Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Дальние страны

Ольга Леонтьева

Школа, в которой нет классов

Ольга Милославовна Леонтьева –
кандидат педагогических наук,
журналист газеты «Первое сентября»,
координатор парк-школ в России

В начале этого учебного года в Копенгагене была открыта школа, специально спроектированная и построенная таким образом, что в ней нет ни одной классной комнаты. Все в этой школе просматривается насквозь: даже лаборатории и офис администрации, которые находятся за закрытыми дверями, потому что двери и стены стеклянные. Лишь небольшие специальные беседки, в которых могут усесться в круг двадцать пять ребят, разбросаны по всему зданию.

На открытии школы было множество гостей, но и в обычные дни лестница – одно из самых любимых мест, чтобы посидеть или попрыгать

Библиотека тоже не имеет стен: книги стоят на книжных полках в одном из холлов, и дети сами выбирают нужную им литературу и регистрируют ее у библиотекаря.

Датское правительство и муниципалитет округа вложили огромные деньги в проект, назвав эту школу «школой двадцать первого века». Все продумано до мелочей: дизайн, особые звукопоглощающие стены и полы…

Как же складывается жизнь инновационной школы? Что происходит с 550 учениками, которые там учатся. Рады они или нет? Тяжело им или легко? Какие трудности испытывают учителя? Все ли так просто, как казалось на первый взгляд? И действительно ли это школа без классов или…

На самом деле классы в Хеллероп-школе остались, от них не так просто избавиться. Дети распределены по возрастам и причислены к определенным постоянным группам примерно по 20–25 человек в каждой. Группы имеют своих классных руководителей. Правда, классы часто работают рядом друг с другом. На одном этаже с 0 по 3-й класс, недалеко – 4–6-е и 7–9-е. 10-е классы расположились на третьем, последнем этаже. Во вторую смену открыты группы продленного дня, где встречаются все младшие ученики школы.

Остались и уроки, хотя в соответствии с первоначальной идеей, вся учеба в этой школе должна проводиться проектным методом. Предполагалось, что, выполняя проекты индивидуально и в группах, дети не только освоят необходимый объем школьной программы, но и приобретут ценные навыки такой работы. Однако не все оказалось так просто. Не укладывается, никак не укладывается в проектную деятельность подготовка к тестам и экзаменам в 9-х и 10-х классах. А готовиться-то к ним нужно заранее.

Вот и все в общих чертах. Остальное систематическому описанию поддается с трудом. Происходящее в Хеллероп-школе не похоже на театральное представление, где легко понять роль каждого героя. Эту школу почти невозможно «бегом» показывать многочисленным гостям. За два дня я видела две экскурсионные группы. А преподаватели школы по секрету говорили, что иногда они ощущают себя обезьянками в зоопарке, так много экскурсий проводится. Новую школу можно понять только самому, пожив и поработав рядом с учителями и детьми. И рассказ здесь пойдет не обо всей школе, а о той ее небольшой части, к которой мне удалось приблизиться. Однако лично у меня сложилась довольно четкая картина жизни школы и ее проблем. И очень захотелось там поработать – так много нового, важного, непознанного в ней есть. А именно это меня всегда притягивало.

НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО

В восемь утра начинаются занятия. Чуть не опоздала на электричку, страшно переживала, а когда оказалась на месте, поняла, что торопиться было вовсе не нужно, что в этой школе все гораздо проще.

  

И в библиотеке, и в классах-беседках так бывает не только во время перемены.
Обратите внимание: задники у стеллажей прозрачные, из сетки

Дети, стайками и поодиночке на своей территории, лежали на полу, сидели за столами или на ступеньках, и все что-то делали. Это не похоже на обычную работу на уроке, даже на самостоятельную и интересную для детей. Ребята болтали тихонько, чтобы другим не мешать, переходили с места на место. Я спросила, говорит ли кто-нибудь из детей по-английски, и меня познакомили с шестилетним белобрысым мальчиком, который прожил с родителями три года в Индии.

– Филипп, Ольга хочет задать несколько вопросов. Ты не мог бы помочь ей? Она не умеет говорить по-датски.

Филипп молча кивнул. Он сидел за столом вместе с другими ребятами, занимался языком. Я устроилась рядом, но мальчик занервничал. Оказалось, что для беседы нам лучше перейти куда-нибудь, где мы не будем мешать остальным. Да… А я об этом и не подумала.

– Филипп, а почему ты занимаешься датским языком?

– Потому что учитель так сказал.

– Когда?

– Когда я пришел в школу и подошел спросить, что мне делать.

– Значит, ты сам не выбирал себе занятие?

– Нет.

– А что бы стал делать, если бы учителя не было?

– То же самое. Я люблю работать с этой книжкой. Учитель спросил, чем я хотел бы заняться? Я ответил, тогда мне сказали…

Ах, вот оно что! В такую ситуацию часто попадают гости в школах подобного типа. Задавая вопросы детям, мы забываем, что они редуцируют действия учителя до понятных им простых ситуаций. Ведь, в конце концов, действительно учитель сказал, чем будет заниматься ребенок. Никакого подвоха, неправды тут нет!

Здесь есть свобода выбора занятий, но учителя обязательно обсуждают планы ребенка на каждый день. Поэтому дети и думают, что решение принимали не они, а взрослые. Пожалуй, палка о двух концах.

Филипп: Мы приходим в школу в любое время между 8 часами и 8.45. Те, кто пришел позже, остаются еще после ланча, когда остальные могут идти домой.

Вот почему мне не стоило так бежать к началу занятий! А правда, откуда появилось это точно зафиксированное время начала занятий, к которому опаздывают очень многие ребятишки? Ну бывает же – не успел на автобус, мама разбудила не вовремя, да мало ли что. Давайте подумаем: к чему приучают школы, где занятия начинаются минута в минуту? А ведь их большинство во всем мире. К порядку? А может быть, к тому, что ничего страшного не произойдет, если опаздывать регулярно на несколько минут? Ведь большинство учителей впускают в класс опоздавших. Это, конечно, лучше, чем оставлять учеников болтаться без дела на улице, как было принято в одной из известных мне школ, где первоклассники бродили вокруг школьного здания в тридцатиградусный мороз, если не успевали до звонка на урок проникнуть в школу. А если ввести первыми уроками такие вот открытые индивидуальные занятия? Пожалуй, этот прием можно использовать в любой школе, только легче станет работать.

Без четвери девять один из учителей сел за фортепиано, начал играть и петь. Постепенно дети подходили, подползали, подбегали. Вскоре все собрались вокруг этого учителя. Только один мальчик лет восьми, нахмурившийся, в шапке, которая будто приросла к голове, так и остался сидеть в стороне и продолжал заниматься своим делом. Никто к нему не подошел. Казалось, что кроме меня его никто не замечает.

Все присутствующие, включая остальных взрослых, воспитателей, родителей, уселись-улеглись на полу вокруг поющего учителя и подпевали ему. Одна песенка – медленная, тихая; другая – чуть быстрее, чуть громче. Потом веселая песня, под которую хочется танцевать, и все поют, покачиваясь в такт музыке, а потом танцуют. Эх, как они танцевали! А одинокий мальчик все сидел за своим столом и почти беззвучно подпевал…

Мы тоже любим в своей школе проводить подобные музыкальные прелюдии в начале учебного дня. Особенно часто это практикуется в начальной школе, и ничего необычного в этом нет. И мальчики, не желающие петь и танцевать вместе с другими, есть практически в каждом классе. Ситуация обычная и для датской, и для русской школы, с классами и стенами и без них. Но создание непринужденной атмосферы очень важно в любой школе. Ведь учеба – это и отдых, и развлечение, а не только тяжкий труд. Те педагоги, которые это понимают, стараются каждое утро начать с чего-то подобного. Не всегда удается, конечно, добиться желаемого результата, но попытки прекращать не стоит.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующем номере