Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Дальние страны

Ольга Леонтьева

Каждый учится так, как считает нужным

Гимназическое образование в Дании*

Учитель никогда не проверяет, что сделали остальные дети. И, на мой взгляд, это очень важный прием работы, а не просто небрежность. Ведь за свое образование каждый отвечает самостоятельно. Если кто-то не смог, не захотел, поленился выполнить домашнюю работу, это его личный выбор: либо потом придется работать гораздо больше, либо на тестировании и экзаменах будут плохие результаты.

Я внимательно следила за тем, как ребята слушали своих одноклассников. Все были внимательны. Почти все записывали те решения, которые предложены другими. И ничего в этом страшного нет. Просто официально принимается правило, которое все равно есть во всех школах, только действует оно там неофициально, подпольно. А по сути все то же: один выполняет – другие списывают. Если правило «списывания» легализовать, то его можно превратить в объяснение и обсуждение, что гораздо полезнее для всех.

Помогать – значит учиться

Это правило, похоже, едино во всей Дании, во всех школах, даже таких «классических», как гимназия. Как только ребятам дают на уроке задание для индивидуальной работы, все ученики тут же начинают спрашивать что-то друг у друга, подсказывать, обсуждать. Это делается корректно, довольно тихо, но совершенно открыто. Никто не пытается, как в наших школах, бросать записки. Потому что учителя никогда не делают замечаний ни тем, кто просит помощи, ни тем, кто помогает. Остается только удивляться, почему в русском языке (точнее, в школьном языке) помощь детей друг другу называется подсказкой и строго-настрого запрещается большинством учителей?

Школьная библиотека –
не место для хранения книг...

Объяснение как повторение

Это тоже знакомый прием, хотя было очень интересно увидеть, как его выполняет другой учитель в другой стране. Объяснение нового материала можно сделать гораздо более интересным для ребят, если предложить сначала с этим материалом познакомиться самостоятельно. А потом, не заставляя их отчитываться о проделанной дома работе, разрешая подглядывать в учебники, предложить вопросы для обсуждения, спрашивать личное мнение по заданной теме.

Конечно, прочитает нужные тексты лишь небольшая часть учеников, но это не беда. Остальные могут читать их прямо на уроке, подключаться к обсуждению. В результате идет не проверка домашнего задания, а объяснение нового материала. Но не на пустом месте и без использования общеизвестных способов концентрирования внимания слушателей. Таких, как повышенная эмоциональность, например. Учитель объясняет то, что было непонятно, то есть отвечает на возникшие, пусть даже не сформулированные вербально вопросы.

Этот прием был использован на уроке биологии в 3-м классе гимназии (выпускном) с учащимися, выбравшими для изучения биологию уровня «А» (то есть самого сложного). Никакого дополнительного опроса, подведения итогов занятия не было. Каждый вправе взять от занятия столько, сколько сможет унести.

Как понять себя,
изучая иностранный язык

В Дании практически все свободно говорят на английском языке. Он обязательно изучается во всех школах. По телевидению идут фильмы на том языке, на котором они созданы авторами, с субтитрами на датском. Уроки английского языка, которые мне довелось увидеть, проводились в не совсем обычной для нас форме. Особенно показательными были занятия, которые любят сами ученики. Дома все читают одну и ту же книгу, главу за главой, а на уроке отвечают на вопросы, поставленные учителем. Все общение проходит на английском, но любой имеет право внезапно перейти на родной язык, если не сумеет понятно донести свою мысль на иностранном. Тогда ученикам помогает учитель и параллельно записывает на доске те слова или фразы, которые вызвали затруднение при переводе.

Главное здесь вопросы, которые сформулированы особым образом. Лишь в некоторых предлагается пересказать текст. Основная же масса вопросов заставляет думать над данным произведением, анализировать проблемы, поднятые в нем. Иногда ребята останавливаются на одной такой проблеме и обсуждают ее большую часть урока. Вот один из вопросов: «Герой книги считает, что от него в этой жизни ничего не зависит. А вы как думаете?» Звучал странный, перемешанный англо-датский язык.

На первый взгляд английский вовсе не изучался на уроке. Ученики только демонстрировали, насколько они его знают. На самом же деле шло нормальное развитие языка. Никто не боялся допускать ошибки. Если мысль понятна, то на неверное слово или построение фразы никто не обращал внимания. Поэтому дети действительно говорили, а не просто строили фразы в соответствии с изученными заранее правилами. Язык существует для того, чтобы люди могли на нем общаться и понимать друг друга, а значит, и изучаться должен по похожему принципу: сначала общение, мысль, а потом грамматика.

А еще преподаватели интересуются тем, как ребятам интереснее учиться. Оказывается, датчане регулярно проводя опросы учеников, в которых их просят сказать, какие занятия им интереснее всего посещать, какие способы работы учителей им больше всего нравятся. Преподаватели хотят узнать мнение ребят о своей работе. Подобные опросы часто проводятся и у нас, но насколько эффективен такой способ получения информации о работе учителей, пока не ясно.

Библиотека

Перемещаясь по школе, то тут, то там я обнаруживала места, оборудованные специально для индивидуальной работы учеников. Везде – компьютеры, доступные каждому, и книги на многочисленных полках. Неужели библиотека разбросана по всей школе? Нет, есть и отдельное помещение, правда человек, работающий там, называется не библиотекарем, а лидером гимназического образовательного центра. Наверное, это правильно: школьная библиотека – не место для хранения книг. Это центр свободного образовательного процесса. Впрочем, это вообще принцип гимназии и, кажется, всей страны.

Библиотеки в Дании занимают важное место в жизни всего общества, постоянно изменяются, перестраиваются. Некоторые уже и называются по-другому – Открытые образовательные центры. Туда приходят учиться все – и взрослые, и дети. Но в этих центрах мне пока не довелось побывать.

В библиотеке гимназии почти никого нет: большинство ребят предпочитают работать в холлах. Лишь изредка кто-нибудь заходит.

– Здравствуйте. Мне нужна литература о жизни Экзюпери.

– Хорошо, садись рядом, посмотрим, что есть в ближайших библиотеках. Вот, хорошая книга... А ты в какую библиотеку ходишь?

– Ни в какую, я вообще читаю мало, искать в Интернете не умею. Помогите мне, пожалуйста, – очень нужно...

Сопровождаемый примерно такими разговорами, проходит день руководителя центра. Те, кто еще не научился искать информацию самостоятельно, идут за помощью и поддержкой.

Говорит Меретта Штайн, руководитель образовательного центра гимназии Эспергее:

– В нашей гимназии библиотека организована не совсем обычно. Правда, обычных библиотек, на мой взгляд, вообще не бывает. В Дании библиотеки давно превратились в центры сервиса, обслуживания населения. Именно тому, как лучше организовать этот сервис, учат в библиотечных школах (это высшие учебные заведения, а называются просто школами). Их две, в Копенгагене и Орхусе, но профессиональных библиотекарей везде очень не хватает.

У нас очень сильный профсоюз, я вхожу в число его руководителей. Мы считаем, что во всех школах в библиотеках должны работать люди, специально обученные этому, а не те, кто прошел лишь полугодовые курсы, как это часто бывает. Мы выпускаем свой журнал, специально для работников библиотек школ. В нем мы публикуем информацию о новых книгах, о том, как быстрее найти нужную литературу.

В нашей гимназии библиотека как бы разбита на две части. Одна находится здесь, в этом помещении. Я помогаю ученикам найти нужные книги и выдаю их на дом. Остальная часть библиотеки находится рядом с классами, чтобы преподаватели имели свободный доступ к необходимой информации. С одной стороны, это удобно: они не отвлекают меня от работы с ребятами. С другой, я не могу отвечать за те книги и, соответственно, они не выдаются ученикам домой.

В мои основные обязанности входит не выдача книг, а помощь в нахождении необходимой информации. В Дании можно заказать любую литературу прямо из дома, и тебе пришлют: по Интернету бесплатно, а если почтой, то возьмут деньги за пересылку, и все. Поэтому основная задача – научиться находить то, что тебе нужно, правильно заказывать книги. Я занимаюсь поочередно с каждым классом, но у нас нет регулярного расписания занятий. Когда классы начинают работать над проектами, один учитель не в силах помочь найти всю необходимую информацию. Тогда он ведет ребят ко мне, и мы проводим один-два урока.

Я не преподаватель, не стою у доски, не объясняю правил. Я просто сажусь за свой компьютер и делаю так, чтобы все видели, как я ищу нужные детям книги. Вот и все обучение. Потом ребята начинают работать самостоятельно, помогая друг другу, а если нужно, то и я тут не далеко. Ту же самую работу мне приходится делать и с учителями, правда, бывает, что им гораздо труднее что-то объяснить и показать – не все хотят учиться, многие предпочитают просто получить от меня нужную им книгу.

Итак, библиотека организована как образовательный центр. Образование бывает разное – то, которое нам предлагают сверху (обязательное) и то, которое мы выбираем для себя. Как его назвать? Необязательным? Личным? И названия оно не имеет, однако часто значит для жизни гораздо больше, чем то, в результате которого мы получаем дипломы и аттестаты. И его нельзя получить – его можно... вырастить, нажить? И помочь могут взрослые, которые учат не знаниям, а тому, как об-ра-зо-вы-вать-ся, как вырастить в себе человека.

___________

* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 6–2003.