Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Елена Иванова

Три пещеры в особом пространстве

Педагогическая работа школьной библиотеки

На мой взгляд, работа школьных библиотекарей с детьми и для детей возрастает год от года. Что тому причиной? Наверное, можно привести целый ряд объективных и субъективных факторов, вызывающих этот рост. Если говорить о книгоиздании, то это «радость со слезами на глазах» – насыщение рынка идет рука об руку с ростом цен. И часто для учеников единственным местом, где можно поработать с необходимой книгой бесплатно, становится библиотека. Как правило, та, которая ближе, – стало быть, школьная. Кроме того, модернизация образования подвигла директоров школ и педагогов к определенным действиям: внесены изменения в учебные программы, процесс преподавания обогащается методически, информационно. Нововведения, как и положено, часто вызывают трудности даже у педагогов, что уж говорить о детях. Ребята спешат в библиотеку, где надеются найти помощь и поддержку. И это правильно. Назначение наше такое в школе – помогать ученикам.

Я думаю, каждый из вас может назвать еще не один десяток ситуаций, когда школьный библиотекарь выступает и воспитателем и педагогом. И задачки вместе с детьми решаем, и косы заплетаем, и по душам можем так поговорить, что подросток, абсолютно презирающий чтение, становится столь же рьяным его сторонником.

А сколько школьные библиотекари проводят мероприятий! Праздники, литературные гостиные, классные часы и многое другое. И каждый раз работники библиотеки задают себе вопрос: «Чтобы еще такого интересненького придумать?»

Мне хочется рассказать вам об опыте зарубежных коллег. Не рассматривайте его как вещицу из дорогого магазина: мол красиво, да не для нас. Наверное, изначальные причины, побуждающие библиотекарей Дании к педагогической работе, несколько отличаются от наших условий. Но замечательна сама идея, подход. Вот его-то и можно взять на вооружение.

В последние годы в датских школах и школьных библиотеках стали активно реализовываться новые образовательные подходы и принципы. Рассказ об этих изменениях я нашла в материале Тома Йоргенсена1 «Педагогическая деятельность школьной библиотеки: картина в датских школьных библиотеках».

Автор статьи знакомит с предпосылками и новыми взглядами на место и роль школьной библиотеки в образовательном процессе школы.

Продолжение класса

Педагогическая деятельность школьных библиотек закреплена в нескольких документах. В датском законодательстве определено, что школьные библиотеки являются центрами педагогического обслуживания. Особо подчеркнута необходимость объединения педагогических усилий всех членов школьного сообщества. При этом педагогические функции школьной библиотеки должны быть частью общей деятельности школы.

Документ Министерства образования Дании «School libraries and teaching materials» (1996) также рассматривает педагогическую работу школьной библиотеки. Подчеркнуто, что школьная библиотека является основным элементом в планировании обучения. А потому постоянная творческая работа педагогов со школьными библиотекарями должна быть частью учебной деятельности.

Итак, отношения между школами и школьными библиотеками перестроены: библиотека становится продолжением класса. Каким образом это достигается на практике? Процесс этот двухсторонний. С одной стороны – библиотека, деятельность которой адаптирована к требованиям образовательного процесса и подготовлена для активного участия в проектном и междисциплинарном обучении. С другой стороны – педагоги и администрация школы, выстраивающие учебные программы различных предметов таким образом, что сотрудничество учителей и школьных библиотекарей – обязательная составляющая учебного процесса.

Приведу некоторые высказывания из статьи, которые можно назвать заповедями педагога:

«Во время пребывания в школе детям должно быть выделено достаточно времени для посещения библиотеки. Датские учителя и библиотекари несут общую ответственность за сохранение учеников в мире книг. Непреложным условием работы с детьми остается развитие стимулов индивидуального чтения».

Новые образовательные принципы

Очевидно, что новые образовательные принципы открывают новые пути для обучения и преподавания. Современные педагоги уже не рассматривают преподавание как процесс передачи информации от учителя к ученикам. Сегодня обучение выглядит как активный процесс, как конструирование, в котором участвуют все – и ученики, и учителя.

Новые принципы обучения направлены на поддержку игровых методов работы с учениками, на проведение экспериментов, на развитие навыков критического мышления, на возрастание общения школьников в процессе познания. Вся перечисленная образовательная деятельность происходит не только на уроках в классе, но и в школьных библиотеках.

В этой связи хочется сослаться на авторитетное мнение.

Г-н Росс Тодд в своем докладе на конференции IASL (в июле 2001 года) отметил, что значительная часть обучения может и должна быть менее формальной2. Деятельность вне класса способна существенно обогатить формальный опыт познания. Развивая свою точку зрения, г-н Тодд предлагает создать физическое пространство, которое приглашало бы к тайне, интриге, открытиям, в котором случайное открытие наиболее вероятно. Именно школьная библиотека может создать такое пространство.

Школьные библиотеки Дании решили создать такое особое пространство, разработав несколько интересных проектов.

Один из них назывался «Живая школьная библиотека» («The living school library»). Проект не был повсеместным, но идея была столь удачна, а результаты – ощутимы, что было решено распространить удачный опыт и познакомить с ним другие школьные библиотеки.

Способствовать развитию культурного опыта учеников и возрастанию их привязанности к чтению – так была сформулирована цель проекта. В его рамках был организован цикл занятий «The good story» – «Хороший рассказ». Ученикам предложили такую деятельность, которая стимулировала бы их чувства.

Например, провели занятия под общим названием «Horror and fear» – «Ужас и страх». Ученики 9-го класса работали с жанром «страшных историй». В школьной библиотеке вслух читали произведения классиков этого жанра, здесь же ребята создавали собственные творческие работы.

Учеников 4-го класса пригласили провести ночь (!) в школьной библиотеке. Согласитесь, необычное время для чтения вслух «страшных» историй, да еще и с соответствующим музыкальным сопровождением. Этот незабываемый визит в школьную библиотеку оказал сильное эмоциональное воздействие на учеников и их литературные предпочтения.

Еще пример: «Лошадь в зеркале» – рассказ с таким названием читали вслух в библиотеке. По самым первым впечатлениям ученики создавали рисунки и стихи, изображая самый яркий, по их мнению, фрагмент рассказа. Таким образом, сюжет служил отправной точкой собственных впечатлений учеников. Эти художественные отклики, которые появились в связи с прочтением рассказа, повлекли за собой размышления другого уровня, более глубокие, содержательные. Сложилась цепочка: чтение – впечатление – образ/отклик – размышление.

Второй проект был более масштабным. Его организовали Датская ассоциация школьных библиотек и Министерство образования Дании.

Фото Георгия КеймахаНазвание проекта – VOV (от дат.: Viden. Oplevelse. Vaekst – Познание. Опыт. Рост). Основной целью проекта было развитие творчества, воображения и фантазии детей. Для этого решили организовать специальные комнаты в школьных библиотеках, назначение которых – создать возможности для персонального роста и развития ребенка. По замыслу создателей проекта ученики – по их собственному желанию – должны захотеть учиться больше, используя возможности школьной библиотеки.

Общее название проекта – «Magic Caves» – «Волшебные пещеры». Как понятно из названия, ведущей темой было волшебство во всех его проявлениях.

Организовано это было следующим образом.

В школьных библиотеках были установлены три палатки: Пещера чтения, Пещера ощущений и Пещера фантазий. Пещера чтения снабжена большим количеством мягких амортизаторов, где вы можете лежать и читать. Освещение неяркое, по всему пространству пещеры расположены удобные места для чтения. На полках широкий выбор книг – все, что душе угодно: сказки, повести и рассказы, короткие истории, комиксы. Есть и научная литература, касающаяся всего волшебного, колдовского, необычного. Кроме того, в пещере имелся CD-плейер, чтобы дети могли слушать различные истории.

Пещера ощущений оснащена предметами, которые могут рассказать об ощущениях. Здесь собраны удивительные вещи, которые дети могут ощутить через обоняние, осязание, зрение. Например, компакт-диски с музыкой и звуком, яркие калейдоскопы и книги со стереозвучанием – предметы, которые щекочут воображение и стимулируют желание изучения.

Пещера фантазий – место, где вы можете нарядиться волшебником, ведьмой или принцессой. Здесь можно найти сказочные платья, парики, перчатки, волшебные палочки и другие атрибуты волшебства. Кроме того, есть приключенческие настольные игры с драконами, замками, принцами и принцессами, приключенческие фильмы на видео. «Пещеры» помогают ученикам различными способами знакомиться с волшебством. Чтение, беседа, прослушивание позволяют им получать информацию, размышлять и строить новые знания самостоятельно и в сотрудничестве с другими. Обучение ненавязчиво: приобретая новые знания и навыки, дети одновременно прекрасно проводят время. Вот почему у ребят активно развивается желание учиться больше.

Третий проект был посвящен теме «Темнота». Школьную библиотеку оборудовали сенсорной комнатой со звуком, картинками, книгами и т.д., где ученики исследовали явление темноты с трех различных сторон: с волшебной, научной и художественной. Темнота загадочна. Часто она представляется хаосом, опасностью, смертью, печалью – и одновременно несет семена света и добра. Чтение вслух в библиотеке и собственные исследования школьников помогли рассмотреть это явление детально и глубоко. Были развенчаны предрассудки, оценены мифы.

В научной части комнаты ученики определяли скорость и интенсивность света, проводили эксперименты с растениями и воздействием на них различной степени темноты. Дети узнали много нового о ночных животных, провели ряд опытов в темноте.

VOV – проект уникальный. Он демонстрирует, что библиотека должна быть чем-то большим, нежели просто собранием материалов. Школьные библиотеки могут принимать участие в процессе обучения, и эти прекрасные намерения могут быть реализованы в конкретной форме. При этом школьники становятся активными создателями знаний, а не пассивным объектом передачи информации. VOV показал, как можно использовать все чувства и интеллект учеников для получения ими нового знания.

Особое место в школе, предъявляющее более высокие требования к себе и другим, где используют инновации и опыт, – такой предстанет школьная библиотека в будущем. Которое начинается сегодня.

____________

1 Tom Jшrgensen «The pedagogically working school library: a picture of the Danish school libraries» (http://www.slav.schools.net.au/fyi_back/summer_2002_3.htm).

2 (Todd, Ross (2001): Keynote paper: Transitions for preferred futures of school libraries.