Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Подробности

Борис Бачалдин

Ключевое слово «как»

Обязательное правило – компетентность

Консультирование – особый вид методической работы, требующий максимально конкретного знания предмета консультации.

Борис Николаеви Бачалдин
библиотековед, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры

Когда я работал главным редактором журнала «Библиотекарь», то, открывая и закрывая почти каждое совещание, говорил своим коллегам: «Редактируя очередной материал, предназначенный для библиотекарей, вычеркивайте такие слова, как “должны”, “необходимо”, “обязаны”». Помните, что библиотекари нам ничего не должны. Это мы обязаны публиковать такие статьи, обзоры литературы, планы выставок, консультации, которые бы обучали библиотекарей, помогали им работать.

Наши консультации должны помогать специалистам достигать конкретных результатов, раскрывая технологию, отвечая на вопрос, как осваивать новые методы, формы, приемы труда.

Весь процесс консультирования направлен на то, чтобы дать практикам ясный и компетентный совет квалифицированного специалиста, показать ему, как усвоить конкретный предмет, конкретную идею. Подсказать оптимальное методическое и технологическое решение конкретной проблемы.

И кому, как не специалистам главных библиотечных центров страны – РГБ, РНБ, ГНПБ им. К.Д.Ушинского, РГБД и др., разрабатывать и целенаправленно распространять консультации по всему кругу новых и сложных проблем информационно-библиотечного бытия.

Консультация, составленная на высоком профессиональном уровне, дающая внятные ответы на самые злободневные вопросы практики, всегда найдет путь к школьному библиотекарю, получит широкое распространение в профессиональной среде. Это делает ее важнейшим и популярным средством реальной оперативной помощи библиотекарям. Школьные библиотекари настойчиво просят нас усилить консультационную работу, увеличить число публикаций методических рекомендаций. Этого требует практика школьной работы и библиотечного дела. А проблем у библиотек, в том числе и школьных, множество.

Лишь в качестве примеров приведу темы некоторых консультаций: «Как школьной библиотеке вписаться в компьютерный мир? Медиатека или библиотека?», «Интернет: добро или зло?», «Чем заменить вековые традиционные понятия “руководство чтением”, “рекомендательная библиография”?», «В чем суть менеджмента и самоуправления в школьной библиотеке?», «Как повысить эффективность библиотечных уроков?».

Но тематика консультационного общения методиста и библиотекарей намного шире и разнообразнее. И для того чтобы методисты могли своевременно обеспечивать школьные библиотеки соответствующими консультациями, от них требуются отличные знания конкретной ситуации и немалая расторопность.

ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ

В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата консультации традиционно подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные. А по формам общения с аудиторией – на устные, письменные, опубликованные.

Самые трудоемкие, – это, пожалуй, индивидуальные, поскольку готовятся по специализированному запросу. А самые эффективные – опубликованные, поскольку с ними может познакомиться множество специалистов (например, подписчиков газеты «Библиотека в школе»).

Устную консультацию – индивидуальную, групповую или коллективную – разумно проводить на рабочем месте библиотекаря: в методическом кабинете,
у полок открытого доступа, каталогов и картотек в зале, где сосредоточен справочный аппарат. Тогда рекомендацию можно подкрепить показом, выполнением определенных операций, демонстрацией необходимых изданий.

Индивидуальная письменная консультация является, как правило, ответом на конкретный вопрос библиотекаря. Поэтому консультант имеет возможность сформулировать ответ достаточно лаконично и в то же время конструктивно, аргументированно. При подготовке ответа он вправе воспользоваться помощью других специалистов, и это углубит содержание консультации.

Групповые консультации обычно удовлетворяют профессиональные запросы по определенной, общей для всех, важной теме, например: ГОСТы, социальная защита библиотекарей, ведение учетной документации. Групповые консультации могут быть напечатаны для рассылки в школьные библиотеки.

ТРЕБОВАНИЯ

Вот основные требования, которые предъявляются к консультационной работе:

1. Актуальность тематики. Разумеется, ее не стоит предвидеть на годы вперед. Жизнь есть жизнь. Каждый ее день выдвигает новые задачи. Вот на них и следует в первую очередь ориентироваться в консультировании.

К сожалению, и методические центры, и публикации в библиотечной печати демонстрируют в этом случае непростительную неповоротливость. Давно является актуальной и совершенно нерешенной проблема платных услуг. Однако школьные библиотеки до сих пор не получили консультаций, как сделать платные услуги рациональными и выгодными для читателей и библиотеки школы. По теме отсутствуют добротные консультации, нет нормативной базы.

2. Адекватность содержания консультации ее теме. Увы, многообещающие названия консультаций далеко не всегда полностью соответствуют их содержанию.

3. Практическая направленность. Советы должны быть выполнимыми, реальными. Ведь главная задача консультации – помочь школьному библиотекарю на деле, подсказать ему, как выполнить работу.

4. Ориентация. Тема консультации, ее содержание, манера подачи подготовленного консультантом материала должны быть рассчитаны на заданную аудиторию, на конкретного школьного библиотекаря.

5. Доказательность позиции должна основываться на высоком теоретическом уровне, методической и технологической оснащенности изложения темы. Мысли консультанта необходимо подтверждать фактами, примерами, цифрами, графиками.

6. Лаконичность стиля автора консультации – одна из важнейших ее достоинств.

7. Ответственность библиотечных центров и профессиональной печати за тщательность подготовки и систематичность распространения консультаций по школьным библиотекам должна быть очень высокой. Нет сомнений, что строгое соблюдение перечисленных здесь основных требований, предъявляемых к консультациям, позволит повысить их эффективность.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ

Попытаемся порассуждать о том, как сделать кропотливый труд по составлению консультаций более рациональным, какова последовательность операций.

Главное – безошибочно выбрать или уточнить темы консультаций, адекватные ключевым запросам школьных библиотек, и одновременно найти высококвалифицированных разработчиков каждой темы.

В обязанности разработчиков входят:

– подбор материалов по теме (литература, документы, факты, графиче-ские и статистические данные, яркие примеры);

– анализ автором консультации всего собранного материала, отбор из него самого ценного и доказательного;

– составление плана консультации;

– подготовка текста и тезисов для устной консультации;

– выступление в аудитории, либо размножение текста консультации для рассылки по школьным библиотекам или публикации.

СТРУКТУРА КОНСУЛЬТАЦИИ

В структуре любой консультации легко просматриваются четыре взаимосвязанные части.

• Методическая, раскрывающая идеи, содержание, сущность проблематики избранной консультации.

• Организационно-методическая. Принципиально это важнейшая часть любой библиотечной консультации. Ее назначение – исчерпывающе подробно описать всю механику работы и детально показать, каким образом выполнить советы консультанта по данной теме. Какие формы, методы, технологические, организационно-управленческие решения избрать школьному библиотекарю, чтобы добиться максимального эффекта, получить весомый конечный результат.

В этой же части целесообразно рекомендовать библиотекарям формы организации информационного и графического обеспечения консультации: выставки по теме, обзоры, индивидуальные беседы, плакаты и т.п.

И еще. Если консультант хочет, чтобы его советы, рекомендации достигли цели, а опыт пригодился библиотекарям, ему следует избегать категоричности утверждений. Его консультация должна подталкивать к многовариантности решений.

В одной консультации трудно исчерпать тему полностью. У слушателей или читателей всегда возникают потребности в дополнительных сведениях. Целесообразно поэтому всегда помнить и о третьей части консультации – библиографической (кратком списке рекомендуемых источников по теме).

И наконец, четвертая, завершающая часть консультации – ответы на вопросы аудитории.

Если консультант сумел провести встречу на высоком профессиональном уровне, публикация заинтересовала читателей, у аудитории всегда найдутся вопросы. Отклики аудитории – это четкий показатель, насколько консультация принята, усвоена или отвергнута. При отрицательной реакции, возможно, консультант не учел квалификацию аудитории, недостаточно осветил наиболее интересные для библиотекарей аспекты.

Желание библиотекарей что-то уточнить, конкретизировать свидетельствуют о неравнодушии к теме консультации.

* * *

Подводя итог, можно сказать, что консультации – это гибкая, оперативная и доступная форма методической работы, позволяющая в сочетании с другими формами повышать эффективность и качество сотрудничества методистов и школьных библиотекарей.