Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Подробности

Анна Полканова

Повышение квалификации

Дайджест некоторых интересных книг

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. – 224 с.

Психолого-педагогические особенности обучения взрослых.

Взрослый человек, как правило, загружен текущими делами на работе, и поэтому время, отведенное на обучение, строго регламентировано. Оно не позволяет полностью погрузиться в новый тип деятельности – быть только учеником.

Возраст человека определяет особенности мыслительных процессов. С годами емкость памяти человека начинает снижаться. Мышление становится менее оперативным и гибким.

Накопленный профессиональный опыт ведет взрослого ученика, ослабляет у него желание включиться в образовательное пространство, подавляет познавательную активность, мотивацию к обучению. А с другой стороны, использование в учебном процессе имеющихся знаний может сделать учебу более успешной.

И наконец, существуют психологические барьеры. Внутренние препятствия – нежелание, боязнь, неуверенность – мешают успешно работать. В результате человек строит различные препятствия для отражения воздействия внешней среды. А из потока внешней информации выбирает только ту, которую он может усвоить, дополнив накопленный опыт. Но сложившееся представление о мире препятствует творческому процессу, препятствует освоению нового. Поэтому и возникает необходимость освободить человека от внутренней психологической защиты, препятствующей его профессиональному росту.

В среднем возрасте механизмы защиты достаточно жестко и прочно закреплены в структуре личности. Они активно функционируют, выполняя роль фильтров и обеспечивая внутренний покой системы в целом.

При обучении взрослых в них проявляется догматизм, робость, мнительность.

Сложившийся человек имеет, как правило, устойчивую систему профессиональных стереотипов. Неумение преодолевать стереотипы в поведении и мышлении не позволяет человеку стать более открытым, непосредственным, чутким к творческим начинаниям. Все это становится тормозом при перестройке профессиональной деятельности, мешает объективно оценивать и анализировать собственный профессиональный багаж.

При организации обучения методист должен знать, что взрослым невозможно навязать обучение. Они должны захотеть учиться. Готовность человека к обучению может сформироваться только из его осознанной внутренней потребности. Взрослые ученики стремятся к самостоятельности, самоорганизации и самоуправлению в учебе, как и в других аспектах жизни. Они будут с интересом изучать только то, что им необходимо для решения профессиональных проблем, достижения поставленных целей, что они рассчитывают применить на практике. Значит, им нужны не знания, а новые схемы деятельности.

Замечено, что специалисты лучше воспринимают новые знания в неформальной обстановке. Формы и методы их обучения весьма разнообразны, но необходимо избегать оценок и конкуренции. Однако, вполне допустима открытая процедура диагностики, позволяющая людям самостоятельно оценивать свою деятельность.

Большой предшествующий опыт людей необходимо использовать в учебном процессе. В ходе обучения этот опыт может быть не только проблематизирован, но и актуализирован. Это имеет особенно большое значение в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.

Повышение квалификации – это система образования профессионалов. По отношению к обучающемуся она выполняет роль социальной защиты, потому что образованный человек уверен в себе и обладает внутренней свободой решений и поступков. Он менее привязан к среде, не скован стереотипами и предрассудками, более мобилен. Все это нужно учитывать при решении психологических задач системы повышения профессиональной квалификации. Нужно обновить знания слушателей, новые знания необходимы, чтобы преодолеть разрыв между предыдущей профессиональной подготовкой и новыми требованиями производства.

Придется изменить устаревшие взгляды человека, его профессиональные менталитеты, сложившиеся стереотипы и штампы и помочь ему осмыслить свой опыт с современной точки зрения. Человек должен ясно понимать необходимость дальнейшего роста. На этом пути преподаватель призван помочь ученику преодолеть ошибки накопленного раньше опыта и профессиональные деформации, например эмоциональное истощение. Необходимо также провести специальную реабилитацию, преодолеть социальный травматизм, вооружив взрослого человека средствами и способами профессионального и духовного восстановления.

Чужой опыт профессиональной деятельности, усвоенный в процессе учебы, становится собственным профессиональным опытом. На этой основе создаются предпосылки к дальнейшему профессиональному росту человека. В процессе повышения квалификации нужно научить взрослого библиотекаря заботиться об интересах тех, для кого он работает: школьников и их родителей.

Если человек способен адаптироваться к новым условиям работы, то можно говорить о его профессиональной обучаемости.

Профессиональная обучаемость – это способность человека приспособиться к новым условиям профессиональной деятельности – изменяющейся профессиональной среде, овладеть новыми профессиональными знаниями, освоить новую психологию рабочего процесса. Профессиональная обучаемость подразумевает, что библиотекарь готов и открыт для перехода на новый, более высокий уровень профессионализма.

И в то же время в процессе обучения необходимо профессиональное самосохранение личности.

Способов профессионального самосохранения несколько. Назовем основные. Прежде всего, это противодействие человека профессиональному старению и его стремление поддерживать свой мозг как «орудие» умственного труда в хорошем состоянии.

К каждому профессиональному кризису, срыву, сбою, изменению обстоятельств человек должен подходить как к новой возможности для оттачивания своего профессионализма. На этом пути не обойтись без изучения своего профессионального опыта и его ошибок. Очень важно вовремя увидеть тревожные симптомы будущих ошибок и стрессов и постараться их избежать.

Профессиональное самосохранение поможет человеку исключить из своей жизни калечащую личность манеру поведения. Нельзя, чтобы над человеком брали верх обида, зависть, страх, ревность... Нужно верить в себя, свой профессионализм, свои силы.

Леонов Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. Вып. 1. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. – 210 с.

Система построения устного выступления

Для успешного выступления докладчику необходимо ответить на семь вопросов.

Зачем говорить? Здесь необходимо отчетливо уяснить для самого себя цель выступления и предвидеть воздействие на слушателей.

О чем говорить? Оратор должен четко выбрать главную мысль, идею, концепцию, которую он хочет донести до слушателей. Тема выступления – это всего лишь заявка. В рамках темы может быть много мыслей и направлений их развития. Поэтому надо выбрать один основной тезис (стержень) выступления, его идейный заряд, и стрелять им точно в цель, то есть тему.

Сколько говорить? Следует отобрать самое существенное для обоснования главного тезиса и в этих рамках сказать необходимое и достаточное.

Кому говорить? Выбрать тактику воздействия, способ убеждения, приемы и средства языка следует, исходя из уровня подготовленности аудитории.

Где говорить? Условия произнесения речи могут быть различны. Исходя из этого, следует заранее предусмотреть возможные изменения в тактике выступления.

Как говорить? Одну и ту же мысль можно довести до сознания разными способами. Воздействуя, например, на разум, на веру или чувства людей. Искусство выступления заключается в умелом выборе способа или способов воздействия на аудиторию и отточенной технологии подачи аргументов.

Что говорить? Надежные аргументы, факты, примеры для раскрытия каждого вопроса составляют основу для озвучивания главной мысли выступления.

Система построения устного выступления требует от оратора больших знаний и ораторских навыков. Семь конструктивных вопросов очерчивают область минимальных требований, без которых практически невозможно построить публичное выступление.

Если оратор не знает основных логических методов: индукции, дедукции, традукции, не знает, как создается умозаключение по схеме силлогизма, то он не сможет включить в работу разум слушателя.