Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Дальние страны

Ольга Леонтьева

Каждый учится так,
как считает нужным

Гимназическое образование в Дании

Человек, работающий в библиотеке, здесь называется не библиотекарем, а лидером образовательного центра.

Ольга Милославовна Леонтьева –
кандидат педагогических наук,
журналист газеты «Первое сентября»,
координатор парк-школ в России

Общий взгляд

Два дня я пыталась разобраться в том, как строится образование в датской гимназии, куда поступают выпускники девятилетней школы.

Гимназии в Дании заканчивает примерно 50% молодежи. Остальные идут в другие учебные заведения, где они могут получить профессиональное образование. Гимназическое образование – примерно то же самое, что наша полная средняя  (11-летняя) школа, но она не является обязательной для всех, и в нее можно поступить не только после 9-го класса (что делают примерно 40% выпускников народных школ), но и чуть позже, после учебы в 10-м классе, в «послешколе» или после одного-двух лет работы.

Если в гимназию поступают сразу после окончания девяти классов, с аттестатом об окончании общеобразовательной школы, то учатся три года. Если позже (после работы или других школ), то проходят ту же программу за два года, так как эти молодые люди взрослее. Обычно они учатся гораздо серьезнее, понимая, зачем им это нужно. Такое правило существует с 1969 года.

Каждая гимназия имеет свои правила приема студентов, которые определяются ее руководством. Если выпускники имеют высокие баллы по всем обязательным предметам в сертификате о девятилетнем образовании, они поступают в гимназии автоматически. Если же отметки плохие или сертификата не существует вовсе, то некоторые ректоры гимназий предлагают абитуриентам пройти процедуру тестирования, а другие принимают студентов по рекомендательным письмам. Это, как правило, практикуется в небольших городах и поселках, где репутация школ хорошо известна всем окружающим.

Однако правила отчисления из гимназии едины во всем государстве. Гимназия имеет право избавиться от нерадивых учеников, только если те без уважительных причин пропустили в течение учебного года больше 10–15% занятий. Из-за неуспеваемости никого отчислить из гимназии нельзя, таков закон. Поэтому, по мнению многих преподавателей, ряд детей просто хорошо проводят там время. Подростки не учатся и забирают документы только в последний год.

Гимназии открыты практически для всех желающих, независимо от того, хорошо они учились в школе или нет.
И очень часто случается так, что бывшие прогульщики и двоечники в 17–18 лет проявляют незаурядный интерес к учебе. Так почему бы не позволить им получить образование? Неужели только из-за того, что когда им было 13–15, они совсем не хотели учить уроки?

Те, кто поступают в гимназию сразу после школы, как правило, делают это только потому, что еще не определились в выборе будущей профессии. Они просто хотят продолжить учебу, провести хорошо время с новыми друзьями, а уж потом…

Потом большинство юношей пойдут на полгода в армию (девушкам это тоже не возбраняется), поработают годик-другой. И после этого будут определять свой дальнейший жизненный путь. Редко кто из выпускников гимназии сразу идет учиться в институты или университеты. Выбор профессии – дело серьезное, так зачем же спешить?

Независимо от достатка семьи молодые люди обычно подрабатывают и во время учебы, чтобы иметь карманные деньги. Поэтому преподаватели стараются строить обучение таким образом, чтобы домашних заданий было как можно меньше. Знают, что домашние уроки ученики все равно не выполнят, и все окажутся в неудобном положении. В процессе обучения проводятся регулярные тестирования. Его цель – показать студентам, на какие разделы им следует обратить особое внимание. Ведь в конце учебы нужно будет сдавать экзамены, и отметки будут выставлены в образовательный сертификат.

Этот лозунг «Каждый учится так, как считает нужным» – правило всей образовательной системы. Иногда даже вывешивается в коридорах. За собственное образование отвечают учащиеся.

В первый год обучения молодые люди проходят общие обязательные курсы по разным предметам, работают в обязательных для всех проектах. Потом ребята выбирают, какие предметы они будут изучать углубленно, а какие нет. В зависимости от того, какой уровень изучения того или иного предмета они выбрали, будут проводиться и экзамены и, соответственно, выставляться итоговые отметки: уровень С (поверхностный), В (средний) или А (глубокий).

Гимназия Эспергее

Этому учебному заведению больше двадцати лет. Оно считается одним из самых лучших в Дании. Туда поступают дети из довольно благополучных семей, живущих в престижном районе недалеко от Копенгагена. Специального профиля в гимназии нет: учеба здесь строится по классическому, принятому в большинстве датских школ принципу. Большую часть занятий ученики проводят в режиме проектной деятельности. Холлы специально оборудованы для индивидуальной работы: компьютеры, книги на открытых полках, удобные столики, за которыми можно расположиться одному или небольшой группой.

Почему среди разнообразия образовательных учреждений, существующих в Дании, молодые люди предпочли именно гимназию в Эспергее? Этот простой на первый взгляд вопрос вызвал у ребят большое недоумение. Большинство раньше просто не задумывались об этом – где же еще учиться?

А вот какие ответы дали учащиеся выпускного класса:

Йеспер: Я думаю, что пришел учиться сюда, потому что после гимназии у меня будет больше возможностей для получения нужной профессии.

Джонатан: А я просто не знал, что мне делать после 9-го класса, поэтому и поступил в гимназию. Самое смешное, что теперь я хочу стать поваром, а это значит, что образование, которое я здесь получу, мне фактически не понадобится. Но я не жалею – у меня много новых друзей, рядом с которыми я прожил три прекрасных года.

Саймон: Вокруг, в мире взрослых, так много интересного, такое количество возможностей! Честно говоря, я имел большие проблемы с выбором: все хотелось попробовать. Вот и решил пока просто поучиться и подумать. После гимназии пойду в армию, а потом... ох, не знаю, возможно, стану пилотом.

Лина: А я знаю точно, чего хочу: пойти учиться в университет, изучать биологию.

Мы привели здесь достаточно типичные ответы. Примерно 90 % ребят продолжают учиться по инерции, чтобы не совершать никакого выбора. Остальные думают о том, что обязательно продолжат учебу. Это важно и нужно. Зачем, никто мне не объяснил, но такова сила общественного мнения, правил и привычек. Родители закончили гимназию, и я тоже буду умным, как они.

Удивило другое. Почти все как один сказали, что прежде чем продолжать учебу, обязательно устроятся на работу.
И не куда-нибудь, не ради денег, а чтобы понять, может ли данная профессия стать любимой на всю жизнь. В одном из младших классов другой школы я встретила девушку, работавшую там помощником учителя, чтобы решить, поступать ей в педагогический институт или нет.

Уроки

Странное ощущение испытываешь в датской гимназии. Будто побывала не в другой стране, а в одной из школ России. Уроки похожи друг на друга, как капли воды. Конечно, учителя разные, но вот все уроки одинаковые. Парадокс, но это так. Когда присутствуешь на уроках, видишь, как учитель ведет себя с детьми: раскрепощенно или зажато, улыбается или хмурится. Учитель всегда перед классом, его должно быть видно со всех сторон.

И еще на уроке важно понимать и хорошо знать язык, на котором он проводится. Впервые я задумалась об этом именно в гимназии. В других учебных заведениях Дании я могла включиться в учебный процесс, даже ни слова не говоря на их языке. Здесь же нужно понимать каждое слово, иначе ощущаешь себя чужеродным элементом.

Если сравнить урок и учебную работу в открытом пространстве гимназии с точки зрения внешнего наблюдателя, то это как спектакль и музыка. Только очень хороший спектакль можно понять и почувствовать, не зная языка, на котором говорят артисты. Музыкальное же произведение доступно всем, кто умеет слушать музыку. И язык здесь совершенно ни при чем. Но мы говорим об уроках, а не о театре.

В гимназии Эспергее есть разные (по мнению ее учеников) учителя – хорошие, не очень и плохие. Может быть, мне повезло, и я видела только хороших. Может быть, плохие не захотели приглашать меня на уроки, не знаю. Но у каждого учителя удалось подсмотреть ряд интересных приемов, которые вполне можно использовать в любой школе на любом предмете. Правда, я уверена, что приемы эти не новы. Но раз уж есть повод поговорить о способах работы на уроках, жаль от этого отказываться. Поэтому я не буду описывать сами уроки, расскажу лишь о конкретных методах работы, замеченных во время их проведения.

Задание – награда

Мы называем этот прием «задание – награда», но, возможно, это слишком громко сказано. На самом деле все было организовано гораздо проще. И причины вполне обычные, хотя мы часто отказываемся уделять им должное внимание. Всем учителям известно, что подростки шестнадцати лет почти никогда не выполняют все уроки, заданные на дом. Чаще всего это делают один-два лучших ученика, а остальные списывают у них прямо перед началом урока, чтобы показать учителю, какие они добросовестные ученики.

Учитель математики рассказала нам, что она делает для того, чтобы не ставить ни себя, ни ребят в такое неудобное положение. Задавая работу на дом, она говорит ученикам номера заданий, которые рекомендуется выполнить, чтобы усвоить программу наилучшим образом. Это для тех самых одного-двух учеников, кто уж очень любит учиться. Одновременно она предлагает нескольким ребятам, кто несомненно способен справиться с заданием (если сказать это публично, такое заявление и будет наградой-поощрением даже для подростков!), чтобы каждый подготовился объяснять всем решение одного конкретного примера.

Таким образом, с одной стороны, домашнее задание получают все, а с другой – учитель уверен, что каждый пример будет обязательно решен хотя бы одним учеником. Проверка домашней работы проводится одновременно и как повторение, и как анализ изучаемого материала. Ученики выходят к доске, объясняют, как они выполнили задание. Остальные слушают, пытаются разобраться, понять, задают вопросы.

Продолжение следует