Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 07 (19) • вкладка в БШ № 07 (91) • 1–15 апреля 2003

Час тихого чтения

Я ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ: Зоология: Беспозвоночные.

Книга
для учителя. Редактор-составитель А.Я.Щелкунова.

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Сборник составлен на основе материалов, опубликованных в еженедельнике «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), и включает в себя лучшие разработки уроков, дидактические материалы, научно-популярные статьи, вопросы олимпиад и сценарии биологических вечеров и руководства по содержанию «Живых уголков».

Научно-популярные статьи, помещенные в сборнике, содержат интересные, в том числе малоизвестные, сведения об основных группах беспозвоночных животных. Статьи об инфузориях-убийцах, моллюсках, мидиях, паучьих сетях, поющих муравьях, термитах, бортовых пчелах и бабочках (всего в этом разделе 16 статей) послужат хорошей иллюстрацией изучаемых в школьном курсе понятий и явлений, сделают уроки более содержательными и интересными.

Раздел «Открытый урок» – это девять разработок и сценариев уроков, среди которых есть уроки-спектакли «Ползет амеба по субстрату», «Паучьи сказки – детские рассказки» и урок-исследование «Планктон», уроки-викторины «Тип Членистоногие», «Класс Ракообразные», «Бабочки» и урок-конференция «Многообразие и значение насекомых». Сценарии уроков составлены так, что контрольные задания и вопросы викторин перемежаются с изложением нового материала, – все это сделает уроки живыми и запоминающимися.

«Дидактические материалы» сборника представляют собой несколько групп познавательных задач, задания и вопросы (в том числе и задачи повышенной трудности). Особый интерес вызывают методические рекомендации по использованию опорных сигналов при изучении зоологии беспозвоночных и 230 идеографических изображений с комментариями, раскрывающими закодированную в идеограммах информацию.

Без опытов и наблюдений в «Живом уголке» уроки биологии немыслимы. В сборнике приводятся рекомендации по содержанию беспозвоночных животных (амебы, гидры, дафнии, циклопы, водяные ослики и пауки, речные раки) в школьном живом уголке; описания опытов, наблюдений («Зоопарк на подоконнике», «Содержание палочника в террариуме», «Личинки насекомых» и «Чему можно научить насекомых»), которые можно провести и на уроке, и на занятиях кружка, и в домашних условиях.

Сборник может быть полезен учителю при подготовке к урокам, школьникам – к выпускным и вступительным экзаменам, в работе биологических кружков, а также студентам-биологам.

 

Я ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ. Зоология. Пресмыкающиеся.

Книга
для учителя. Редактор-составитель Н.Ю.Феоктистова.

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Сборник включает разработки и сценарии уроков, дидактические материалы и викторины, научно-популярные статьи, а также материалы, посвященные содержанию животных в живом уголке.

В первой части сборника – «Копилка опыта» – содержатся сценарии уроков-спектаклей «Капля тайны в чаше яда» и «Исчезнувший мир динозавров», урока-игры «Экспедиция в затерянный мир», в которые наряду с программным материалом включены исторические и географические сведения, расширяющие кругозор школьников, а викторина на тему «Пресмыкающиеся» насыщена надолго запоминающимися вопросами и ответами.

Следующая часть, «За страницами учебника», состоит из 14 научно-популярных статей о представителях класса пресмыкающихся: динозаврах, змеях, ящерицах, черепахах – говорят сами за себя: «Змеиный яд – опасность и лекарство», «Клинок и яд, и легкие доспехи», «Лесной дракон» – об уникальном семействе агамовых, «Самые-самые пресмыкающиеся», о гигантских черепахах, нильских крокодилах, самых опасных для человека змеях и, конечно, о динозаврах.

Двенадцать познавательных задач и заданий (в части «Дидактические материалы») помогут лучше закрепить полученные знания, поддержать интерес учащихся к этому классу животных и, что очень важно, по возможности изменить негативное отношение к отдельным его представителям.

Рекомендации по содержанию разнообразных пресмыкающихся (гекконов, эублефаров, водяных черепах), по изготовлению наиболее удобных террариумов и выбору растений для них, а также советы по проведению наблюдений и постановке простых опытов обычно рассеяны по различным книгам. В сборнике они собраны в одном разделе – «Живой уголок».

Сборник составлен на основе материалов, опубликованных в еженедельнике «Биология» (газета Издательского дома «Первое сентября»). Он может быть использован учителями средних школ, в работе биологических кружков, а также школьниками, готовящимися к выпускным и вступительным экзаменам.

Я ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ. Зоология. Рыбы и земноводные.

Книга для учителя. Редактор-составитель Н.Ю.Феоктистова.

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Книга «Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные» представляет собой тематический сборник избранных материалов, опубликованных в еженедельнике «Биология» (газета Издательского дома «Первое сентября») в разные годы.

Книга состоит из двух крупных разделов «Рыбы» и «Земноводные», посвященных отдельным классам позвоночных животных. В свою очередь, каждый раздел включает в себя четыре части: «Копилка опыта», «За страницами учебника», «Дидактические материалы» и «Живой уголок».

В разделе «Рыбы» представлены сценарии уроков, конкурсов, викторин, урока-зачета «Особенности строения и значение рыб» и урока-обобщения «Своя игра». Восемь научно-популярных статей в этом разделе содержат очень интересные и увлекательные сведения, почерпнутые из новейшей научной и популярной литературы.

Дидактические материалы раздела содержат 14 познавательных заданий и вопросов с развернутыми ответами на них. В часть «Живой уголок» вошли не только советы по содержанию разнообразных рыб («Аквариум», «Золотые рыбки», «Рыбы-бабочки», «Барбусы»), но и рекомендации по проведению наблюдений и постановке опытов, которые можно провести как на уроках, так и на занятиях биологического кружка.

В разделе «Земноводные» представлены сценарии урока-спектакля «Царевна-Лягушка», урока-видеоканала «Земноводные» (с репортажами, викториной, фотохроникой, интервью) и программированная работа по теме «Среда обитания и особенности строения земноводных». В серии очерков этого раздела рассказывается о мире земноводных России, их развитии, заботе о потомстве, о самых крупных, плодовитых, ядовитых, заботливых представителях этого класса. «Дидактические материалы» содержат девять заданий по теме «Зоология позвоночных» с подробными комментариями, а часть «Живой уголок» – рекомендации по содержанию тритонов, аксолотлей и шпорцевых лягушек и по наблюдениям за ними.

Книга будет интересна и полезна всем, кто интересуется удивительной наукой – биологией.

 

Я ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ. Зоология. Птицы.

Книга для учителя. Редактор-составитель Н.Ю.Феоктистова.

Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

Книга «Я иду на урок биологии. Зоология. Птицы» представляет собой тематический сборник избранных научно-популярных статей, сценариев уроков и дидактических материалов, опубликованных в газете «Биология» Издательского дома «Первое сентября» в разные годы.

Открывают сборник разнообразные сценарии: модульного урока «Особенности строения птиц в связи с приспособленностью к полету», урока – лабораторной работы «Амниотическое яйцо как модель космического корабля», командного урока-игры «Мир птиц», уроков-викторин о птицах разных материков и птицах России, а также заключительного орнитологического урока-семинара с задачами, загадками, играми и кроссвордами.

Новые интересные сведения о строении яйца, о разных представителях класса птиц (страусах, клушицах, коршунах, воронах и грачах, дятлах, журавлях и многих других), об их пении, о птичьих базарах, о поведении птиц в городе, о рекордах птичьего мира можно найти в 16 научно-популярных статьях. Написанные специалистами-орнитологами ярким живым языком, эти статьи читаются и запоминаются как «классная» художественная литература.

Раздел «Дидактические материалы» включает 20 задач по теме «Зоология позвоночных. Класс Птицы». Задачи и развернутые ответы на них помогут ученикам лучше закрепить полученные на уроках знания.

Завершает сборник руководство по содержанию птиц в неволе, советы по уходу и наблюдениям за пернатыми как во время занятий, так и в домашней обстановке, а также статья о волнистых попугайчиках, об уходе за ними и обучении их произносить слова человеческой речи.

Сборник поможет учителям при подготовке уроков и внеклассных занятий, он может быть интересен и родителям, помогающим своим детям познакомиться и бережно обращаться с миром птиц, пригодится для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам, а также в работе биологических кружков.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Дашковская О. Бюджетное место под солнцем. № 18–2003, с. 1.

Какое количество бесплатного образования придется на душу населения в этом году?

Адамский А. «Эврика» передает из Лондона. № 19–2003, с. 1.

Как устроено гражданское управление школой в Англии.

Иштрикова Н. ...В условиях стабильного финансирования. № 21–2003, с. 1.

Вузы смогут более свободно распоряжаться бюджетными средствами и рассчитывать на независимую аттестационную комиссию. А пока таких условий нет, все живут кто как может.

Дашковская О., Поздин Д. Можно ли влияние улицы обратить на пользу ребенка? № 21–2003, с. 1.

В Тюмени разработана программа «дворовых вожатых».

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Виноградова Н., Беспалова Г. Когда ваш класс под огнем контрольных... № 19–2003, с. 2.

Монолог завуча.

Виноградова Н., Беспалова Г. Каникулы лишними не бывают! № 19–2003, с. 2.

Ведь на самом деле они тоже часть учебного года. Особенно для подростков.

Литвяк Е. Весна – время года, когда нужно не спешить за программой. № 19–2003, с. 2.

Интервью с директором Института возрастной физиологии РАО, доктором биологических наук
М.М.Безруких.

Филиппова Н. Разгрузили или добавили? № 21–2003, с. 2.

Чтобы освоить обязательный минимум, предусмотренный новым проектом стандартов, необходимо значительно увеличить количество учебных часов.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Кирилова С. «Сколько будет стоить реструктуризация, мы пока не знаем». № 18–2003, с. 1–2.

Беседа с руководителем эксперимента по реструктуризации сельской школы Т.Абанкиной, начальником отдела Института развития образования Высшей школы экономики.

Кириллова С. Шесть рискованных шагов к новым возможностям. № 18–2003, с. 2.

Как будет внедряться профильное обучение в сельских школах?

Кириллова С. Памятник неизвестному учителю. № 18–2003, с. 2.

Дети получают образование в сельской школе, чтобы больше никогда не возвращаться в село.

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Логинова О. Проекты лучше обычных уроков, но... № 18–2003, с. 3.

Как найти такие технологические решения, чтобы их можно было использовать в массовой практике?

Калмановская О. В переводе с латинского – «брошенный вперед». № 18–2003, с. 3.

Проект – это деятельность, в которой находят свое выражение личностные интересы ученика.

Береговая И. Арбитр, эксперт, консультант. № 18–2003, с. 3.

Эксперимент, в котором учитель обретает новую профессию.

БИЛЕТ НА ЭКЗАМЕН

Корсунова О. ЕГЭ: разрез по вертикали. № 20–2003, с. 3.

Чтобы единый экзамен заработал, к нему сегодня приходится всерьез готовиться решительно всем – от чиновников Минобразования до учителей и школьников.

Корсунова О. Эксперимент только начался, но опыт уже есть. № 20–2003, с. 3.

Как подготовиться к единому экзамену? Лучше всего это знают те, кому уже довелось через него пройти.

Корсунова О. Тест на ошибки. № 20–2003, с. 3.

С чем труднее всего было справляться ученикам на едином экзамене 2002 года.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Капелюшников Р. Спасительный формализм хорошего бюрократа. № 18–2003, с. 5.

Признак цивилизованного современного общества – чиновник, тщательно соблюдающий все законы и инструкции и не дающий нарушать их другим. Только за ним надо следить, чтобы свои групповые интересы чиновник не поставил выше общественных.

Назаров И. Две ипостаси чиновника. № 18–2003, с. 5.

Государство постоянно нарушает наши права; оно же нас и защищает от подобных нарушений. Все это может делать один и тот же чиновник.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Тандит С. Не бойся быть смешным! № 19–2003, с. 8.

Принцип, конечно, хороший, правильный, помогающий во многих ситуациях. Но как убедить в этом ребенка, которого дразнят сверстники, потому что он рыжий, или маленький, или имя у него необычное?

Хоменко И. Копуша – это навсегда? № 19–2003, с. 8.

Какие черты характера перевоспитать практически невозможно? А какие можно изменить, хотя обычно считают, что они уж точно врожденные?

Никашина Е. Национальные особенности психологического сервиса. № 21–2003, с. 4.

В школах появилась дверь, в которую можно хотя бы постучать и задать свой мучительный вопрос. Но сначала лучше бы узнать, кто скрывается за табличкой с надписью: «Психолог».

ИМЯ БЕДЫ НАРКОТИКИ

Мейлахс П. На тропе героиновой войны. № 20–2003, с. 7.

Бездумная и слепая борьба с наркотиками только способствует их распространению в молодежной субкультуре.

Предигер Ю. Скажи «нет»... запугиванию. № 20–2003, с. 7.

В процессе профилактики наркомании в немецких школах были сделаны два неожиданных вывода.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Учебники. № 62. № 19–2003, с. 3–6.

Школа для учителя. № 25. № 21–2003, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Минобразования РФ. Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год. № 10–2003, с. 1–8.

Галета Е. и др. Уроки развития речи. № 11–2003, с. 1–16.

Конспекты уроков, предлагаемые вашему вниманию, содержат интересный, разнообразный материал для активизации мышления и речевой деятельности. На этих уроках дети учатся правильно строить фразы, подбирать точные сравнения, и, что немаловажно, данные занятия обладают большим воспитательным потенциалом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Темы, предложенные в данной рубрике, найдут свое отражение и продолжение во время проведения Московского марафона учебных предметов на Дне учителя начальной школы.

Колисниченко И. Мониторинг и его результаты. № 10–2003, с. 2.

Илюхина В.А. Письмо с Секретом. № 10–2003, с. 3.

Савенков А. Одаренные дети в массовой школе. № 10–2003, с. 3–4.

Соловейчик М. Время отдавать. № 10–2003, с. 4.

Чуракова Р. Практики о перспективах развития дидактической системы Л.В.Занкова. № 10–2003, с. 5.

Безруких М. Проблемы обучения и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
№ 10–2003, с. 5.

Хайруллина Ф., Галяутдинова Н. Как проверить орфограмму слабых позиций без словаря? № 10–2003, с. 6.

Иншакова О. Трудности обучения левшей. № 10–2003, с. 11.

Мухина Е. Творческая мастерская. № 10–2003, с. 12.

Сапожникова Т. Художник и зрелище. № 10–2003, с. 13–14.

Свободина Н. Еще есть время… № 10–2003, с. 15

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Штукарева М. Что такое аршин и пуд? № 11–2003, с. 3–4.

Урок в 4-м классе по теме «Старинные единицы измерений».

Каранец Л. Книжку нам найти помог алфавитный каталог. № 11–2003, с. 16.

Сценарий библиотечного урока во 2-м классе.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наумова О. У Белки появился конкурент. № 11–2003, с. 4–13.

Урок экономики в 3-м классе.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Рик Т. и др. Мы начинаем КВН. № 11–2003, с. 14–15.

Сценарии КВНов, предложенные учителями младших классов.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Паразитарные болезни. № 5–2003, с. 4–5; № 6–2003, с. 4–5.

Почему нам не удается полностью избавиться от паразитов, хотя против каждого из них есть эффективные средства? Дело в том, что в большинстве случаев развитие заболевания связано с тем или иным образом жизни, питания, поведения человека.

Якушева Е. Диагноз: гиперпаратиреоз. № 5–2003, с. 9.

Заболевание, связанное с избыточной выработкой гормона околощитовидных желез.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Степанова М. Дошкольное образование: взгляд гигиениста. № 5–2003, с. 8–9.

Главный критерий того, что программа отвечает требованиям образовательного стандарта, – ее соответствие возрастно-половым особенностям дошкольников.

Хахалин Л. Часто болеющие дети. № 5–2003, с. 14–15.

Человек приобретает устойчивость к тотально враждебному биологическому миру только через инфекционные болезни.

АСТМА-ШКОЛА

Матвеева М. Аллергия: как предупредить? № 5–2003, с. 18–19.

Как предупредить аллергию и что нужно делать, если появились первые признаки заболевания у младенца, рассказывает доктор медицинских наук, профессор, заведующая аллергологическим диспансерным отделением НЦЗД РАМН В.А.Ревякина.

Лекманов А. Аллергический ринит. № 6–2003, с. 8, 17.

Основные положения программы, в которой согласованы мнения педиатров, аллергологов, отоларингологов, иммунологов о современных подходах к диагностике, лечению и профилактике этого заболевания.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР

Стрельцова В. Травма. № 5–2003, с. 12–13.

Интервью с главным детским хирургом Москвы профессором В.П.Немсадзе о проблемах травматизма среди детей.

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Брагинский В. Что с памятью моей?.. № 5–2003, с. 10.

У детей активное внимание формируется по мере их «взросления», иногда для его развития требуются длительные усилия и специальные упражнения.

УРОК ЗДОРОВЬЯ

Родионов В., Ступницкая М. Здоровое питание. № 6–2003, с. 22.

Сценарный план занятия для учащихся 3–5-х классов.

HOMO VALENS

Степанова М. Каникулы – с пользой! № 6–2003, с. 18.

Советы о том, как лучше организовать отдых ребенка в каникулы.

ПОДРОСТОК

Шишова Т. Борьба с наркоманией подлинная и мнимая. № 5–2003, с. 16–18.

Беседа с главным детским наркологом Минздрава РФ А.В.Надеждиным.

ДОКУМЕНТ

Безруких М.М., Сонькин В.Д. Аналитическая записка. № 5–2003, с. 20–21.

Сравнительный анализ состояния здоровья, режима дня и учебной нагрузки учащихся 1-х и 10-х классов школ, участвующих в широкомасштабном эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, по результатам двух этапов 2001/2002 учебного года.

Постановление главного государственного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44. № 6–2003, с. 8–16.

О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2 1178-02.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Громова Т. Царство-государство. № 11–2003, с. 8–9.

Методика как средство диагностики и коррекции межличностных отношений.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Аржакаева Т. Девчонки + мальчишки = ? № 11–2003, с. 6–7.

Психологическое занятие для третьеклассников нацелено на оптимизацию межполовых отношений младших школьников. Оно может быть проведено в рамках урока, занятия по психологии или составить содержание классного часа.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Кравцова Е. Девятиклассники. № 11–2003, с. 12–13.

Материал для проведения родительского собрания.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Толкование поступков. № 10–2003, с. 5.

Что такое каузальная атрибуция?

Степанов С. Разум в поисках целостности. № 11–2003, с. 5.

Сегодня понятие гештальта не только сохранилось в психологии, но и приобрело огромную популярность.

ГИЛЬДИЯ

Вачков И. О пользе и вреде методологии. № 10–2003, с. 14; № 11–2003, с. 14.

Осуществляя взаимодействие с ребенком, психолог должен отчетливо осознавать, на каких принципах он организует свою работу, почему именно эти, а не другие приемы использует и каковы механизмы изменений, происходящих с его клиентом.

НАШИ ДЕТИ

Кравцова М. Правдолюб или ябеда? № 10–2003, с. 6.

Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и нытиком, понаблюдайте за собой — не слишком ли часто вы сами жалуетесь всем окружающим на свою жизнь? Может быть, он просто берет с вас пример?

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Битянова М. Чего психолог ждет от педагога? № 10–2003, с. 12.

Психологи должны очень хорошо понимать свои профессиональные запросы к другим участникам образовательного процесса. Понимать и формулировать. Тогда их скорее услышат и поддержат.

РЕПОРТАЖ

Решетникова О. Лечение душой. № 10–2003, с. 4.

Рассказ о Московском институте маскотерапии.

ТЕТ-А-ТЕТ

Чибисова М. Со стороны ребенка. № 10–2003, с. 8–9.

Консультирование подростков по проблемам отношений с родителями.

Шадура А. Глубина надежды. № 10–2003, с. 13.

Помощь в отыскании сил и обретении уверенности — одна из важнейших задач консультанта в рамках модели выбора.

ИГРОТЕКА

Битянова М. Широко закрытые глаза. № 10–2003, с. 16.

В практике психологического тренинга, групповой психотерапевтической или коррекционной работы можно успешно использовать разнообразные техники, которые объединяет один общий методический прием — наличие на глазах участников (а то и самого тренера) непрозрачной повязки.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВКЛАДКА

Печатное слово № 7. № 10–2003, с. 1–8.

Вместе с классом

Мы начинаем КВН... «Начальная школа», № 11–2003, с. 14–15.

Вы решили провести со своими ребятами КВН? Несколько советов и подборка сценариев.

Каранец Л. Книжку нам найти помог алфавитный каталог. «Начальная школа», № 11–2003, с. 16.

Сценарий библиотечного урока поможет провести и классный час, и целый праздник.

Родионов В., Ступницкая М. Здоровое питание: Сценарный план занятий для учащихся 3–5-х классов. «Здоровье детей», № 6–2003, с. 22.

По сценарному плану можно провести не только урок, но и классный час в рамках проведения Всероссийского дня здоровья детей. Приведен небольшой список литературы.

Чаурина Р. Знаете ли вы, что... [Александр Иванович Куприн (1870–1938) был не только замечательным русским писателем, но и пионером русского спорта, создателем киевского атлетического общества.] «Спорт в школе», № 6–2003, с. 22–23.

Пригласите на классный час учителей литературы и физкультуры... Предложите ученикам самим провести цикл классных часов и встреч «Знаете ли вы, что...».

Вачков И. Заколдованные звери (игра). «Школьный психолог», № 11–2003, с. 16.

Игра предназначена для пятиклассников (при некотором упрощении содержания может быть проведена и с младшими школьниками). Она направлена на тренировку наблюдательности, развитие навыков эффективного взаимодействия со сверстниками.

Детская площадка. Когда взрослеем вместе. (Заголовок тематической полосы). «Первое сентября», № 18–2003, с. 7.

Подборка материалов о школьной прессе, молодежных газетах и журналах.

Суворина Е. Полифония Масленицы. «Управление школой», № 9–2003, с. 12–13.

Масленица занимает особый период в календарном круге. Традицию праздника в школе нужно и можно создать!

Маркуша А. «На работу можно и без завтрака»: Доктор Амосов о здоровье и счастье. «Библиотека в школе», № 6–2003, с. 43–44. Здоровье своими руками – тема классного часа и родительского собрания.

Малинина Е. Очень полезная корова. «Библиотека в школе», № 6–2003, с. 45.

Игра поможет выявить некоторые особенности взаимодействия в группе, умение ребят изобразить мимикой и жестами слова или фразы, умение принимать групповое решение. Возраст игроков от 10 лет и старше.

Вместе с родителями

Степанова М. Каникулы – с пользой! «Здоровье детей», № 6–2003, с. 18.

Несколько советов родителям, что нужно и чего не нужно делать в каникулы.

Кравцова Е. Девятиклассники: Материал для проведения родительского собрания. «Школьный психолог», № 11–2003, с. 12–13.

Вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

Вместе с психологом

Кравцова М. Правдолюб или ябеда? «Школьный психолог», № 10–2003, с. 6–7.

Почему некоторые дети все время жалуются на других детей? Зачем они рассказывают все о своих товарищах, даже когда их никто об этом не просит?

Что на самом деле скрывается за детскими жалобами?

Как реагировать на жалобы: рекомендации для родителей.

Как реагировать на жалобы: рекомендации для учителей.

Чибисова М. Со стороны ребенка: Консультирование подростков по проблемам отношений с родителями. «Школьный психолог», № 10–2003, с. 8–9.

Аржакаева Т. Девчонки + мальчишки = ?: Психологическое занятие для третьеклассников. «Школьный психолог», № 11–2003, с. 6–7.

Занятие нацелено на оптимизацию межполовых отношений младших школьников. Оно может быть проведено в рамках урока, занятия по психологии или составить содержание классного часа.

Малинина Е. ...И добились изменений сами: О критической грамотности, детской площадке и классном руководстве. «Библиотека в школе», № 6–2003, с. 21–22.

Как помочь детям проявить свои лучшие личные качества? В какой форме проводить работу с классом, группой детей? Технология развития критического мышления через чтение и письмо в работе классного руководителя.

Проблема

Дрошнева Н. Учат ли у нас «на классного»?: И не то чтобы да, и не то чтобы нет. «Библиотека
в школе», № 6–2003, с. 19–20.

На вопросы корреспондента отвечает В.И.Блинов, заместитель заведующего кафедрой педагогики МПГУ.

Сапелкина И. Как распознать сектантов: Основные характерные черты деятельности тоталитарных сект. «Управление школой», № 11–2003, с. 9.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Федеральный закон «О свободе совести в религиозных объединениях». № 9–2003, с. 1–7.

Закон, принятый Государственной Думой РФ 19 сентября 1997 года.

Проект программы стажировки «Общественное управление школой» Нидерланды (Амстердам, Вилтговен, Девентер, Утрехт) 6–13 апреля 2003 года. № 9–2003, с. 8; № 10–2003, с. 8.

Образовательные программы мастерских Инновационного центра повышения квалификации. № 10–2003, с. 1–7.

Пробные программы.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Церковь и школа. № 9–2003, с. 1.

Современная школа стремится дать ребенку возможность выбора в многообразном мире, в том числе и религиозном многообразии.

Адамский А. В Англии попечителей тоже учат. № 10–2003, с. 1.

Самое главное, чему учат английских попечителей, – определять стратегию и цели школы.

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА

Лескин Д. Религиозное образование в светской школе: традиции и современность. № 9–2003, с. 2–3.

Рост бездуховности и элементарного невежества, отсутствие духа патриотизма, понятий чести и достоинства, осознания ценности качественного образования – все эти черты, увы, присущи современной российской школе.

ТЕОРИЯ ВЕРЫ

Журавский А. Проблема этничности в религии. № 9–2003, с. 5.

Придет время, и религиозных партий – не по названию, а по содержанию их политической и деятельностной активности – в России появится множество. В этом сомневаться не приходится.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Вифлеемский А. Цель – социализация будущих граждан. № 9–2003, с. 6.

Новые экономические механизмы облегчения доступа к качественному образованию детей-инвалидов.

Алейникова И. Экономисты занялись политикой. Пока – образовательной. № 10–2003, с. 6.

Исследования показывают, что недофинансирование образования вызывает... перегрузку учащихся. Экономистов от образования этот вывод поставил в тупик.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Противоречия образования. № 9–2003, с. 2.

Не пора ли нам понять, что школа и вообще образование – узел неразрешимых противоречий? Не пора ли нам подходить ко всем школьным проблемам, понимая их принципиальную неразрешимость?

Остров безопасности. № 10–2003, с. 3.

Отношение департамента образования и школы – самый больной, самый острый вопрос в сегодняшних образовательных делах.

ОФИС

Сапелкина И. Как распознать сектантов. № 9–2003, с. 11.

Основные характерные черты деятельности тоталитарных сект.

Институт образовательной политики «Эврика». Современное законодательство о благотворительности и попечительской деятельности. № 9–2003, с. 11.

Законы и постановления, которые дают возможность развивать благотворительность и направлять ее на решение социально значимых задач.

Окончание. Начало см. № 7, 8–2003.

Борисова И.П. Модернизация материальной базы. № 10–2003, с. 11.

Задача оснащения учебных заведений и пути ее решения.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 10–2003, p. 3.

3-2-1 Blast Off! Acid Rain. Writing Tools: Story Maps.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 10–2003, p. 4.

Enrich Your Vocabulary. Lunch. Weary Words.

TEACHERS FORUM

Федотова Н. Ещё раз о ЕГЭ, войне в Ираке, или Кому интересно наше мнение? № 10–2003, p. 2.

«ЕГЭ – это как война в Ираке: все понимают, что делать этого нельзя, но все уже смирились, что так оно и будет».