Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2003


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Совместный
проект
с газетой

Детское чтение

Ксения Молдавская

«Психи»-подвижники и федеральная программа

wpe851.jpg (3108 bytes)

Ксения Александровна Молдавская
ведущая полосы
«Детлит» газеты «Книжное обозрение»
– специально для «Библиотеки в школе»

О том, что дети мало читают, сейчас не говорит только ленивый. Неленивые еще и причины не ленятся называть: компьютеры, дескать, и телевизоры – это такая скверна и зараза, что книги – КНИГИ! – становятся ненужными. «А вот и нет, – возражают другие неленивые. – Просто книги нынче облик меняют. Вот файл компьютерный – книга. А вот набор карамелек в пакетиках с четверостишиями – тоже книга. А вот…»

«Да не о том говорите, граждане! – восклицают третьи. – Скоро все библиотекари вымрут как класс, тогда некому будет рассуждать вместе с вами прекраснодушно о книгах, и будем мы жить на планете победивших телевизионных игровых приставок!»

Четвертые же совершенно точно знают, что библиотекари не переведутся и как класс не вымрут. Потому что подвижников (в другой редакции – психов) у нас всегда хватает. Эти самые четвертые делятся даже на две противостоящие группы: собственно «психов» (подвижников) и тех, кто ставит над ними всяческие эксперименты на выживание. А библиотекари все выживают и выживают. Дай им бог и дальше выживать.

А экспериментаторы еще и шепчут: «Вы тут у нас в санаторных, можно сказать, условиях существуете! Вон в других странах вообще библиотеки закрывают!» И намекают всячески, что в Европе сумасшедших энтузиастов не потерпят, потому что цивилизация.

Европейская цивилизация – оно, конечно, хорошо. Правда, нам она большую часть нашей истории была не указ. Но иногда все-таки мы у нее кое-чему учились. И сейчас есть чему поучиться. Только не тому, чтобы библиотеки закрывать. Поэтому расскажу о примерах положительных и, возможно, даже достойных подражания.

Вот в Норвегии проблемы детского чтения тоже существуют. И решают их самыми неожиданными путями. Так, например, увидели норвежцы, что мальчики меньше склонны к чтению книг, чем девочки. Кинули клич: привлечем, дескать, мальчиков к чтению! Напишем книги, которые им интересны! И что вы думаете? Цивилизованные норвежские мужчины ринулись писать детские книги, потому что мальчишеские интересы знают не понаслышке. Свою детскую литературу норвежцы холят, лелеют, защищают на государственном уровне: «Наша детская литература, помимо всего прочего, – ценный экспортный продукт, и мы должны об этом помнить. У нас слишком маленькая страна, чтобы мы могли разбрасываться нашим национальным достоянием».

А вот в Швеции действительно закрывают библиотеки, в том числе и детские. А детских писателей не принимают в Шведскую королевскую академию наук. «Они там, в академии, очень надменные, – говорят шведские детские писатели. – Они даже Астрид Линдгрен не приняли». Но шведские детские писатели не готовы покориться судьбе. Как совершенно верно было замечено, они цивилизованные европейцы и потому верят в силу цивилизованного общества. Они создали собственную академию – Шведскую академию детской литературы с не пожизненным членством. Академики борются с цивилизованными экспериментаторами, закрывающими библиотеки. Они написали и выпустили на разных языках брошюрку «Восемнадцать зачем нужны детские книжки», которую в надежде достучаться до чиновничьих сердец распространяют везде, где только могут: «Мы раздаем их жадным политикам». Шведы верят в свою миссию, теорию малых дел и в силу общественного мнения. Только, считают они, все равно не в их силах вернуть ребенка к книге, если не будет в этом помощи и поддержки родителей: «Родители перестали читать детям вслух. Это несправедливо». Цивилизованные шведские родители (кого-то они мне напоминают!) в большинстве своем предпочитают включить ребенку мультики или компьютерные игрушки. И переубеждать надо в первую очередь именно их, родителей, а не «жадных политиков» и «бессердечных чиновников».

А вот в Финляндии проблемы детского чтения, говорят, не существует: «Во всем мире это называется финский феномен!» Потому что здесь общественное мнение, государственные программы и малые дела переплелись настолько, что стали неотъемлемой частью жизни страны, куда нынче со всего мира приезжают за положительным опытом. А теперь внимание: в Финляндии РОДИТЕЛИ ЧИТАЮТ ДЕТЯМ КНИГИ ВСЛУХ КАЖДЫЙ ДЕНЬ лет до двенадцати. Потом дети начинают – точнее, продолжают – читать сами. Выпуск детской литературы составляет в Финляндии примерно 20% от общего объема национального книгоиздания. А еще в Финляндии с 1997 года присуждается государственная премия «Finlandia Junior» в области детской и юношеской литературы. Размер премии – 25 000 евро. На родине Мумми-Тролля, конечно, и не такое возможно. Но мы-то чем хуже?

У нас вон поощрение детского чтения тоже назначили федеральной программой. Я, правда, уже не верю, что из желания «как лучше» не выйдет «как всегда». Но, согласитесь, это указывает на положительные тенденции в нашем государстве. Глядишь, чувствуя за спиной федеральную поддержку, «психи»-подвижники, и в первую очередь библиотекари, наворотят своих малых дел столько, что это приведет большому результату: ребенок и книга вновь полюбят друг друга.