии.

Личные способности
и отношение к профессии

Тема деликатная и непростая (впрочем, как и все остальные), обсуждать и комментировать ее сложно. Поэтому предлагаю вашему вниманию совершенно субъективные вопросы относительно личного восприятия профессии и себя в ней.

– Нравится ли мне двигаться вперед?

– Хочу ли я совершенствоваться в профессии, узнавая новое?

– Хочу ли я пробовать это новое?

– Достаточно ли у меня творческого подхода к делу?

– Хватает ли у меня решимости для экспериментов и инноваций?

– Получаю ли я удовольствие, помогая учителям и ученикам?

– Страшат ли меня перемены?

– Есть ли у меня собственные идеи относительно дальнейшего развития библиотеки?

Адекватное финансирование

Стоит ли говорить, насколько важной является видимая, непрерывная и энергичная финансовая поддержка школьной библиотеки при реализации новой образовательной парадигмы! Необходимо выделять средства, достаточные для обслуживания и развития фондов. Инновационная деятельность школьной библиотеки нуждается в поддержке не только словесной, но и финансовой.

Моральная поддержка
и престиж

Отношение к труду библиотекаря – это показатель общего уровня культуры человека. Пожелаем себе, чтобы нас окружало как можно больше интеллигентных и истинно культурных людей. (Видимо, на отношениях директора со школьной библиотекой мы подробно остановимся позже.)

Подчеркнем особую роль профессиональных семинаров, конференций, встреч разного уровня, как в библиотечной, так и в педагогической среде. Стоит обратить внимание на периодические издания. Библиотекари должны находить в публикациях не только упоминания о своей профессии, но и ответы на многие вопросы.

Расширение профессионального сотрудничества

Объединенные каталоги, межбиблиотечный абонемент, обменные фонды учебных пособий – все это действует или может действовать в наши дни. Поэтому у библиотекарей все больше заинтересованно-
сти в совместной работе и укреплении сотрудничества. Обмен мнениями и идеями, обмен ресурсами, совместные проекты могут обеспечить более быстрое движение вперед.

Но есть, к сожалению, и факторы, препятствующие расширению нашей роли.

Недостаток заинтересованности со стороны педагогов
и директора

Многие учителя, руководители школ не имеют ясного понимания роли специалистов библиотечного центра в школе. Библиотекарей хоть и признают ведущими специалистами, помощниками в разработке учебных программ, консультантами по информационным ресурсам, – но не всегда принимают всерьез.

Библиотекарям надо продемонстрировать общественности свою значимость в образовательном пространстве. Причем сделать это надо не на словах, а на деле. Библиотекарь должен представить план действий, в ходе которых библиотечный центр школы и его сотрудники будут вносить особый ежедневный вклад в обучение детей, в поддержку педагогов и родителей.

Недостаток времени

«Фигаро здесь, Фигаро там» – именно так можно охарактеризовать «спокойную» работу библиотекаря в школе. Необходимо успеть везде: помочь одному, посоветовать другому, посетить очередное совещание и съездить в методкабинет за учебниками. Когда же заниматься развитием библиотечно-информационного центра? Вопрос обращен скорее к руководителям школ, нежели к библиотекарям.

Недостаток финансирования

Даже если сотрудники библиотечного центра школы разработали замечательный проект, не так уж просто доказать его полезность директору, от которого зависит финансирование. Чаще мы слышим от руководства неопределенный тезис «надо работать по-новому», который ничем не подкреплен.

…К сожалению, рассуждения на эту тему денег не прибавляют…

Нехватка штата

Руководство школы часто требует от библиотекарей быстрого обслуживания и предоставления всех возможных ресурсов. При этом почему-то упускается из вида явная нехватка специалистов для все более расширяющегося круга деятельности школьной библиотеки. Качественной работы можно требовать только от высокопрофессионального и достаточного штата.

Темы будущих материалов:

Кто оказывает значительное влияние на развитие школьной библиотеки?

______________________

* Продолжение. Начало публикации читайте, пожалуйста, в №№ 11, 18, 20, 23–2002; 1–2003.