Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 10 (22) • вкладка в БШ № 10 (94) • 16–31 мая 2003

Час тихого чтения

Я ИДУ НА УРОК ГЕОГРАФИИ.

История географических открытий.

Книга для учителя. Редактор-составитель К.С.Лазаревич.

Библиотека «Первого сентября».

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2000

Сборник составлен из публикаций еженедельника «География» – приложения к газете «Первое сентября». Цель книги – предоставить учителю дополнительный материал из истории географических открытий, сделанных европейцами в последнюю тысячу лет. Даже эта, наша история, не говоря уже об открытиях, сделанных жителями других континентов, излагается в учебниках очень кратко. Когда-нибудь европей-
ские школьники будут изучать историю открытия Европы китайцами и монголами или читать об открытии арабами Индии и ацтеками Японии.

Материалы книги расположены в хронологическом порядке открытий и различны по жанру: исторические очерки, географические описания, даже воспоминания путешественников. В книге много географических карт-схем, портретов знаменитых путешественников, рисунков кораблей.

Открывается книга очерком «За пять веков до Колумба» – о многочисленных путешествиях викингов в Исландию, Гренландию и Америку в IX–X вв. Полная загадок и тайн история норманнов и их путешествий не оставит школьников равнодушными и, может быть, подвигнет их к дополнительному чтению и самостоятельным исследованиям давно исчезнувшей культуры.

Эпохе Великих географических открытий европейцев посвящены очерки «Открытие Нового Света» (о трех экспедициях Колумба, путешествиях Америго Веспуччи, Джона Кабото, Фернана Магеллана и многих других путешественников), «Морской путь в Индию» (об экспедиции Васко да Гамы). В этих очерках авторы, не умаляя отваги и дерзких начинаний первопроходцев, пишут о замечательной и непонятой культуре инков и ацтеков, разрушенной жестокими конкистадорами.

Географическим открытиям в Юго-Восточной Азии и Австралии посвящен очерк «Земля Флиндерса», полный замечательных подробностей о путешествиях и исследованиях Абеля Тасмана, Джеймса Кука и Мэтью Флиндерса.

Особое место в книге занимают очерки о «безумстве храбрых» – многолетних непрекращающихся попытках отважных исследователей достичь Северного и Южного полюсов. Путешествиям в Арктику посвящены очерки «Ледовая одиссея доктора Нансена» – о захватывающей дух экспедиции норвежцев на специально построенном корабле «Фрам» – и «Кто был первым на Северном полюсе?», в котором интересна оценка точности определения местонахождения исследователей и, следовательно, достоверности самого факта пребывания их на полюсе.

Об истории открытия Антарктиды и Южного полюса, об экспедициях и судьбе Роберта Скотта, Эрнста Шеклтона, Руаля Амундсена – участниках «полярных» (аналогичных «космическим» в конце XX века) гонок рассказывается в очерке «Шестой континент Земли». В статье «Путешествие в Антарктиду» участник II Антарктической экспедиции Г.Е.Лазарев рассказывает о современных путешествиях, хотя и разительно отличающихся экипировкой и техническими средствами от путешествий даже начала XX века, но требующих не меньше мужества, выдержки и отваги.

В статье «Кругосветные плавания русских парусников» – история короткого, но яркого периода исследований, совершенных русскими моряками в первой половине XIX века. Русские парусные экспедиции способствовали не только освоению морских путей из Балтийского моря в Русскую Америку и Южную Азию, но и появлению блестящей школы морских офицеров, а также началу отечественных научных исследованиий Мирового океана.

«Перечень географических открытий, совершенных русскими моряками за 300 лет существования российского регулярного флота», позволит составить представление о роли русского флота в исследовании мирового океана. Каждое событие, упомянутое в «Перечне», от походов парусников эпохи Петра Великого до рейсов исследователь-ских гигантов «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе», может стать темой отдельного занятия, доклада или даже школьного спектакля. Особенно интересной может стать «встреча» матросов парусника 1699 года «Крепость» и парусника 1996 года «Крузенштерн».

Книга может быть использована на уроках с 6-го по 10-й класс, в наибольшей степени содержание сборника соответствует программе 7-го класса. Материалы сборника можно использовать также на уроках истории и во внеклассной работе – в кружках, при организации вечеров, олимпиад, викторин.

 

Я ИДУ НА УРОК ГЕОГРАФИИ.

Физическая география России.

Книга для учителя. Редактор-составитель К.С.Лазаревич.

Библиотека «Первого сентября».

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2000

Сборник составлен из публикаций еженедельника «География» – приложения к газете «Первое сентября». Тематика сборника в основном соответствует современной программе 8-го класса.

Вводная статья сборника «Географическое положение России», написанная в форме диалога автора и читателя, не только рассказывает о географическом положении России, но и служит примером того, какой разносторонней может быть характеристика географического положения любой другой страны. Отдельные разделы статьи «В Европе и Азии», «Соседей масса, и соседей нет», «Закрытая страна», «Закрытые моря» и другие заставляют размышлять не только о географических особенностях нашей страны, но и о ее истории и будущем. В частности, школьники вовлекаются в очень серьезную дискуссию сторонников идеи «закрытия» России, организации жизни только «своим умом» и идеи преодоления Россией своей природной, географической закрытости, становления ее социально-экономической открытости, приобщения России к достижениям мировой культуры.

Другие статьи рассказывают о физической географии отдельных мест России, особенностях ее природных зон. Север России представлен очерками о Хибинах, о тайге, о Тиманском кряже. Очерк о подмосковных степях можно использовать и для занятий в классе, и во время путешествий и экскурсий по Подмосковью. Группа очерков посвящена Сибири и Дальнему Востоку. Для школьников особенно интересными могут оказаться статьи, в которых описываются прерии России, долины гейзеров и уникальные особенности полуострова Ямал.

В большом разделе «Климатические данные по территории России и ближнего зарубежья» помещены климатические таблицы температуры и осадков в России (с выделенными блоками регионов от Севера Европейской России до Дальнего Востока), в ближнем зарубежье (в бывших республиках СССР) и таблицы повторяемости направлений ветра.

Таблицы сопровождаются климатическими характеристиками крупных физико-географических регионов и описанием способов построения климатограмм и роз ветров. Даны рекомендации по составлению задач на основании климатических таблиц. Это вычисление характерных показателей, построение графиков, определение типа климата и сравнение типов климата двух или более пунктов. Знакомство с климатическими таблицами будет для учащихся первой встречей с использованием статистических данных, их обработкой и графическим изображением. Пользуясь этими рекомендациями, учитель сможет составлять другие, подобные приведенным в книге, задачи и предложить составление и разбор задач самим ученикам.

Сборник завершается серией географических диктантов по физической географии России. Географический диктант – своеобразный симбиоз контрольной работы и тестирования. К нему легко подготовиться, результаты легко проверить. Диктанты дают ученику возможность блеснуть эрудицией, приучают ясно излагать мысли. Всего в сборнике 31 диктант по два варианта на каждую тему (пять диктантов повышенной сложности). В каждом диктанте по 10 вопросов, многие из них с элементами игры, с приглашением к размышлению (а не к списыванию).

В сборнике много рисунков, фотографий. Книга адресована преподавателям географии средних учебных заведений и может быть использована не только на уроках в 8-х классах, но и во внеклассной работе, в кружках, при организации вечеров, викторин и олимпиад.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Без приказа. № 30–2003, с. 1.

Кажется, без него в современном образовании ничего не делается. И тем не менее педагогическое сообщество находит способы продвигать в жизнь собственные инициативы.

Дашковская О. Парадоксы инвестиций. № 30–2003, с. 1.

Чем больше денег выделяют на капитальное строительство, тем неутешительнее прогнозы.

Кириллова С. Будут ли перенесены сроки перехода старшей школы на профильное обучение? № 30–2003, с. 1.

Интервью с советником министра образования, разработчиком концепции профильной школы А.Пинским.

Адамский А. Тарифно-квалификационные характеристики – незаконны. № 31–2003, с. 1.

Таково решение суда по поводу документа, на основании которого восемь лет определялись оклады и должностные обязанности учителей.

Иштрикова Н. Бюджет системы образования на 2004 год предварительно разработан. № 31–2003, с. 1.

Согласятся ли с этим проектом Министерство финансов и правительство?

Адамский А. Религия на пороге школы? № 32–2003, с. 1.

Конфлик вокруг «Основ православной культуры» вновь разрастается: теперь и другие конфессии предлагают внести основы своих вероучений в школьную программу.

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Единый экзамен. Испытание конкретными ответами [Тема полосы]. № 30–2003, с. 2.

ЕГЭ по литературе из кошмара может превратиться в спасение, если всерьез взяться за доработку идеи с привлечением талантливых практиков и теоретиков. Может, пока нет идеальной версии, стоит допустить существование параллельных вариантов, созданных разными авторскими коллективами?

Печатникова Л. Демонстрационная версия ЕГЭ по литературе.

Кобринский А. Тест по литературе составить можно. Только сделать это нужно грамотно.

Старостенкова М. Но кому нужны такие итоговые испытания?

Новлянская З. А если попробовать... Как мог бы выглядеть идеальный экзамен?

Романичева Е.С. И тогда ученик сам поймет, на какие вопросы ему отвечать.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Печатникова Л. Узнавать меньше, а размышлять – больше? № 30–2003, с. 4.

Модернизация образования по-японски.

Мейган Р. Британские семьи тоже против старой, проверенной школы. № 30–2003, с. 4.

В Англии родители помнят слова Толстого и хотят, чтобы их дети чаще задавали вопросы.

Рудь И. Там, где приходится спасать родной язык. № 30–2003, с. 4.

Дети русских иммигрантов в ЮАР быстро привыкают говорить по-английски, но еще быстрее начинают забывать родную речь. И тогда все зависит от родителей.

Кириллова С. Российская школа. Экспортный вариант. № 32–2003, с. 3.

Российская система образования отнюдь не является маргинальной. Она решает те же задачи, что и ее собратья в развитых странах. Одна из этих задач – выйти за пределы своей языковой среды, вовлечь тысячи людей во всем мире в процесс обучения. Удастся ли это нашей школе?

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

В тульских школах работают настоящие мастера! Потому что здесь уже создана своя система непрерывной профессиональной поддержки учителя. [Тема полосы]. № 30–2003, с. 3.

Шайденко Н. Четыре секрета, помогающих вырастить учителя-профессионала.

Орлихина Н. «Кто чувствует себя непосредственным участником модернизации? Тот, кому посчастливилось работать в яркой школе!»

Романов Г. «В образовании нельзя ничего внедрять, нужно выращивать».

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Гудков Л. Победа и ее трагедия. № 32–2003, с. 5.

Символ, объединяющий поколения, основан не на исторической памяти – но на историческом забвении.

Никифоров Ю. Легко ли вспоминать правду? № 32–2003, с. 5.

Манипулировать фактами сегодня так же соблазнительно, как и в советские времена. Но превращая историю своей страны в пьесу из театра абсурда, мы лишаем будущего и себя, и наших детей.

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Малер М. …Мир, где живет надежда, – это мир, над которым еще не рассеялся дым войны. № 32–2003, с. 1.

В каких ценностных категориях воспринимают сегодняшние школьники сегодняшний день и судят о днях прошедших.

Курбатов Р. Время, которому ты сопричастен. № 32–2003, с. 2.

Современные подростки отделены от войны двумя поколениями. Но эти два поколения могут стать и связующими звеньями, через которые приходит понимание и чувство истории.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Иваницкая Е. С другим разрезом глаз. № 31–2003, с. 4.

Как живется сегодня детям, чьи родители разной национальности?

Пентли Э. Ребенок вам нагрубил... № 31–2003, с. 4.

Немедленно прекратите разговор и выйдите из комнаты. А потом примите меры. Конечно же символические.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Школа для учителя. № 26. № 31–2003, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Макеева А. и др. Нешуточное представление. Сказка о Ване Сидорове, Агенте 002 и правилах питания. № 16–2003, с. 1–16.

Несколько методических разработок педагогов, работающих по программе «Разговор о правильном питании».

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Барановская З. Поэзия в красках. № 16–2003, с. 1–2.

Урок эстетики № 45.

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46–1999; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47–2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47–2001; 4, 8, 12, 18, 21, 25–26, 29, 33, 41, 45–2002.

Корчагина И. Урок-аукцион знаний. № 16–2003, с. 4.

Фрагмент итогового урока по русскому языку в 4-м классе.

Бондаренко С. Как я работаю над рассказом В.А.Осеевой «Почему?». № 16–2003, с. 13.

Автор делится с коллегами своим опытом работы над художественным произведением.

Верёвка В. Изучаем страну Геометрию. № 16–2003, с. 14.

Урок, показывающий подготовительную работу к введению понятия «площадь» в 3-м классе.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА–В.В.ДАВЫДОВА

Матис Т. Роль сказки и игры при создании мотивации на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом. № 16–2003, с. 15.

Применительно к занятиям искусством мотивация выражается в самоценности для детей самого процесса художественного творчества и стремлении пополнить его новыми средствами и способами, желании им научиться.

Восторгова Е. Контрольные работы по русскому языку. № 17–2003, с. 1–8.

Предлагаемые контрольные работы состоят из двух частей. Цель заданий первой части: определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Первая часть работы проводится в виде диктанта. В 4-м классе (1–4) или 3-м классе (1–3) эту часть работы можно проводить в виде письменной работы по тексту с пропущенными орфограммами. Цели заданий второй части каждой работы следующие: во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области; во-вторых, диагностировать, в какой степени у учащегося сформированы основные компоненты учебной деятельности.

Чудинова Е. «Окружающий мир» (1–4) «Естествознание» (1–3). № 17–2003, с. 9–13.

Александрова Э. Математика. № 17–2003, с. 13–27.

Контрольные работы можно использовать как для четырехлетней начальной школы, так и для трехлетней, они не требуют нескольких вариантов, задающих разные уровни трудности, поскольку предоставляют ребенку возможность выбора, обеспечивающего дифференцированную оценку трех основных уровней выполнения: низкого, среднего и высокого.

Новлянская З. Литературное чтение. № 17–2003, с. 28–30.

МИНИСТЕРСКИЕ ВЕСТИ

Болотов В.А. Рекомендации по организации приема в первый класс. № 16–2003, с. 3.

Чтобы не допустить нарушения прав детей и их родителей со стороны администрации общеобразовательных учреждений при приеме детей в первые классы, Минобразования России информирует органы управления образованием о необходимости руководствоваться статьями Конституции РФ и Закона об образовании.

РАБОЧИЙ СТОЛ

Педагоги детского сада № 71 «Антошка», г. Норильск. Вот труба над нею дым. № 8–2003, с. 22–23.

Игровое занятие для детей от пяти лет.

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Александровская М. Пришельцы с планеты Земля. № 7–2003, с. 2–3.

Беседа с кандидатом биологических наук, научным сотрудником Биологического музея им. Тимирязева В.Смирновой о том, для чего мы заводим комнатные растения, и насколько обоснованны бытующие представления о том, что растения имеют свои характеры и способны реагировать на эмоции людей?

Рыжова Н. Я знаю пять названий растений. № 7–2003, с. 4–6.

Как использовать в работе с детьми комнатные растения, которые есть в детском саду.

Откуда взялись цветы? № 7–2003, с. 5.

Материал по мотивам сказок и легенд.

День воды в Тимирязевском музее, или Охота за идеями продолжается! № 8–2003, с. 2–4.

Экологический праздник «День воды», который проводился в форме «семейного лабиринта».

Экологический лабиринт в детском саду. № 8–2003, с. 5.

Идея провести экологический праздник в виде «экологического лабиринта» вполне может быть реализована в рамках детского сада.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Синегузова Г. Колокольная Русь. № 7–2003, с. 22–23.

Сценарий спектакля.

МАСТЕРСКАЯ

Аромштам М. Давайте воздвигнем храм. № 7–2003, с. 23.

Предпасхальные дни дают педагогу хороший повод познакомить малышей с православной архитектурой. Два способа лепки храма.

Мурина Л., Нагорнова Н. Нарядные горшочки. № 7–2003, с. 24.

Как можно украсить обычные цветочные горшочки.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Там котик усатый по садику бродит, или Кто обитает в зимних садах дошколят? № 7–2003, с. 21.

Из опыта по созданию зеленых уголков в различных детских садах.

Вторая жизнь лесной коряги. № 8–2003, с. 21.

Идеи по оформлению зимних садов из различных детских садов.

ВКЛАДКА

Детский городок № 6. № 7–2003, с. 7–8, 17–18.

Приложение к газете «Дошкольное образование».

Шадрина Н. и др. Прогулки по зимнему саду. № 7–2003, с. 9–16.

Сборник занятий, составленный на основе конкурсных материалов.

Манохина Е. Знакомим дошкольников с растениями. № 8–2003, с. 7–18.

Организация работы по ознакомлению с растениями детей дошкольного возраста, методы и приемы, материал для чтения и рассказывания.

ИГРОТЕКА

Игровые карты. № 8–2003, с. 6, 19.

Обучающие игровые карты разработаны на основе идей сотрудников Биологического музея им. К.А.Тимирязева.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Тараканова Н., Петровичева Ю. Линии конфликта. № 16–2003, с. 8–9.

Арт-терапевтическое упражнение.

Битянова М. Мысль изреченная. № 16–2003, с. 10–11.

Небольшая тренинговая программа, направленная на развитие умения давать инструкцию и говорить для других.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Степанов С. Общественное животное и его повадки. № 16–2003, с. 2–3.

История психологии общения как отрасли научного знания, пожалуй, еще короче, чем история научной психологии.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Шадура А. Лечение разговором. № 16–2003, с. 5.

В чем же специфика терапевтического общения? Откуда в разговоре берется исцеляющая сила? Автор пытается найти ответ на эти вопросы, обратившись к анализу терапевтического процесса.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Счастье быть вместе. № 16–2003, с. 4.

Аффилиация — эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением.

ГИЛЬДИЯ

Решетникова О. Социальный навигатор. № 16–2003, с. 14.

В современном виртуальном пространстве встречаются не совсем удачные попытки организовать доверительное общение молодежи и взрослых.

Вачков И. Профессиональные стереотипы: выдумка или реальность? № 17–2003, с. 12–13.

Избавиться от стереотипов удается только тогда, когда между представителями разных групп возникают не просто поверхностные контакты, а активное личностное сотрудничество в процессе достижения общей, значимой для всех цели на основе равенства статуса всех вовлеченных участников.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Битянова М. Логика вчерашнего дня. № 17–2003, с. 5.

Нужно ли вводить в школе предмет «Психология».

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Вачков И. Комментарий к схеме «общение». № 16–2003, с. 6–7.

Схема «Структура общения психолога с клиентом» и комментарий к ней.

Степанова М. Альфа и омега. № 16–2003, с. 11.

Социальная психология призвана расширить наши знания о нас — общественных животных, о том, как мы думаем и как ведем себя.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Пилипко Н. Баланс без арбитра. № 16–2003, с. 12–13.

Родителям надлежит избегать роли арбитра, судьи в стычках между детьми.

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Кореневская В. Естественное присоединение. № 17–2003, с. 7–10.

Методика получения обратной связи от учителей и администрации школы.

ИГРОТЕКА

Панченко С. «Межзвездный скиталец». № 16–2003, с. 16.

Психологическая игра для учащихся 6–7-х классов.

Вместе с классом

Стуков Г. Готовьтесь к первому самостоятельному заранее. «Спорт в школе», № 7–2003, с. 20–22.

Как правильно организовать и провести первый самостоятельный туристический поход, экспедицию, экскурсию? Чем руководствоваться? С чего начать?

Пино К. Как замерзла жена мясника. «Библиотека в школе», № 8–2003, с. 44–45.

Сказка после уроков.

Курегова С. Поговорим о правильном питании: Сказка про Сухамятку. «Здоровье детей», № 8–2003, с. 19–20.

Методическая разработка может использоваться для организации внеклассного мероприятия или для проведения урока по предметам «Окружающий мир», «ОБЖ». Возраст участников – 8–10 лет.

Павленко Н. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью: Сценарий праздника. Все классы. «Физика», № 12–2003, с. 19–24.

В неделе Физики, посвященной Дню космонавтики принимают участие ученики с 1 по 11 классы.

Рудишина Т., Кадурина О. Поклон равноапостольным Кириллу и Мефодию. «Библиотека в школе», № 7–2003, с. 51–52.

Как провести в школе День славянской культуры и письменности? Тематика классных часов, бесед, обзоров, вечеров и утренников; список литературы.

Гомон И. Путешествие по сказкам. Урок-повторение. «Начальная школа», № 13–2003, с. 3.

Сценарий урока – экономического путешествия можно использовать для проведения классного часа.

Баукин И. Праздник русской рубахи: Сценарий. «Спорт в школе», № 7–2003, с. 2.

Полное собрание и эстетических вкусов, и спортивных наклонностей таится в демонстрации игры «Русская рубаха».

Виноградова О. Фэнтези и подросток созданы друг для друга. Педагогические аспекты взаимодействия. «Библиотека в школе», № 9–2003, с. 56–58.

Знаете ли вы, что читают ваши ученики? Давайте устроим классный час в библиотеке. Тема – фэнтези.

Порядина М. Паруса Крузенштерна. «Библиотека в школе», № 9–2003, с. 62–63.

Давайте вместе со школьниками настроимся на отдых, каникулы, путешествия и открытия! А для этого в последний школьный день перелистаем календарь. Среди летних юбилеев – экспедиция ледокола «Челюскин» по Северному морскому пути, запуск первой советской жидкостной ракеты… А какие имена! Петр Нестеров, Адам Крузенштерн…

Вместе с родителями

Растимешин Д. Деньги ваши? Учебники – тоже! «Первое сентября», № 25–2003, с. 4.

Первая проблема, с которой сталкиваются родители, отдавая своего ребенка в школу, – это приобретение учебников.

Консультация советника Министерства образования РФ поможет классным руководителям ответить на многие вопросы родителей.

Проблема

Иваницкая Е. Под грифом «детям до шестнадцати...»: Дозированные знания, экспертиза литературных произведений, моральная цензура – многие уверены, что именно так можно создать здоровое информационное поле. Рискнем не согласиться... «Первое сентября», № 24–2003, с. 7.

Какие качества информационной среды нужны для воспитания духовно здорового поколения? Этот спорный вопрос обсуждался в Институте социологии РАН научно-практической конференции «Задачи и методы проектирования информационной среды, направленной на формирование толерантного сознания у детей» в конце прошлого года в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Кириллова И. Помочь во тьме увидеть свет. Это может Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых. «Библиотека в школе», № 9–2003, с. 13–14, 51.

Не простой разговор о том, как в Санкт-Петербурге родилась и осуществилась идея создания мягких тактильных книг для слепых детей. (Тема начиналась материалом «У кошки четыре ноги. Пушистые книжки с картинками для слепых». «Библиотека в школе», № 6–2003.)

В создании пушистых книжек могут принять самое активное участие школьники, родители, учителя. Материал поможет разработать целый проект социализации детей.

Детектор лжи, придуманный природой. Говорит ли правду твой собеседник, а если и говорит – то всю ли? Как научиться налаживать хорошие отношения с человеком, вызывать его на искренность, а не лезть в бутылку, заметить признаки лжи в его поведении? Наш корреспондент Галина Калинина беседует об этом с академиком Международной академии информатизации Игорем Вагиным. «Первое сентября», № 28–2003, с. 7.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с расстройствами аутического спектра. № 15–2003, с. 7–10.

Теоретико-методические рекомендации.

Социально-образовательные технологии социализации детей и подростков с отклонениями в развитии в условиях современных рыночных отношений. № 16–2003, с. 7–10.

Образовательная программа, разработанная с целью повышения педагогических и руководящих работников коррекционных ОУ всех видов по новым направлениям переподготовки.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Тушить пожары будем проверками. № 15–2003, с. 1.

В наших учениках формируется норма безопасности, слишком низкая для жизни.

Адамский А. Эвриканская эра продолжается. № 16–2003, с. 1.

Итоги традиционного XIII Международного сбора «Эврика-Авангард», прошедшего в апреле в Москве.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Зверев А. Образование – услуга или товар? № 15–2003, с. 4–5.

Школа производит не людей и не товары, а, конечно же, услуги. Вот ее кровная миссия на рынке – это самая мощная и массовая индустрия общеразвивающих услуг.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Растимешин Д. Школу – в рынок! ГИФО надо выдавать не студентам, а дошкольникам. № 15–2003, с. 6.

Надо вырвать школу из казначейского плена и пустить на рынок. Воспеваемые же ныне и пафосно ожидаемые законы – очередной ложный ориентир в образовательной отрасли. Это чертежи замечательного двигателя, для которого не изобретено пока топлива.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Растимешин Д. Предвыборные игры в нормотворчество. № 16–2003, с. 4.

Предостережение попечителям от возможных иллюзий.

Вифлеемский А. За общественное управление школой ответит директор. № 16–2003, с. 5.

Для того, чтобы заставить общественность участвовать в управлении образованием, министерство предлагает внести изменения в Федеральный закон «Об образовании» и Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Гончар М. Общественность может управлять качеством образования. № 16–2003, с. 6.

Участие общественности в управлении образованием действительно влияет на его качество, способствуя расширению образовательных услуг, оказываемых школой, их совершенствованию.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Чем должно заниматься Министерство образования. № 15–2003, с. 3.

Продукция Министерства образования – не законы, инструкции, совещания, а хорошая школа. Хорошая же школа образуется лишь от соединения двух причин: давних хороших традиций в этой школе и хорошего директора.

Кто же такие инноваторы? № 16–2003, с. 2.

Публичность и гласность – вот все, что нужно инновационному движению.

КНИГА ПРИКАЗОВ

О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений РФ в 2002/2003 учебном году. № 15–2003, с. 16

Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за необучающимися детьми и финансированием дневных общеобразовательных учреждений на 2003 год. № 16–2003, с. 16.

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 16–2003, p. 3.

Daydreaming History. The Prince of Denmark. Discussion: Themes, Characters in “Hamlet”.

Reading. № 17–2003, p. 3.

The Bee and the Ladybug. Dog Face. “Lost at the Sea”.

ASPECTS OF LANGUAGE

Style. № 16–2003, p. 4.

Visualizing Shakespeare’s Characters. “A Winter’s Song”: Rhythm and Meter. Becoming Familiar with The Language of Shakespeare.

Grammar. № 17–2003, p. 4.

Present Simple Tense. Questions and Questions Forms. Phrasal Verbs.

CLASSROOM ACTIVITIES

Essay Topics. № 16–2003, p. 6.

The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark. № 16–2003, p. 12.

Вечный Гамлет”. № 16–2003, p. 14–15.

Интегрированный урок в 9-м классе по литературе и английскому языку.

TOPICS

Kisunko E., Muzlanova E. Экзаменационные темы по английскому языку. 9-й класс. № 16–2003, p. 11–12.

Предлагаемые темы помогут учащимся подготовиться к проверке говорения во время устного экзамена по английскому языку.

Продолжение. Начало см. № 10, 12–15–2003.

TESTS

Boyarskaya Y. My Friends and I. № 17–2003, p. 14.

Getting Ready for Exams.

METHODS OF TEACHING