Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Картотека опыта

Елена Реброва

Особенным детям – особенные книги

«Мир кончиками пальцев»

Незрячие дети – особенные. Только слух и осязание даны маленькому человечку для постижения такого разного, пестрого мира. На помощь спешат родители, и мамы терпеливо объясняют форму каждого предмета и его назначение. Какой он – зайчик?

Будем объективными – материалов в помощь развитию таких детей очень и очень немного. Есть, конечно, специальные библиотеки, где собраны книги с особенным шрифтом – по Брайлю. А что делать дошкольникам, тем, кто еще не умеет читать эти книжки?

Несомненно, должны быть специальные детские пособия для незрячих дошкольников. Наши соседи в Западной Европе уже давно выпускают такие издания. Картинки в этих книжках не нарисованы. Они составлены из материалов разной фактуры – меха, кожи, ткани и даже перышка или кусочка коры. Такие аппликации подсказывают детям, на что может быть похожа шерстка медвежонка или зайчика, шубка лисички.

Три года назад на семинаре в Москве в Республиканской государственной библиотеке для слепых были показаны образцы этих необычных книжек. И конечно же, нашлись люди, кому эта идея понравилась настолько, что подвигла к активным и решительным действиям.

Руководитель Нижегородской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива» незрячий педагог Ирина Сумарокова разработала проект. За его красивым названием «Мир кончиками пальцев» лежит идея создания тактильных пособий. Ирина поясняет цель своего проекта: «Мы хотим обеспечить малолетних незрячих детей нашего региона высококачественными рукотворными тактильными детскими книжками и развивающими настольными играми». Кроме того, в рамках проекта решено создать условия для изготовления таких пособий в других регионах РФ. Замечательная идея остро нуждалась в финансовой поддержке. Авторы проекта обратились за помощью в региональный центр содействия некоммерческим организациям «Служение». Кроме того, были тщательно исследованы ресурсы Интернета. Общими усилиями была найдена программа малых грантов посольства Королевства Нидерландов MATRA/HAP. Программа поддерживает небольшие региональные проекты, которые способствуют демократизации общества и защищают интересы всех его граждан. Идея создания пособий для незрячих детей вполне соответствовала всем требованиям этой грантодающей организации, которая решила финансировать проект.

В чем уникальность и ценность пособий? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и о его фактуре. Материалы, которые используются в создании картинки-аппликации, передадут шелковистость цветочного лепестка, прохладную шероховатость камня, теплые изгибы ствола дерева. Автор проекта уверена, что эти книги помогут сформировать у ребенка правильное представление об окружающем мире. Развитие навыков осязательного восприятия подготовит детей к освоению чтения по системе Брайля.

Проект стартовал 1 октября 2002 года и продлился 6 месяцев. За это время было создано 40 книг, по 10 экземпляров четырех лучших детских произведений. Сказки «Лиса и заяц», «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть» и сборник стихов А.Барто «Мои игрушки» теперь будут согреты теплыми ручками маленьких читателей (они ведь самые настоящие читатели!). В помощь развитию детей выполнены настольные домино и кубики для складывания картинок. Завершена работа над пособием «Учись одеваться сам». Оно поможет освоить пуговицы, крючки и другие, сложные для любого маленького ребенка атрибуты.

Учимся делать
волков и зайцев

Как происходит создание столь необычных пособий? Сначала выбирается сказка и те ее герои, чьи образы надо воплотить на бумаге. Затем приходит время кропотливой и очень важной работы художника. Он придумывает, какие материалы могут лучше передать характер сказочного волка и зайца, морозность зимы и уютность жилища. Сложно? Еще как! Учесть надо очень много. Например, Волк в сказке «Колобок» должен ощущаться злым, щетинистым. Колючесть этого персонажа передаст материал: морда, лапы и хвост будут из меха, а вот туловище сделали из жесткого войлока, чтобы пальчики покалывало. В аналогичных английских книгах волка вообще из наждачной бумаги делают. Задача художника в данном случае создать не столько естественный образ животного, сколько эмоциональный. Зверюшки должны предстать не в биологическом своем обличье, а в сказочном виде. С такой весьма непростой задачей прекрасно справилась
Е.К.Зимина, сотрудник Дома творчества юных. Следующий этап работы – изготовление эскизов картинок. Готовые детали склеиваются, сшиваются, крепятся.

Отметим, что создание необычных книг не требует специального дорогостоящего оборудования. В Финляндии, например, к изготовлению таких пособий привлекают волонтеров – студентов педагогических и художественных колледжей. Нижегородская организация «Перспектива» тоже нашла единомышленников. В проекте участвовали специалисты областной детской библиотеки для слепых и Дома творчества юных. «Такая взаимосвязь, – считает Ирина Сумарокова, педагог-валеолог по образованию, – позволит видящим и незрячим детям лучше понимать друг друга».

Любой удачный проект открывает новые горизонты не только для его непосредственных участников. Распространение опыта неоценимо для тех людей, которые всегда находятся рядом с особенными детьми: это родители, педагоги специального дошкольного и начального образования, работники специальных библиотек. 14 марта 2003 года в Нижнем Новгороде состоялся межрегиональный семинар, организованный обществом «Перспектива». Познакомиться с нижегородским проектом приехали специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирска и Самары, Екатеринбурга, Орла, Перми, Рязани. Большую заинтересованность проявило и местное сообщество: на семинаре присутствовали работники областных и городских учреждений социальной защиты, сотрудники кафедры коррекционной педагогики педагогического университета, члены общественных организаций, представители средств массовой информации.

Авторы нижегородского проекта рассказали коллегам о своих идеях и достижениях, о возникающих трудностях. Состоялись презентации подготовленных пособий, прошел тренинг по их практическому использованию. На этом занятии сначала объяснили, как работать с пособиями, а затем сформировали три экспертные группы: детей, родителей, педагогов. Незрячие дети работали с книгами и оценивали, насколько те удобны, легки и интересны для изучения. Родители обращали внимание на простоту использования пособий, их крепость. Педагоги выясняли ценность пособий с профессиональной точки зрения, на соблюдение всех необходимых методических требований. В ходе работы было сказано много добрых слов в адрес создателей книг. Не обошлось и без замечаний. Так, родители считают, что детали картинок должны быть лучше закреплены. К сожалению, не всегда используемый клей выдерживает многократное использование пособий.

Все присутствующие были не только ознакомлены с методикой составления разнофактурных тактильных книг, но и получили необходимые методические пособия. Нижегородцы провели мастер-классы по изготовлению настольных игр и книг.

Прекрасным продолжением семинара стала акция под названием «Чтобы мир добрее стал». Мероприятие состоялось 21 марта 2003 года в Доме творчества юных и прошло под патронажем администрации г. Нижнего Новгорода. В этот день все созданные уникальные издания были переданы родителям незрячих детей, в специальные школы и детские сады. Символично и очень приятно, что такое событие прошло в рамках Недели детской книги.

Книжка про книжки

Материалы семинара были тщательно обобщены и выпущены отдельным изданием тиражом 70 экземпляров. Сборник состоит из двух частей: в первой помещены доклады участников конференции, вторая часть – практическая. Здесь собраны методические рекомендации по изготовлению пособий: какие материалы необходимы, чем их лучше клеить, как сделать шаблон, если совсем не умеешь рисовать. В приложении помещены эскизы деталей для книг. 45 экземпляров этого уникального издания получили те, кто присутствовал на семинаре. Остальные книги рассылаются в библиотеки для слепых по всей стране. Есть такое пособие и в редакции нашей газеты. Его нам подарила И.Сумарокова, дав согласие на публикацию некоторых материалов этой книги.

И вот в этом месте можно, казалось бы, поставить точку. Но она здесь не к месту – и это здорово. Цепная реакция добрых дел существует! В этом уверены специалисты Областного управления по социальной поддержке семьи, женщин и детей, которые выступили с инициативой продолжения проекта. К участию в благотворительной акции приглашаются детские социально-реабилитационные учреждения области. В конце мая – начале июня (День защиты детей!) педагоги таких учреждений смогут принять участие в семинаре, который проведут участники проекта «Мир кончиками пальцев»: педагог И.Сумарокова, художник Е.Зимина, дефектолог Л.Галкина. На занятии взрослые освоят технологии изготовления специальных пособий. После чего они научат своих подопечных создавать игрушки и мозаики для незрячих детей. Все пособия будут безвозмездно переданы в семьи и специальные учреждения.

«Благотворительность нельзя объявить приказом», – считает начальник областного управления по социальной поддержке семьи, женщин и детей Н.Т.Отделкина. И потому участвовать в работе будут только желающие.

В некоторых российских городах уже есть опыт изготовления тактильных разнофактурных детских книжек. Теперь к ним присоединился и Нижний Новгород, в котором изготовление этих пособий станет не разовой акцией, а регулярной деятельностью. В этом еще одно подтверждение уникальности проекта «Мир кончиками пальцев».

В добрый путь!

Нижний Новгород

P.S. Если Вас заинтересовала инициатива управления по социальной поддержке семьи, женщин и детей Нижегородской области и Вам не чужды идеи благотворительности, редакция газеты располагает контактным телефоном. Вам будут рады!