Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Конкурс

Павел Лернер, Татьяна Рудишина

До финиша еще далеко

Итоги конкурса «Лицо-загадка»

Татьяна Валерьевна Рудишина
главный библиотекарь ЦГДБ
им. А.П.Гайдара, редактор газеты «Библиотека в школе»
Москва

Павел Семенович Лернер
ведущий научный сотрудник Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, канд. технических наук, доцент, член-корр. Академии педагогических и социальных наук, член Союза журналистов, ответственный редактор журнала «ИСОТ: инструменты, станки, оборудование, технологии»
Москва

Когда мы замышляли интеллектуальную игру «Лицо-загадка», мы рассчитывали на то, что наши юные читатели, с нашей подачи, узнают, откроют для себя творчество замечательных людей отечественной литературы и поэзии.

Портреты «Инкогнито» сами написаны в жанре эссе. Их автору – Павлу Семеновичу Лернеру – хотелось рассказать о своих любимых русских писателях и поэтах в основном
ХХ века, тома которых в последние годы стоят на библиотечных полках, дожидаясь своего несуетливого читателя. Отлежавшись на полках библиотек и лишившись налета актуальности и злободневности, они сегодня воспринимаются иначе. Мало кто из портретов «Инкогнито» входит в школьную программу. тем лучше. У свободного чтения есть свои неоспоримые преимущества.

Если оценивать коллективные результаты школьников, принявших правила нашей игры, то именно так и получилось: поискали, открыли, поразмышляли, заинтересовались. Кто больше, кто меньше, но открытия были сделаны. А вот со второй частью игры – конкурсом эссе – получилось не все и не у всех. Ведь чего мы ждали? Мы ждали отнюдь не пересказа биографии того или иного вчера еще неизвестного вам человека и не пересказа того или иного произведения.

Эссе – жанр, предлагающий самостоятельную исследовательскую работу. Предметом исследования в нашем случае были судьбы и творчество писателей, которых вы разгадывали под маской. «Эссе» (еssai) в переводе с французского – «проба», «опыт». Согласно трактовке «Словаря иностранных слов» (М., 1988), это прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. В отличие от академичного сочинения, эссе предполагает выплеск на бумагу своих чувств, эмоций, размышлений над текстами, ассоциаций, аллюзий. Эссе предполагает выражение индивидуального, собственного впечатления, субъективно окрашенного. Нас интересовал сам процесс открытия, с подробностями, философскими и публицистическими рассуждениями.

Не беремся анализировать каждую присланную на конкурс работу. И не объявляем победителей: у каждой работы есть свои достоинства и недостатки. Чего не хватало? Авторской смелости, эмоциональности, индивидуального стиля. Подчас авторам мешала их «литературоведческая осведомленность». Но в присланных вами работах оказались фрагменты, написанные, что называется, «как нужно». Именно эти фрагменты мы решили опубликовать, обнародовать. И поздравить вас с удачей! Что будет дальше?

Вы будете продолжать делать для себя открытия – узнавать новые произведения, новые персоналии. И... писать нам эссе о своих открытиях. Мы будем иногда продолжать публиковать лица-загадки, придумывать новые конкурсы, изредка будем обращаться к вам, как к добрым знакомым, с разными разностями. И конечно, в нашей газете будут появляться материалы, которые мы будем адресовать вам. Следите внимательно.

Наше желание познакомить вас со своими литературными привязанностями вполне понятно, мы щедро делимся своими духовными богатствами, а накапливаются эти богатства по большей части в юности. У вас наверняка есть свои литературные кумиры, ваши современники, не всегда близкие старшему поколению, а может быть, кто-то из вас неожиданно открыл для себя писателя прошлого. Пишите свои портреты-загадки. Самые достойные будут опубликованы.

Кстати, скольких людей вы лично познакомили с конкурсом, лицами-загадками? Знают ли ваши родители, друзья и товарищи, учителя литературы об этой интеллектуальной игре? Ведь еще не поздно их познакомить. И все-таки вы сделали интересное творческое дело. Мы искренне поздравляем вас с удачным стартом. До финиша еще далеко, и это хорошо!

Наибольшее количество обстоятельных работ направила москвичка одиннадцатиклассница Ирина Минакова:

С творчеством Всеволода Михайловича Гаршина я познакомилась довольно рано. Правда, все знакомство свелось к чтению сказки «О жабе и розе», которая показалась мне очень грустной, трогательной, вызвала много слез... Но мне тогда еще и десяти лет не было. <...>

Имя этого автора было на слуху в нашей семье, где всегда очень любили читать, но так получилось, что к шестнадцати годам я почти ничего у него не знала, кроме вышеупомянутой сказки. Было стыдно и даже обидно, и я решила восполнить пробелы в своем литературном самообразовании. Открытие, сделанное мной по прочтении некоторых рассказов Гаршина, оказалось неожиданным. Никакой новизны в выборе тем! Все они сложные, философские, но такие обыденные, хоть и наболевшие! Однако само раскрытие этих тем необычно и даже в чем-то оригинально. <...>

Однако что же поразило меня больше всего? Нет, все-таки не выбор тем и даже не особенности сюжета, а то странное сочетание правды жизни и мистики, которое я сначала и не заметила. У Гаршина своя философия жизни и смерти, свое видение мира, и мне показалось, что в его рассказах судьба – это некое предзнаменование, злой рок. Судьба – не размытое понятие, заключенное в одном слове, но особый герой. <...> Это можно оспорить, но я вижу это именно так.

К.Р. ...Всего две буквы. Такой псевдоним взял себе поэт, чьи стихотворения неизменно пронизаны тонким и грустным лиризмом, Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович Романов, внук Николая I и племянник Александра II. <...>

С поэзией К.Р. я познакомилась случайно, и темы его стихотворений явились для меня полной неожиданностью. Он пишет о судьбах и страданиях людей, с которыми в жизни никогда не мог пересекаться, он замечает мельчайшие подробности их быта, и кажется странным, что человек из высшего общества мог не только знать о этом, не только об этом думать... <...>

Мое любимое стихотворение у К.Р. называется «Летом».

Мы дождались средины лета,
Но вешних дней мне было жаль,
И в этой радостью расцвета
Прокралась в душу мне печаль.
Как просто и вместе с тем как емко и глубоко!

Корней Иванович Чуковский принадлежит к тем детским писателям, на книгах которых выросло не одно поколение. Писал он и литературоведческие труды, и мемуары, и еще много разных замечательных вещей, в числе которых можно назвать и такую книгу, как «Серебряный герб».

Я впервые познакомилась с этой книгой, когда мне было десять лет. <...> Вся ценность книги заключалась для меня в том, что в ней можно было прочитать о таких вещах, которые в обычной жизни почти не встречаются. Реальная жизнь – она и есть реальная жизнь, так зачем же читать о ней в книгах?

«Серебряный герб» меня разочаровал. А ведь само название вначале показалось мне таким многообещающим! <...>

И вот через шесть с половиной лет «Серебряный герб» совершенно случайно снова попал в мои руки. Открыла, полистала, порассматривала давно забытые картинки и как-то незаметно для себя начала читать отдельные места. Невероятно! <...> Странно, что когда-то сюжет казался мне несколько затянутым, а персонажи – ничем не примечательными, похожими друг на друга.

Несколько работ пришло из Червишевской средней школы Тюменской области. Одиннадцатиклассница Наташа Матаева размышляла об Эренбурге:

У моих бабушки и дедушки я нашла старую книгу «Что человеку надо», написанную в 1937 году. <...> Мне бабушка сказала, что было очень модно тогда говорить слова Долорес Ибаррури: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».

А так видит творчество этого же писателя девятиклассник Максим Берковский:

Читая И.Эренбурга, я могу сказать его же словами: «Надо быть начеку – победу можно упустить и в дни мира».

В романе «Буря» он говорит словами героя: «искусство не только смотрит назад, у него не только хорошая память, у него и предвидение». <...>

В 1921 году И.Эренбург уехал из России в творческую командировку. В этом же году он написал первый роман, принесший ему мировую славу «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников». Многие романы мне понравились и жаль, что И.Эренбурга не изучают в школьной программе, его не знают дети моего поколения. А как жаль! Я бы тоже не знал, если бы случайно не наткнулся на томик, перебирая библиотеку, собранную моими бабушкой и дедушкой...

А Наташина сестра – девятиклассница Надя Матаева – очень искренне пишет о Куприне:

Особенно мне нравится у Куприна тема любви. Когда я прочитала его повесть «Олеся», я плакала, слезы лились сами по себе. <...> Эта повесть запомнилась мне навсегда. В конце повести Куприн написал: «Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви».

Девятиклассницу Иру Заболотную заинтересовало творчество В.Гаршина:

Мне нравится, как пишет Гаршин. И когда я читала сказку, мне было очень жаль розу, потому что роза была слабая, беззащитная. Хоть это только сказка, это очень похоже на быль,
а все остальные произведения ничуть не хуже этой сказки.

Эссе на тему цены человеческой жизни написала Юлия Борисова, ученица 11-го класса гимназии № 5 из Сергиева Посада. Хотелось бы только узнать, творчество какого писателя навеяло подобные мысли:

Человек рождается, живет и умирает. Иначе быть не может. Когда говорят о жизни и смерти другого человека, мы не можем ни судить его, ни понять до конца.

К своей же жизни мы относимся осторожно, бережем ее. И часто забываем, что мы не одни здесь. Свои чувства и мысли всегда дороже, потому что человек – личность. И у него есть свои права. Когда человеку наплевать на свою жизнь, общество объявляет его ненормальным. А если кто кончает жизнь самоубийством, его жалеют. И еще осуждают, потому что это неправильно. А что люди скажут о молодом, красивом человеке, который бросался под поезд, пробовал застрелиться, зарезаться?

Наверное, псих.

«Смысл, смысл жизни... где он? Бога я не прииму... а искать, страдать для искания и страдания без надежды на ответ, на завершение – нелепо. «А ответа нет, всякий ответ – ложь».

О чем думал этот человек?

«О цели и смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти»...

Разве не об этих «проклятых» вопросах думает любой человек в течение всей своей жизни? А легко ли найти на них ответы? Наверняка Л.А. искал эти ответы, когда писал свои рассказы.

Самым молодым участником конкурса стал семиклассник Федор Иванович Исаев (станица Раевская Краснодарского края).

В школьной библиотеке я познакомился с вашей газетой, и мне очень захотелось научиться писать эссе. Ваш конкурс мне очень нравится, для меня он, конечно, очень труден.

Вспомним всем известное стихотворение «Вот какой рассеянный». Каждая строчка, каждая фраза – это очередная шутка! «Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать, в рукава просунул руки – оказалось, это брюки!» А вот «шутками» возмущен сам герой: «Закричал он: – Что за шутки! Еду я вторые сутки, а приехал я назад, а приехал в Ленинград!» <...>

А вот и загадка, которую загадывает нам Самуил Яковлевич Маршак:

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

А кто из нас не засыпал под читаемую нам родителями «Сказку о глупом мышонке». Мы сонно улыбались каждый раз, как приходила к мышонку новая нянька, но старались заснуть до прихода последней...

Приятное удивление, радость от знакомства с колоритными рассказами испытал я, прочитав «Солдатские сказки» Саши Черного. <...> Почему-то чтение сказок навеяло мне воспоминание о гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки», хотя в сказках и не присутствует лиричность, свойственная произведению Гоголя.

Обычаи, жизнь в армии в дореволюционной России правдоподобно описаны в рассказе Александра Ивановича Куприна «Дознание». Тяжелая, нелегкая служба солдат той поры открывается перед нами: «он пришел на службу, наслышавшись еще дома про нее всяких ужасов, уже заранее готовый к строгости и несправедливости...»

Сколько чувства вложила в свою работу одиннадцатиклассница Валентина Гридасова из поселка Тучково Рузского района Московской области. Валя занимается в театральной студии, в ее работе чувствуется артистическая натура:

Почти случайно в школьной библиотеке я наткнулась на условия конкурса «Лицо-загадка», стала читать дальше. Кому же не интересно узнать, что за загадочные лица смотрят на тебя со страниц газеты? Признаться, я не сразу узнала в портрете инкогнито 2 Александра Ивановича Куприна. Но взгляд скользнул ниже и... (о, спасительные строчки!): «Кем только ни был этот человек – цирковым артистом, писателем, грузчиком...» <...>

Первым, что я прочитала у Куприна, были повести «Олеся» и «Гранатовый браслет». <...>

«...Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» – эти слова скажет устами своей героини другой замечательный писатель, ровесник Куприна – Иван Алексеевич Бунин. <...>

Любовь проходит практически через все произведения А.И.Куприна. Это страстное чувство царя Соломона и юной красавицы Суламифи: «крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность». <...>

Повесть «Поединок», признаюсь честно, показалось мне менее красивой. Здесь нет ни «коралловых» бус, повешенных девушкой из Полесья на угол оконной рамы, ни гранатового браслета с кроваво-красными камнями, ни красивой стройной девочки, прыгающей через обруч, ни письма с зашифрованным посланием «подержи над огнем». Но я могу в то же самое время, даже с удовольствием, вступить в полемику с собой. Почему? Да потому что суровая действительность всегда кажется скучнее красивого, светлого мира любви. <...>

Я не ожидала чего-то особенного от рассказа с названием «Штабс-капитан Рыбников». Ну что, казалось бы, интересного может быть в рассказе с таким прозаическим названием, но... и здесь появляется герой совершенно другой, новый. Кто бы мог подумать, что штабс-капитан Рыбников – это японский шпион. У Куприна – и вдруг шпион?! Я, признаюсь, удивилась. <...>

У Куприна замечательные произведения! Только жаль, что грустные....

А Валин одноклассник Амаяк Григорян обстоятельно повествует об Эренбурге:

Есть писатели, сама жизнь которых похожа на захватывающий роман. Судьба щедро одарила его встречами с известнейшими людьми эпохи, он был в центре драматических мировых событий, знал литературную славу и общественное признание. При этом ему посчастливилось избежать репрессий, от которых погибли многие его современники и собратья по перу. <...>

В последние годы главной работой Эренбурга стали воспоминания «Люди, годы, жизнь» (1961–1966). Для советских читателей, живших десятилетия за «железным занавесом», эти мемуары, насыщенные философскими раздумьями и живыми деталями, стали настоящим открытием культуры и истории ХХ века. Благодаря Эренбургу молодое поколение впервые узнало имена поэтов Мандельштама, Бальмонта и Цветаевой, художников Фалька и Модильяни, эсера Савенкова и многих других знаменитых современников, с которыми сводила автора судьба.