Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Открывшаяся страница

Компромиссы суть не что иное, как отказ от выбора

Джон Фаулз. Дэниел Мартин

Может, именно в этом и заключается сокровенная сущность английского характера: скорее терпеть несчастье, чем пытаться деятельно избавиться от него. Мы кичимся своей способностью к компромиссам, которые суть не что иное, как отказ от выбора: в отказе от выбора немало трусости, апатии, эгоистичной лени; с годами я все больше убеждаюсь, что наша любовь к компромиссам отражает также и особенности нашего воображения, нашу национальную и индивидуальную склонность к метафоре, наше умение придать гипотезе о нас самих, нашем прошлом и будущем почти такую же достоверность, как их действительным событиям и судьбам. Другие нации смотрят на себя в зеркало и либо мирятся с увиденным, либо делают практические шаги к тому, чтобы улучшить свой облик. Мы же рисуем на стекле свой идеальный или воображаемый образ. <...>

Американский миф – это свободная воля в самом простом, примитивном смысле. Человек волен выбирать свой путь и добиваться желаемого; и это абсурдно-оптимистическое предположение пустило настолько глубокие корни, что породило практически все громадные социальные несправедливости США. Неспособность достичь успеха считается моральным, а не генетическим изъяном. Лозунг «Все люди рождаются равными» превращается в существенно иной: «Приличное общество не может помогать тем, кто не сумел остаться равным». Этот миф настолько овладел американским обществом, что в него верят даже бедняки, которые в первую очередь должны были бы в нем разочароваться. По моим наблюдениям, это заблуждение разделяют в США даже самые тонкие и умные либералы. Европейские переселенцы отправлялись в Америку, дабы избежать двух вещей: политической тирании и неравенства шансов в борьбе за существование, – они так до сих пор и не поняли, что эти две цели несовместимы и что изначальная несправедливость жизни ничуть не меньше старой европейской экономической несправедливости. <...>

Несправедливость и неравенство столь же присущи жизни, как и слезы Вергилия*, и мы изъяли свободу из любой жизненной реальности. Она есть чистая идея. Утопия, в которую мы тайно бежим от нашей повседневности. Именно эта черта объясняет необычайную терпимость англичан к национальному упадку, к привычке прозябать; именно она привела нас к социальному консерватизму и консервативному социализму. Наше общество в его теперешнем состоянии – ничто, мертвая реальность, лишенная живого воображения; вот почему мы выработали язык, которым подразумеваем больше, чем говорим – и эмоционально, и образно. У американцев все наоборот: они подразумевают и чувствуют намного меньше, чем говорят. В обоих случаях цель одна: ощутить себя свободным. Американские циники лишь притворяются таковыми, настоящие циники, истинные квиетисты**, живут на Британских островах.

_________________

* Данте Алигьери. Божественная комедия, Ад, песнь XIV.

** Квиетист – последователь религиозного учения, доводящего пассивное подчинение Богу до безразличия к «спасению» собственной души.