Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2003


ЛИЧНОСТЬ

Позиция

Валерий Сударенков:
Библиотека многое говорит о школе и ее директоре

Разговор о школьных библиотеках в Совете Федерации

Эта встреча была долгожданной. Ей предшествовали многочисленные звонки, переговоры, просьбы. Своим содействием помогали важные и занятые люди. Надежда сменялась неверием, потом они менялись местами.… Состоится ли задуманное интервью?

И вот – время назначено, план беседы составлен. Еду.

Интервью вы прочитаете чуть ниже. Но сначала мне бы хотелось представить собеседника и пояснить причины столь пристального внимания к нему нашей газеты.

Валерий Васильевич Сударенков – член комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в 2002 году – заместитель председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Как вы понимаете, такие высокие должности – не единственная причина, определяющая интерес к этому человеку. Валерий Васильевич покорил сердца нашей редакции раз и навсегда. Случилось это минувшей осенью, на конференции «Libcom». Именно там прозвучало его выступление «Образование и библиотеки». В докладе шла речь об отношении властей к библиотекам образовательных учреждений,
о политике в области чтения и сопутствующем ей понятии «высокая грамотность». Валерий Васильевич особо остановился на проблемах развития библиотек в школах. Слова «школьная библиотека» из уст человека столь высокого положения звучали как откровение. (Поверьте, это словосочетание плохо выговаривается даже в учреждениях, которые обязаны заниматься библиотеками в школах по роду своей деятельности. А тут – Совет Федерации!) Тогда-то и возникла идея о развернутой беседе с В.В.Сударенковым на тему: «Образование и школьные библиотеки».

Накануне встречи мы подготовили целую кучу вопросов. Но, зайдя в кабинет Валерия Васильевича, я решила несколько отойти от намеченного плана и больше слушать. Пользуясь моментом, хотелось узнать мнение опытного политика о происходящих сегодня переменах в образовании. Примерно так и прозвучал первый вопрос.

– Валерий Васильевич, как сегодня складываются отношения власти и образования? Что Вы можете сказать о принятой Концепции модернизации образования и тех переменах, которые принесет эта программа?

– Отвечу сначала на второй вопрос. Несомненно, идеи модернизации, как фактор прогресса, надо поддерживать всемерно. Но проводимые изменения должны быть разумны и целесообразны, а главное – востребованы обществом. Нельзя ломать все до основания, надо подходить к реформированию мудро и гибко. Наша система образования при очевидных минусах имеет и свои сильные стороны. И это отнюдь не самовосхваление. Недаром российский опыт организации системы образования принят во внимание многими зарубежными странами. Так, не обремененное излишними бюрократическими институтами, правительство США тем не менее имеет отдельное министерство, занимающееся вопросами образования. Особое внимание этой сфере уделяют лидеры развитых государств. Целый ряд европейских стран все расходы на образование берет на себя, не отдавая в частные руки стратегически важную область развития государства.

Теперь рассмотрим первый вопрос: власть и образование. Полагаю, что наступил качественно новый этап этих отношений. Подтверждением тому служат недавние выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина, заявленная образовательная модернизация.

На региональном уровне образовательная политика строится по-разному и представляет собой довольно пеструю картину. Кто-то понимает всю важность этой сферы и повсеместно отстаивает интересы образовательных институтов, всемерно их поддерживая и помогая. Кто-то лишь декларирует такое отношение, ничего не предпринимая. Есть и такие руководители, которые стараются вообще проигнорировать данный вопрос. Потому ситуация с образовательными учреждениями различна во всех областях Российской Федерации.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что при рассмотрении бюджета страны интересы центра превалируют. Большая часть средств остается в федеральных структурах. Такая ситуация не позволяет региональным властям выстраивать долгосрочные программы развития местных бюджетов (хотя бы лет на
5 вперед). Регионы живут сегодняшним днем, текущим годом. Такое положение, конечно же, не способствует интенсивному развитию как регионов в целом, так и отдельных отраслей,
в том числе и образования.

Тем не менее я абсолютно убежден, что региональные власти в состоянии сегодня выплачивать заработную плату работникам сферы образования. Если этого не происходит, то можно говорить об игнорировании своих обязанностей местными властями. Да, подчас им трудно обеспечить достойную жизнедеятельность региона. Но это возможно, необходимо лишь верно определить приоритетные направления в развитии области.
В Калужской области мы ввели 20% надбавку учителям к заработной плате, но тут же встал вопрос, как ее сохранить. Считал и считаю, что только особое внимание всего общества к проблемам образования позволит решить целый ряд сложных вопросов экономического и социального развития страны. Уровень образования наших детей сегодня – это качество нашей жизни завтра. Это даже не лозунг, это аксиома.

При том, что основная нагрузка по финансированию системы образования ложится на субъекты федерации, несомненно, велика координирующая роль Министерства образования РФ. Как я уже говорил, все регионы очень разные, каждый идет своей дорогой. Трудно себе представить, что может произойти с методиками, технической и материальной базами, если все разбредутся кто куда. Отдаляться от единой системы образовательного пространства России нельзя.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть крайне важную тему: несомненный приоритет государственных интересов в вопросах финансирования образования.

И еще несколько слов о модернизации образования. Проводя очередные изменения, мы более всего увлечены финансовой стороной вопроса. Безусловно, это важно и значимо. Но существует еще и такая, невидимая на первый взгляд, категория, как интеллект педагога, его внутренний потенциал. Этой стороне вопроса при реформировании не отдается должного внимания. А ведь именно педагогические кадры, имеющие новый, широкий взгляд на происходящее в образовании, способны к качественным переменам, к внедрению новаций.

– Валерий Васильевич, Ваш доклад на конференции «Libcom-2002» назывался «Образование и библиотеки». Что Вы можете сказать о библиотеках в целом и библиотеках в школах?

– Слова о чрезвычайной значимости этих учреждений могут прозвучать избито и банально. Поэтому я попробую проиллюстрировать свой ответ некоторыми яркими примерами. К сожалению, пока не из нашей жизни.

В США университеты и колледжи открыты в течение дня, а их библиотеки работают круглосуточно. Что еще можно добавить, говоря о ценности и восстребованности библиотек образовательных учреждений?..

Среди статей бюджета США есть «Библиотеки и образование». Такая формулировка со всей очевидностью демонстрирует то положение, которое занимают библиотеки в обществе. Они действительно – №1!

Где бы я ни бывал, обязательно стараюсь посетить школу. В первую очередь знакомлюсь со школьной библиотекой. Ее вид, оснащение, квалификация персонала очень много и зачастую очень красноречиво говорят о школе и о ее директоре.

– Чем, по Вашему мнению, обусловлено нынешнее весьма скромное положение школьных библиотек?

– «Золушкой» школьные библиотеки стали не вчера. Многие годы они рассматривались как хранилище учебников или же не замечались вовсе. Нет смысла сегодня искать в том виноватых. Я оптимист и верю, что такое положение дел изменится. Не вдруг и не сразу. Постепенно.

Отношение к библиотекам, к школьным в том числе, демонстрирует уровень культуры общества. Что к этому добавить? Будем расти.

– Положение школьной библиотеки могло быть совершенно иным, решись вопрос о статусе ее сотрудников. Сегодня библиотекари ежедневно занимаются педагогической деятельностью. При этом учителями они официально не являются. Потому и не имеют учительского отпуска, денег на методическую литературу, педагогического стажа. Можно ли исправить такое положение?

– Мне известно, что за рубежом сотрудники библиотек образовательных учреждений называются «педагог-библиотекарь», что полностью соответствует направлениям их деятельности. Специфика работы школьной библиотеки заключена в тесном переплетении ее образовательной и воспитательной функций. Много спорят о том, какая из этих функций для библиотекаря в школе важнее. По моему мнению, они неразрывны и взаимосвязаны, хотя, к сожалению, в последние годы воспитательная деятельность находилась несколько в тени.

Вопрос о статусе школьного библиотекаря вплотную подвел нас к большой теме – законодательное обеспечение образования. Действующая нормативно-правовая база российского образования является достаточно разрозненной. В современных условиях федеральное законодательство не может обеспечить полное регулирование отношений в области образования. Кроме того, общее образование имеет на федеральном уровне минимальную степень законодательного регулирования. И потому субъектам федерации необходимо более активно развивать свои региональные законы и подзаконные акты. На местах должна формироваться законодательная база образования, в документах которой освещались бы вопросы деятельности и школьных библиотек в том числе. К сожалению, многие региональные руководители живут с оглядкой на центр, опасаясь принятия самостоятельных решений. Директора школ тоже не спешат отстаивать интересы библиотек. Но, если в школе есть библиотека, школа должна заботиться о ее состоянии. Особой строкой в уставе школы должны быть прописаны направления развития школьной библиотеки как главного информационного центра.

Следующий вопрос является скорее продолжением уже начатого разговора об отношении к библиотекам в школах, об их правовой и финансовой поддержке. В последние годы стали возникать следующие ситуации: бизнесмены готовы финансировать проекты развития школьных библиотек. При этом они выдвигают только два требования: во-первых, возможность пользоваться информационными продуктами библиотеки, во-вторых, бизнесмены хотят перечислять деньги на счет школьной библиотеки, а не на счет школы. Что делать?

– Я уже сталкивался с этой проблемой. Аналогичная ситуация складывается в филармониях: отдельные ее коллективы (например, танцевальные) находят людей, готовых оказывать спонсорскую помощь. При этом бизнесмены настаивают на адресности такого финансирования: они готовы перечислять деньги не всей филармонии, а именно танцевальной труппе.

Безусловно, необходимо искать выход из подобных ситуаций. Возможна реальная финансовая помощь, которой в итоге лишаются и школа, и школьная библиотека. Тот факт, что библиотека в школе не является самостоятельным юридическим лицом, не должен лишать ее возможности развития.

Придется подробнее изучать вопрос и искать пути его решения.

Далее я поинтересовалась отношением Валерия Васильевича к компьютеризации в школах и библиотеках. В ответ услышала слова о безусловной важности внедрения новых технологий в образовательный процесс. От использования компьютеров разговор перешел к проблемам детского чтения.

– С великим сожалением можно констатировать факт – современные дети читают мало. Казалось бы, совсем недавно книги в нашей жизни занимали особое положение: с ними отдыхали, по ним учились, в них искали ответы взрослеющие девочки и мальчики.

Что же случилось с «самой читающей страной», как до недавнего времени мы себя гордо именовали? Почему дети так редко стали обращаться к книгам? Частью оттого, что возросли учебные требования и школьники загружены до предела. Кроме того, стратегия пропаганды чтения и книги не всегда была продуманной и последовательной. В недавние времена эта работа была заидеологизирована, не отличалась гибкостью. (Стоит вспомнить уроки внеклассного чтения, столь не любимые учениками.) В наши дни модные компьютеры совсем затмили обаяние чтения. Вызывает ряд вопросов и политика в области книгоиздания. Прилавки магазинов наводнил Гарри Поттер. Кстати, я прочел эту книгу и обсудил ее с внуком. Таким образом хочу постепенно, пусть через Поттера, привести его к хорошим книгам, приучить к чтению. Такая вот «хитрая» стратегия, такое незаметное воспитание.

Похоже, мой собеседник мог бы стать замечательным учителем. В этом меня убеждает еще один фрагмент нашего разговора.

– Я предложил нескольким ребятам-студентам нечто вроде практики. Они приходят в мой кабинет в свободное время, смотрят, как я работаю, задают вопросы. Самые интересные из обсуждаемых нами проблем они исследуют в письменных работах. Ребята и название своей группе придумали: «Клуб молодых политиков “Сенатор”».

Мы обсуждаем многие актуальные политические вопросы. Я знакомлю своих учеников с темами, которые будут рассматриваться на ближайшей сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Если у них возникает желание разобраться в том или ином вопросе или высказать свою точку зрения, они излагают свои мысли письменно. Обязательно знакомлюсь с их исследованиями. Наиболее интересные, яркие предложения использую в своем выступлении в ПАСЕ, при этом говоря слушателям: «Это мнение студента Петрова». Не всегда же Кафку цитировать!

Студенты по собственному желанию пишут рефераты на сложнейшие темы в области политологии, политического и экономического анализа и прогнозирования. Я видела эти исследования: в списке изученной литературы до 50 источников!

– Валерий Васильевич, благодарю Вас за беседу. Позвольте надеяться на Ваше дальнейшее внимание к вопросам развития школьных библиотек.

Да, очень хочется верить, что обсуждение проблем школьных библиотек с представителями политической элиты не закончено. Как знать, возможно, эта тема становится актуальной?..

Вопросы задавала Елена Иванова