Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

О чем спорим?

Татьяна Рудишина

От кого защищаем?

Наши дети делятся не только на бедных и богатых, больных и здоровых, а еще на защищенных и не защищенных любовью взрослых или безнадежно обделенных ею... А 1 июня – День защиты детей... Как защищать детей? От кого? От мира? От нас? От них самих? перед вами – две попытки ответить на эти вопросы.

Фото Георгия Кеймаха

День защиты детей был одним из множества фальшивых советских праздников. Он официально напоминал обществу о прекрасной и безоблачной жизни социалистических детей, противопоставляя ее ужасному существованию детей капиталистических. Два мира – два детства: у нас – красногалстучное счастье, дворцы и фонтаны, у них – трущобы, безработица, преступность и наркотики.

Сегодня те же самые люди с той же страстью и гражданским негодованием говорят о катастрофическом положении российских детей...

Что может сделать библиотека, чтобы День защиты детей перестал быть днем массовых политических спекуляций на детскую тему? Наверное, главное – осознать, что библиотекарь детской библиотеки в России сегодня может выступать адвокатом детства, защитником прав ребенка, и в первую очередь – права на информацию. И – на любовь.

Карнавал! До рассвета пляски
И цветных конфетти сума.
Я стою в стороне без маски
И боюсь, что сойду с ума...

Александр Ананичев

В Москве возведен очень странный памятник. От него холодеет внутри, рядом с ним жутко находиться и невозможно фотографироваться. В то же время его скрупулезно рассматриваешь, вдумываясь в детали. Мысленно задаешь вопросы скульптору: что он этим хотел сказать, в чем сакральный смысл этих полуживотных, полулюдей? Зло многолико, порок привлекателен...

Я говорю о композиции Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Его установили в Москве в 2001 году в сквере на Болотной площади. Место для памятника символично: именно на Болоте в средневековой Москве совершались казни, а в пору борьбы с ересями (ХVI–XVII века) жгли неугодные Богу книги, а заодно дудки, гусли и прочие скоморошьи инструменты – атрибуты, уходящие корнями в древнее язычество.

Воспоминание – поминки – память – памятник – напоминание…

Не восхваление героя или мыслителя, художника или государственного мужа, а напоминание, сколь беззащитно и слепо дитя в мире жестокости, черствости и насилия.

Город сопротивлялся этому «памятнику злу», как окрестили его обыватели. Возле монумента и сейчас дежурит милицейский патруль во избежание актов вандализма.

Полукольцо из двенадцати фигур – мутантов, уродов, монстров. В позе угодливого лакея со шприцем наготове застыла Наркомания. Подле нее вульгарная, пышнотелая Проституция с головой жабы тянет к вам руки, обвитые змеями. За ней свиное рыло Воровства, демонстративно позвякивающего краденой мошной. Раблезианского вида отупевшее Пьянство, как на троне, бесстыдно восседает на винной бочке. Отплясывает лихой танец стоголовая Глупость с шутовским жезлом. Лженауку олицетворяет монах-инквизитор с марионетками в одной руке и скрижалями в другой. На них начертаны слова «Мирный атом: Чернобыль. Военный атом: Хиросима, Нагасаки. Генная инженерия растений. Клонирование человека». Пропаганда насилия не расстается с томиком своего кумира – «Майн кампф», из-под фрака – хвост, на ноге – копыто. Отвратителен в своем похотливом жесте Садизм с головой носорога. Эксплуатация детского труда смахивает на Карабаса-Барабаса, зазывающего в шарманку-фабрику свои жертвы. Шагает с посохом изможденная старуха – Нищета, единственная, пожалуй, не утратившая человеческий облик. Рыцарь в латах и противогазе – Война, словно младенца, пестует бомбу с мордочкой Микки-Мауса. За спиной, подобно крыльям чудовищных насекомых, косы – атрибут смерти. В центре, на возвышении, – гробоподобное Равнодушие – основа всех пороков. Оно отвернулось и замкнуло руками уши, мы видим лишь маску, надетую на затылок. И дополняет этот безумный карнавал гильотина, напоминающая бритву, которой только что перерезали вены.

В этот сжимающийся порочный круг устремлены две золотистые фигурки мальчика и девочки с завязанными глазами. Быть может, они играют в жмурки, пытаясь поймать друг друга? Но вектор движения нарушен, они слепо бегут в объятия пороков. А рядом брошены «Сочинения А.С.Пушкина» и «Русские народные сказки».

Боже мой, я это все уже где-то встречала...

 

Воспоминание – поминки – память – памятник – напоминание…