Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2003


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Ольга Виноградова

Фэнтези и подросток созданы друг для друга

Педагогические аспекты взаимодействия

Ольга Валерьевна Виноградова –
методист научно-практического центра «Мегатрон»
Москва

Отрочество – целая эпоха познания мира, общества и самого себя. Этот этап жизни насыщен событиями и переживаниями, попытками определить свой жизненный путь. В этот период процессы физического и психофизического развития, социального становления, взросления создают для подростка серьезные трудности, и он как никогда остро нуждается в понимании и поддержке.

Данные региональных и международных исследований показывают, что противоречия переходного возраста у современного юношества значительно усилились. При этом потребность подростков и юношества определить свое место в системе общественных отношений, стремление к самоутверждению, самоорганизации, самосовершенствованию часто не находят понимания, уважения со стороны взрослых. Отсутствуют и условия для реального выхода подростков на серьезные, общественно значимые дела. Противоречия приводят к острому внутреннему конфликту, к искусственной задержке личностного развития юношества, лишая его возможности занять активную социальную позицию, воспитывая, с одной стороны, откровенно потребительскую психологию, с другой – вызывая чувство раздражения из-за социальной неопределенности по отношению не только к окружающим, но и к самому себе.

При сравнении мотивов деятельности подростков 60-х и 90-х годов оказалось, что в наши дни подростки отдают предпочтение индивидуальному выполнению социально важных дел, пытаясь самоутвердиться в таких делах, выполняемых самостоятельно, по собственному решению. При этом современные подростки отличаются от своих сверстников 60-х годов возросшей самокритичностью. Видя перспективу своей полезности обществу в обогащении собственной индивидуальности, они стремятся выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, утверждения своего «я», завоевания определенной социальной позиции и реализации себя в ней. Обращает на себя внимание и такое явление: для многих подростков сегодня оказывается важным не столько признание внутри группы себе подобных, сколько собственное осознание социальной нужности, полезности выполняемой деятельности, объективное признание ее в мире взрослых.

Внутренняя замкнутость современных подростков тревожит педагогов, желающих оказать содействие социализации младшего поколения. Дети принимают помощь извне крайне неохотно, предпочитая «докапываться до сути», искать ответы на возникающие вопросы самостоятельно. Но хоть подросток и стремится к самостоятельности, одновременно он нуждается в авторитетах. Таким другом и авторитетом для подростка по-прежнему может стать книга. Духовное развитие человечества всегда было связано с чтением – непременной составляющей сознательной жизни образованного человека.

Однако в последние годы наблюдается резкое падение интереса к печатному слову. В структуре досуга подростков телепросмотры стоят на первом месте, прослушивание аудиозаписей – на втором, времяпрепровождение с друзьями – на третьем, просмотр видеозаписей – на четвертом и чтение книг – на пятом месте. Роль чтения постепенно снижается: доля лиц, предпочитающих в свободное время читать, с 1990 по 1997 год снизилась с 58% до 49%. Люди стали считать это занятие нецелесообразным.

В чтении современных российских детей и подростков в течение последних десяти лет произошли большие изменения, связанные с отменой единых школьных программ по чтению, литературе, а также и с изменением книгоиздательского репертуара. Из круга детского чтения почти исчезли книги о войне, о революции, существование классического репертуара под большим вопросом: несмотря на видимое обилие переизданий, тиражи классической, научной, научно-популярной литературы упали в 3–5 раз. При этом и стоимость книг резко увеличилась. Чтение все чаще и чаще носит деловой или развлекательный характер. Воспитательная, эстетическая и образовательная функции теряют признание, перестают быть необходимыми.

Мелодрамы, детективы и фантастика составляют в середине 90-х основу читательских предпочтений. И сколько ни проводилось исследований читательских предпочтений детей и подростков, всегда отмечалось пристрастие к текстам сказочного или фантастического направления. Дети всего мира очень любят все необыкновенное, чудесное, волшебное, да и взрослые с большим удовольствием читают фантастику.

Для романтически настроенных подростков характерно сегодня увлечение чтением книг фэнтези. Непосредственное общение с подростками показало, что чтение этих книг открывает им новые горизонты, увлекает романтикой открытий необычайного, неизведанного, влияет на становление нравственно-эстетических вкусов, развивает воображение, творческую фантазию, расширяет кругозор, даже влияет на выбор профессии (например, историка или филолога). Фэнтези через эмоциональные переживания пробуждает стремление к самосовершенствованию и потребность в самоанализе, развивает чувство прекрасного и способность задумываться не только над сиюминутными, но и над вечными вопросами.

Вот фрагменты дискуссии о фэнтези в одной из подростковых групп (собрались подростки 12–14 лет, увлекающиеся чтением фэнтези или просто читавшие произведения этого направления).

 

...Я читаю фэнтези, чтобы отвлечься от школы, от проблем, там все так необычно и интересно.

...В фэнтези мне нравится, что люди проявляют все свои настоящие черты… качества. Даже если он очень хорошо научился притворяться и ему все верят, даже он сам, все равно получается так, что он покажет свое настоящее лицо.

…А еще мне нравится, что там все перевернуто с ног на голову: там принц оказывается злодеем, а дракон – хорошим. Принцесса – уродиной… но это не важно.

…А я всегда думаю, как бы поступил в этой ситуации я сам, а еще смотрю вокруг и думаю: «А они – как?..»

…Я бы хотела, как Хоббит, ходить по разным интересным землям и …у меня было бы много приключений... да, я бы делала добро людям...

Чтение произведений фэнтези не только заставляет детей переживать за героя и с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. 90% опрошенных подростков считают, что именно фантастическая книга спасает их от одиночества, скуки, обид. Большинство (90%) ответили, что стараются в жизни не повторять ошибок, совершенных героями прочитанных произведений, 80% стараются подражать положительным героям. В прочитанном находят поддержку 85%, черпают уверенность в своих силах 80%.

Дети и подростки предпочитают фэнтези, потому что:

– фэнтези соответствует детскому образу мышления – тяготению к противоположным крайностям;

– она обеспечивает реализацию неудовлетворенных желаний;

– разрешение книжных конфликтов способствует преодолению страха перед реальностью;

– читая фэнтези, подростки удовлетворяют потребность в игре, перевоплощении.

Анализ детских и юношеских творческих работ в стиле фэнтези показывает, что сначала детьми в фэнтези воспринимается форма: интересно и доступно им не столько философское, социальное или психологическое содержание произведения, сколько атмосфера «изысканности», мистико-романтический, магический антураж, «костюмность», некоторая инфернальность сюжета. Большую часть детских произведений занимают описания «чудесностей», «красивостей», «волшебства», например: На возвышении под балдахином сидела женщина с изумрудным ожерельем. Голову ее венчала диадема с розовато-голубым камнем (не имеющим цены во всех мирах). Чуть в стороне нервно расхаживал молодой человек, его синий плащ колыхался из стороны в сторону, позволяя временами видеть рукоятку и ножны меча (Вера П.).

В то же время работы говорят о том, что дети чутко схватывают основную черту фэнтези – естественность Чуда, возможность невозможного, размытость границ между мирами, яркость неожиданных поворотов, привлекательность тайного и запретного, очарование избранности, неограниченность свободы: И все зашагаем мы по облакам, / По тучам пройдем как по мосту. / Глаза пусть не верят таким чудесам – / Поверить в такое непросто. / На небе нас встретит страны грозный страж, / Страны, где сам ветер родится. / И в этой стране все чудесно, да так, / Что кажется: все только снится (Камилла И.).

Читательское восприятие подростка характеризуется вниманием к нравственно-психологическим проблемам произведений. Но нередко этот поиск осуществляется как бы вне общего контекста произведения, поверхностно, на уровне фиксации факта без проникновения в «душу произведения», без сопереживания и, следовательно, без эффекта очищения, самовоспитания. Причем художественные достоинства собственно текстов здесь не играют роли. Подросток равно не воспринимает глубины классики и глубины современной популярной литературы, не чувствует кон- и подтекста. Однако, если пробудить в нем радость мысли и радость мыслить, потребность думать и анализировать книгу, он может стать не просто заинтересованным, но вдумчивым, неожиданно оригинальным и мудрым читателем. Развитому эстетическому восприятию литературы подростками свойственна высокая степень развития воображения и сопереживания, самостоятельность и обоснованность суждений. Воспринимая произведение целостно, как живую картину действительности, читатель-подросток ощущает его интонацию, логику развития образов, индивидуальные мотивы и объективные предпосылки, причины тех или иных действий героев. Он осваивает звучание, игру художественной детали, дыхание подтекста. Подросток соотносит собственное и авторское мироощущение, способен понять общечеловеческий вневременной смысл произведения и конкретно-исторический контекст. Подросток анализирует жизненные проблемы, составляющие суть конфликта художественного произведения, их причины, нравственные позиции героев, внутренние и внешние мотивы их поступков, отношение к героям автора, его позицию в конфликте, формы, средства проявления авторской позиции, соотносит нравственное содержание произведения с проблемами современности, проявляя стремление к познанию и самопознанию.

Опыт подростка и знание жизни в большинстве случаев почерпнуты им из книг. И действительно, не обязательно самим совершать ошибку, ее можно совершить «понарошку», читая художественное произведение и «примеряя» на себя все благовидные и неблаговидные поступки героев, сопереживая им, осуждая или принимая их выбор, выбирая для себя приоритеты и табу. Все, что происходит с нами сегодня, уже когда-то с кем-то происходило и кем-то было описано. Именно богатством чужого опыта и информации интересны книги читателям-подросткам: бедность их собственного жизненного опыта компенсируется за счет «книжных переживаний».

Фэнтези, вместившая в себя лучшие традиции классической литературы и фольклорную мудрость, на современном этапе во многом взяла на себя роль, которую ранее с успехом выполняла реалистическая, классическая литература, – воспитание личности.

Основной задачей в этой ситуации становится оказание помощи юному читателю в попытке разобраться в огромном потоке фэнтези, выбрать лучшие книги, отсеять шелуху, которой, к сожалению, немало встречается на книжных прилавках, и стремление помочь читателю целостно воспринять и оценить эстетические достоинства художественного произведения, закономерно вытекающие из его видового своеобразия. На первый план выдвигается и условие изучения произведений фэнтези в единстве их эстетической формы и нравственного, психологического, социального содержания.

Отбор произведений фэнтези для рекомендации учащимся-подросткам должен происходить в соответствии с определенными критериями. Критерий эстетической ценности произведения должен стать основным. Следующие критерии представляются нам не менее важными: насыщенность литературными и культурными реминисценциями; неагрессивность и толерантность; соответствие читательскому возрасту и занимательность, что означает гарантированность прочтения произведения критической массой учеников; актуальность поднимаемых автором нравственных, психологических проблем; возможность выбора темы для обсуждения в классе; доступность текста.

Фэнтези, равно как и другая художественная литература, может существенно влиять на формирование мировоззрения, представлений о нравственном и эстетическом идеале. Кому-то это утверждение может показаться нелепым. Чему могут научить книги о героях, размахивающих мечами в битвах со всевозможной нечистью? Но мы уже говорили, что они способны увлечь читателя бескомпромиссностью, борьбой с ложью и злом. Не беда, что в большинстве книг, написанных в манере фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придется встретиться в настоящей жизни. Ложь всегда остается ложью, привычка сражаться с ней не исчезает, и потребность, вызванная текстом фэнтези, станет реальностью. Герой должен быть героем. Именно фэнтези сохраняет образ сильного и гордого человека.

Читателей-подростков привлекают именно «идеальные» качества героев фэнтези, те, которых в реальном мире читатели лишены, но хотели бы иметь. Как сказал один из героев В.Крапивина: «Он – это ты, каким ты хотел быть в детстве, но не...»

Осознать все идейно-художественное богатство этой обширной отрасли литературы подросток сможет только при помощи взрослых руководителей чтения, в первую очередь – при помощи педагога. Но, к сожалению, многие педагоги, библиотекари и родители до сих пор недооценивают возможности литературы фэнтези в нравственно-эстетическом воспитании молодежи, считая, что никакой популярной литературе не сравниться в воспитательных возможностях с литературой классической. Однако мы не должны игнорировать предпочтения подростков: порой выходит, что «поп-литература» остается единственным средством найти взаимопонимание между поколениями. В таком случае мы должны использовать это средство, тем более что фэнтези – часть «поп-литературы», предлагающая эстетически достойные произведения, пользующиеся завидной и неугасающей популярностью среди подростков и юношества.

Мы уже говорили, что педагогические, воспитательные и даже образовательные возможности фэнтези широки. Напомним однако, что фэнтези – явление сложное и многообразное, включающее в себя большое количество стилей и концепций, поэтому очень важно, чтобы педагоги и библиотекари прежде всего сами ориентировались в этой литературе.

Работая с литературой фэнтези в школе или в библиотеке, преподавателю или библиотекарю необходимо свериться с библиографическими указателями, чтобы составить представление о большинстве имеющихся изданий, и, конечно, прочитать те книги, которые будут предложены подросткам.

 

К слову

Мария Порядина

Что же такое ФЭНТЕЗИ?

Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», – сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой».

Все мы как-то «про себя» знаем, что такое фэнтези, но сформулировать толком не в состоянии.

Фэнтези – не обозначение рода, вида или жанра литературы. Ведь можно написать «фэнтезийную» поэму, можно роман или комедию, в стихах или в прозе – как угодно.

Произведения фэнтези, как правило, являют себя в жанре, близком к сказочной или приключенческой повести, но при этом вмещают в себя признаки и элементы многих других жанров – от рыцарского романа до комедии положений и стихов.

Фэнтези – это не текст как таковой, а оттенок, привкус, аромат... Отдаленные времена, битвы светлых и темных сил, подвиги, герои, волшебство... – все, что так увлекает читателя.

Литературовед, наверное, сказал бы, что фэнтези – это творческий метод, то есть особенный писательский взгляд на мир и на текст.