Открывшаяся страница
Компромиссы суть не что иное, как отказ от
выбора
Джон Фаулз. Дэниел Мартин
Может, именно в этом и заключается
сокровенная сущность английского характера:
скорее терпеть несчастье, чем пытаться деятельно
избавиться от него. Мы кичимся своей
способностью к компромиссам, которые суть не что
иное, как отказ от выбора: в отказе от выбора
немало трусости, апатии, эгоистичной лени; с
годами я все больше убеждаюсь, что наша любовь к
компромиссам отражает также и особенности
нашего воображения, нашу национальную и
индивидуальную склонность к метафоре, наше
умение придать гипотезе о нас самих, нашем
прошлом и будущем почти такую же достоверность,
как их действительным событиям и судьбам. Другие
нации смотрят на себя в зеркало и либо мирятся с
увиденным, либо делают практические шаги к тому,
чтобы улучшить свой облик. Мы же рисуем на стекле
свой идеальный или воображаемый образ. <...>
Американский миф – это свободная воля
в самом простом, примитивном смысле. Человек
волен выбирать свой путь и добиваться желаемого;
и это абсурдно-оптимистическое предположение
пустило настолько глубокие корни, что породило
практически все громадные социальные
несправедливости США. Неспособность достичь
успеха считается моральным, а не генетическим
изъяном. Лозунг «Все люди рождаются равными»
превращается в существенно иной: «Приличное
общество не может помогать тем, кто не сумел
остаться равным». Этот миф настолько овладел
американским обществом, что в него верят даже
бедняки, которые в первую очередь должны были бы
в нем разочароваться. По моим наблюдениям, это
заблуждение разделяют в США даже самые тонкие и
умные либералы. Европейские переселенцы
отправлялись в Америку, дабы избежать двух вещей:
политической тирании и неравенства шансов в
борьбе за существование, – они так до сих пор и не
поняли, что эти две цели несовместимы и что
изначальная несправедливость жизни ничуть не
меньше старой европейской экономической
несправедливости. <...>
Несправедливость и неравенство столь
же присущи жизни, как и слезы Вергилия*, и
мы изъяли свободу из любой жизненной реальности.
Она есть чистая идея. Утопия, в которую мы тайно
бежим от нашей повседневности. Именно эта черта
объясняет необычайную терпимость англичан к
национальному упадку, к привычке прозябать;
именно она привела нас к социальному
консерватизму и консервативному социализму.
Наше общество в его теперешнем состоянии –
ничто, мертвая реальность, лишенная живого
воображения; вот почему мы выработали язык,
которым подразумеваем больше, чем говорим – и
эмоционально, и образно. У американцев все
наоборот: они подразумевают и чувствуют намного
меньше, чем говорят. В обоих случаях цель одна:
ощутить себя свободным. Американские циники лишь
притворяются таковыми, настоящие циники,
истинные квиетисты**, живут на Британских
островах.
_________________
* Данте Алигьери.
Божественная комедия, Ад, песнь XIV.
** Квиетист – последователь
религиозного учения, доводящего пассивное
подчинение Богу до безразличия к «спасению»
собственной души. |