Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

О чем спорим?

Мария Порядина

Что хотел сказать зритель

Фото Георгия Кеймаха

Вот уж и в самом деле завидный подарочек достался Москве... Поблизости от Репина, через мостик от Третьяковки, поместилось шемякинское художественное новаторство «Дети – жертвы пороков взрослых».

Монумент сам по себе вызывает у обывателей стойкое недоумение. Поэтому на подходе к нему размещены специальные таблички. Тем, кто не «врубился», они объясняют (на разных языках), «что хотел сказать автор».

Оказывается, композиция работы Шемякина выражает идею защиты подрастающего поколения: дескать, мы, взрослые, в ответе за будущее детей. Так что созерцаемое нами – не что иное, как бронзовый и многофигурный акт гуманности и милосердия...

Нет, конечно, в отсутствии художественности и новаторского подхода Шемякина не упрекнешь. Но мне видится в этой композиции что-то не то...

Если, не удосужившись изучить таблички, подойти к монументу непредвзято и рассматривать его самостоятельно, без подсказок, – можно увидеть и то, чего не хотел сказать автор.

А именно – страшную картину.

Смыкается круг монстров... а дети играют, завязав глаза. Что это – случайная игра невинности или позиция, сознательное предпочтение? Не видят – или не хотят видеть?

Боюсь, что второе. Ведь под ногами у них – книги. Валяются. Того и гляди – наступит на обложку ребеночек, увлеченный игрой.

Господи, как ужасно, что дети играют именно в жмурки! Не в дочки-матери, не в казаки-разбойники, не в палочки-выручалочки, не в шахматы, черт возьми!

Ведь главная опасность – когда не видишь опасности...

«Не имел духу разглядеть он их; видел только, как во всю стену стояло какое-то огромное чудовище в своих перепутанных волосах, как в лесу... над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал».

«Что-то», «какое-то» – не разглядишь, не поймешь – вот ужас-то!

А когда есть возможность увидеть свой страх во всех мельчайших подробностях – тут уж вроде и не так страшно...

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком...

Ай, батюшки, с хвостиком! Ну... вот и не боимся, справимся! Что, хвостиков мы, что ли, не видали?

Надо просто открыть глаза и рассмотреть все окружающее. В том числе и чудовищ. Ведь, между прочим, Шемякин (вернемся к предмету нашего разговора) всю жизнь «специализировался» на гротескных изображениях. Похоже, ему просто нравится создавать «страхолюдов». В сущности, ничего плохого в этом нет. Каждый художник видит мир по-своему, Шемякин – вот так... Надо признать еще, что чудовища и страшилища удаются ему замечательно. Они все настоящие, с характером, с «лица необщим выраженьем», если можно так выразиться. Они интересны, увлекательны! Если посмотреть на них с точки зрения эстетической...

А вот дети шемякинские – не смотрят!

Ой, что-то мне не нравятся эти дети... Завязав глаза, мальчик и девочка ловят друг друга. Мужское, так сказать, и женское начало в блаженном неведении ищут друг друга на ощупь.

Не взрослые же навязали мальчику и девочке эту игру! Похоже, дети сами ее выбрали. Бегают, развлекаются, на мир не смотрят.

А книги брошены на пол...

Вот, что увидел зритель.

«Автор этого не показывал! Он не это хотел сказать!» – слышу голос шемякинского защитника.

Хотел или не хотел – а сказал. Ведь в художественном произведении нет ничего случайного!

Так что вопрос о спасении детей от пороков остается открытым.

Впрочем, еще раз взглянув на монумент, с шемякинской помощью мы можем найти свой ответ. Не попробовать ли самый простой в нашей ситуации способ? Поднять книгу, стряхнуть с нее пыль и предложить ребенку? Дать им сведения. Дать им информацию. Предупрежден – значит вооружен. Стало быть, защищен.

И Эксплуатация, и Проституция, и Наркомания, и прочие монстры страшны лишь человеку неосведомленному. Стоит рассмотреть, изучить, узнать эти явления – и страх проходит. Вместо него приходит знание и понимание. То есть – возможность избавиться от опасности или избежать ее.

Но шемякинские дети по-прежнему бегают друг за другом с закрытыми глазами. И не только шемякинские...

Может быть, это именно то, о чем стоит задуматься взрослым в канун Дня защиты детей?

Вот что хотел сказать зритель.