Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2003


АДРЕСНАЯ КНИЖКА

Что было

Конференция по детскому чтению

10 апреля 2003 года в Центральном окружном научно-методическом центре (Москва) состоялась конференция школьных библиотек Центрального административного округа, посвященная проблемам активизации детского чтения. Круг поднятых проблем оказался обширным, а пути выхода из ситуации с кризисом детского чтения каждый выступающий видел в чем-то своем. Все были едины во мнении, что изменился и характер, и круг чтения, а новые технологии – это не просто новые носители информации, но и новая ментальность. Большой интерес и противоречивые эмоции аудитории вызвало выступление О.В.Кельмишкейт, зав. библиотекой школы № 1284, «Внедрение медиаобразования в деятельность школьной библиотеки». Заметим, что внедрение новых технологий в школьные библиотеки ЦАО происходит гораздо медленнее, чем в реальную жизнь школьников в этом регионе. Ощущение, что мы отстаем от своих читателей, не покидает многих библиотекарей Москвы.

Залог успеха работы библиотеки в школе – взаимопонимание и координация в педагогическом коллективе. Этим вопросам были посвящены выступления Г.Н.Шагановой, зам. по воспитательной работе, зав. библиотекой школы № 1258, и Т.В.Гориной, руководителя лаборатории методики воспитания ОНМЦ, чье сообщение называлось «Поиск путей взаимодействия заместителей директоров школы по воспитательной работе и заведующих библиотеками».

О взаимоподдержке, взаимообогащении, возможностях и необходимости координации работы говорили представители детских библиотек ЦАО – В.Л.Киселева, зам. директора по работе с детьми ЦДБ № 13 им. Н.К.Крупской, Н.Ф.Мартыненко, зав. читальным залом ЦДБ № 24 ЦБС «Пресненская». Многих поразила глубина и несуетливость, с которой ведет занятия факультатива «Культура работы с книгой» Н.Е.Кузякина, зав. библиотекой УВК № 1842 (школы православной ориентации), приобщая учащихся начальной школы к традициям старославянской рукописной книги.

В.С.Кутузова, руководитель лаборатории информационно-библиотечного обеспечения ЦАО, подвела некоторые итоги работы библиотек образовательных учреждений округа за год по активизации детского чтения, ознакомила с результатами локальных социологических исследований чтения в школах, а также с итогами первого окружного конкурса на лучший читающий класс.

С наиболее интересным опытом работы библиотек школ ЦАО мы предполагаем вас познакомить в дальнейшем.

Татьяна Рудишина

Конференция «Право на детство»

24–25 апреля 2003 года в Нижнем Новгороде состоялась международная конференция «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков».

Конференция «Право на детство» была организована для специалистов и организаций, работающих в области профилактики детских и подростковых правонарушений. Цель конференции – обобщение опыта работы специалистов в области предотвращения правонарушений среди детей и подростков Нижегородского региона, выявление эффективных форм сотрудничества различных организаций и специалистов, работающих в данном направлении.

В ходе конференции будут обсуждаться следующие темы: деятельность организаций по предупреждению детских и подростковых правонарушений; содержание и методы работы с детьми и подростками по профилактике асоциального поведения; психологические предпосылки детских и подростковых правонарушений; развитие психологической службы образования и задачи профилактики детской и подростковой преступности; развитие сети междисциплинарных команд по предотвращению насилия в Нижегородской области; международный опыт профилактики детской и подростковой преступности; развитие системы защиты прав детей в Нижегородской области. Об этом сообщает пресс-служба Центра поддержки НКО «Служение».

Елена Реброва

Исследование

Шведские четвероклассники читают лучше всех своих сверстников в мире, юные россияне находятся на 16-м месте.

Таков вывод глобального исследования, охватившего 150 тысяч детей в 35 странах. Оно было проведено Международной ассоциацией исследования достижений в области образования, базирующейся в Нидерландах.

Доклад опубликован Бостонским колледжем, который занимался практическим осуществлением проекта «Прогресс в чтении и грамотности». Хорошие результаты показали школьники в возрасте 9–10 лет из Нидерландов, Англии, Болгарии. Из бывших советских республик в первую десятку вошли Латвия и Литва, опередившие даже Соединенные Штаты, оказавшиеся на 9-м месте. Россия по итогам исследования вошла во вторую десятку, сообщает ИТАР-ТАСС.

Елена Иванова

Создан Совет по информатизации образования

8 апреля 2003 года приказом министра образования РФ В.М.Филиппова создан Федеральный совет по информатизации общего и начального профессионального образования, сообщает iOne.ru.

Совет является государственно-общественным органом. В его состав вошли представители Министерства образования РФ, государственных, общественных и коммерческих организаций, российских, зарубежных и международных структур, принимающих участие в информатизации российского образования. В соответствии с положением о Федеральном совете, представители негосударственных организаций составляют не менее половины его состава. К компетенции нового органа, в частности, относятся:

– согласование проектов и программ информатизации, отчетов о ходе их реализации и выполнении;

– согласование ежегодных планов информатизации;

– разработка предложений по объемам финансирования проектов и программ информатизации.

Председателем Совета стал министр образования Владимир Филиппов. В состав президиума в числе прочих вошли председатель правления нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, ответственный секретарь Федерации интернет-образования Сергей Монахов, который стал заместителем председателя, и еще два представителя СИО – директор образовательных программ Светлана Авдеева и директор интернет-программ Семен Мушер.

Елена Иванова

Презентация программы «Истоки»

Рисунок Елены СуховерховойРисунок Елены Суховерховой

23 апреля 2003 года в конференц-зале Торгового дома «Библио-Глобус» (Москва) в рамках Всемирного дня книги прошла встреча представителей образовательных учреждений и представителей СМИ с авторами созданной в Вологодской области социокультурной образовательной программы «Истоки» – Игорем Алексеевичем Кузьминым и Александром Васильевичем Камкиным.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации. Темы учебного курса: Имя и Род, Дом и Семья, Вера, Храм, Любовь и Милосердие, Труд и Традиции.

Программа оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.

ОБРАЗовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

Программа успешно развивается и внедряется в различных регионах России – в Вологодской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Архангельской, Тульской областях, республике Саха (Якутия), в отдельных образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов России. Так, министерство общего и профессионального образования Свердловской области утвердило проект «Человек. Урал. Истоки».

Разработан учебный курс для 1–11-х классов, изданы учебники, хрестоматии, рабочие тетради, учебно-методические пособия, подготовлены видеоматериалы. Апробированы новые педагогические технологии. Сердцевиной урока становятся диалоги. Идет не запоминание, а совместное размышление. Каждый урок ориентирован на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких – так «Истоки» превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Дети создают свои рукотворные «Первые книги».

Программа «Истоки» включает большую издательскую деятельность. Помимо учебной литературы, полным ходом идет выпуск серии книг «Истоки в классике», житийной литературы, газеты «Истоки».

Истоковедение – открытая организационная система, способствующая развитию единого образовательного пространства. Истоковедение может быть успешно адаптировано к условиям системы дополнительного образования. Составной частью «Истоков» является воспитательная программа «Северная Фиваида» (Северной Фиваидой называли жемчужину Русского Севера – Ферапонтов монастырь, в котором сохранились росписи Дионисия). Программа предполагает погружение в историко-культурное пространство историко-архитектурных памятников и святынь.

Программа «Истоки» нашла серьезную поддержку в отделе библиотек и информационного обеспечения Министерства образования РФ и в дальнейшем будет освещаться на страницах журнала «Школьная библиотека».

Татьяна Рудишина