Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Картотека опыта

Инга Кириллова

Бесконечное терпение и доброта

Здесь дают надежду, знания и уверенность

«Попал!», «Узнала!»

Малыш кинул мячик в мишень. Мягкий мелодичный звук бубна подтвердил точность удара. «Попал!» – мальчик засмеялся и снова потянул к себе мячик, прикрепленный к его руке мягкой петлей на длинной веревочке. Зачем нужен звук бубна? Почему мячик на веревочке? Да потому, что этот мальчик – слабовидящий от рождения. Зрение у ребенка – всего несколько сотых. Он очень слабо видит мишень на расстоянии нескольких метров. Но слух у него нормальный. Звук бубна подтвердил меткость маленького метателя.

В соседней комнате тотально слепая пятилетняя девочка сосредоточенно водит ладошкой по пластмассовой пластине с барельефным изображением фруктов и тоже радуется: «Я узнала! Это яблоко». Пальчики застывают на барельефе груши. «Вспомни, у какого фрукта такая форма и хвостик на верху. Ты же ее знаешь. Держала в руках, пробовала», – говорит педагог. «Груша, груша!» – победно кричит малышка. «Умница, правильно!» и урок-игра продолжается.

Вот так, день за днем, год за годом, с первых месяцев жизни вводят слабовидящих и тотально слепых малышей в мир зрячих работники Консультационно-практического центра абилитации детей с патологией зрения.

Единственный и уникальный

Единственный в стране Абилитационный центр для детей с патологией зрения был создан в Санкт-Петербурге
12 лет назад. Это лечебное учреждение нового типа, которое отрабатывает для всей страны структуру специального дошкольного учреждения, которое должно соответствовать требованиям современного общества и жизни. Только здесь практикуется патронажное и консультативное обслуживание детей, обучение родителей.

Впервые пришедший ребенок проходит полный комплекс медико-социологического обследования. На этой основе для каждого малыша создается конкретная индивидуальная схема абилитации, которая пересматривается и обновляется ежегодно.

Вся помощь и детям, и родителям оказывается здесь бесплатно. Сейчас в Центре занимаются 120 тотально слепых и слабовидящих малышей в возрасте от нескольких месяцев до 7 лет.

Абилитационный центр занимает несколько небольших комнат, в которых расположены специализированные кабинеты и спортивный зал. Конечно, для создания полноценной развивающей среды для детей – инвалидов по зрению нужны площади и кабинеты в десятки раз больше. Здесь должны быть специальные пандусы, подъемники, широкие двери и коридоры без порогов. Ведь именно из-за недостатка места сотрудникам Центра приходится иногда отказывать родителям, чьи дети нуждаются в помощи специалистов. Но помещение, отвечающее задачам и значению этого уникального учреждения, – пока только мечта его сотрудников.

Центр состоит из нескольких подразделений. Консультационная служба обслуживает 60 приходящих детей. И еще столько же находится в стационаре, где ребята живут всю неделю, с понедельника до пятницы – как в интернате, или приходят ежедневно, как в детский сад.

Центр имеет и научное подразделение. Это методическая служба на общественных началах, где специалисты изучают и отрабатывают новые психологические, педагогические, медицинские и другие программы, разрабатывают методы лечения и адаптации детей разных возрастов, готовят пособия и т.д.

В небольшом информационном проспекте, который рассказывает о работе специалистов, говорится, что их деятельность способствует раннему выявлению детей с нарушениями зрения и оказанию семье тифлопедагогической помощи по воспитанию. Что они осуществляют лечебно-воспитательную работу по физическому развитию. Проводят психологическую коррекцию нервных и психически неуравновешенных детей. Готовят слепых и слабовидящих детей к школьному обучению. Обучают родителей эффективным способам стимуляции познавательной и другой деятельности ребенка. Оказывают помощь детям, которые из-за индивидуальных особенностей психического и физического развития не могут посещать дошкольные учреждения.

Хотя возраст ребят, посещающих занятия, формально ограничен семью годами, в случаях, осложненных другой, (не зрительной) патологией, подопечные Центра остаются под наблюдением специалистов до 10–11 лет. Работа с многими такими детьми проходит на дому.

Доброта и терпение

В Консультационно-практическом центре абилитации детей со зрительной патологией трудится большой и высококвалифицированный коллектив специалистов с высшим и средним образованием – более пятидесяти терапевтов, окулистов, дефектологов, логопедов, невропатологов, психологов и психоневрологов, врачей ЛФК, медсестер, педагогов, воспитателей, массажистов.

Есть здесь и библиотека, которая снабжает родителей специальной литературой, а детей – игрушками.

Чем раньше попадет ребенок под наблюдение врачей и педагогов, тем больше они смогут сделать для его абилитации. Ежегодно Центр получает сведения из родильных домов о 10–12 детях с тяжелой патологией зрения. Однако обстоятельства в семьях слепых детишек складываются иногда так, что больной ребенок не сразу попадает в поле зрения абилитаторов. Поэтому работники Центра сами делают все от них зависящее для раннего выявления больных малышей.

Дело, которому служат взрослые люди, посвятившие себя слепым и слабовидящим ребятишкам, – неимоверно трудное, трудоемкое и кропотливое.

Главное «оружие» сотрудников Центра – бесконечное терпение и такая же бесконечная доброта. Не показные, служебные, а глубокие и искренние. Люди, не обладающие сочетанием этих редких качеств, здесь работать не могут.

Вся обстановка, в которой начинается и проходит процесс абилитации, иными словами – адаптации маленького слепого или почти слепого человека в мире, где ему предстоит жить, – очень спокойная и комфортная для детей. Маленькая деталь. Здесь не услышишь, например, звонкого стука каблуков. Персонал и родители обязаны ходить в мягких тапочках. Громкий или раздраженный тон разговора не только с детьми, но и между взрослыми – невозможен «по определению».

На взгляд непосвященного, сотрудники Центра просто постоянно подстраиваются под сиюминутное желание и настроение каждого ребенка. А на деле – идет сложный, тонкий, непрерывный и, как показывают результаты, очень эффективный процесс абилитации. Ежегодный итог труда слаженного коллектива: 15–20 тотально слепых и слабовидящих ребят, которые адаптировались в окружающем мире настолько, что вполне готовы к поступлению в школу.

Игрушки и пособия

Сразу надо сказать, что все игрушки и обучающие пособия, которые используются в процессе абилитации тотально слепых и слабовидящих детей, придумали сами работники Центра. К тому же большинство из этих предметов изготовлено их руками. «Любой кабинет в нашем Центре, – говорит директор Людмила Александровна Родионова, – это плод творчества специалиста, который в нем работает. Наши люди просто вынуждены сами делать пособия, потому что промышленность выпускает очень много стилизованных игрушек, непригодных для наших детей. Правда, есть в городе несколько фирм, которые изготавливают пособия из пластмассы по нашим заказам.

Мы, например, сами сделали очень много объемных и плоскостных игрушек с контрастными полосами для ребят с остаточным зрением. При этой патологии глаз реагирует на свет, на блик. Лучше всего ребенок видит контрастные полосы. Поэтому любой предмет, с которым ему предстоит познакомиться, должен быть по цвету обязательно очень ярким, контрастным. А изображение на рисунке – предельно четким и достоверным. Если у лошади четыре ноги и хвост, то все это должно быть изображено на картинке».

Полки в кабинете для слабовидящих ребятишек заполнены шариками, овалами, треугольниками, квадратами, оклеенными черно-белыми полосами, как яркая зебра. Тут же – мягкая полосатая кукла, которой играют малыши до года, ведерко для песка с контрастно окрашенным краем и лопатка к нему. Домик, который ребенок может построить из мелких конструкций, и многое, многое другое. Но обучение, в процессе которого ребенок познает форму предмета, только малая, начальная ступень адаптации. Чтобы познакомить малыша с понятием «выше»–«ниже», к стене привешена подвижная конструкция. Есть конструкции, позволяющие объяснить, что такое перспектива. В спортивном зале перед шведской стенкой проведена яркая черта, чтобы слабовидящий ребенок не мог промахнуться.

Здесь можно было бы еще много рассказать о пособиях кабинета. Обучение идет от простого к сложному. Но каждая его ступень работает на единую цель – создание у слабовидящего ребенка стойкого зрительного образа предмета и закрепление этого образа в сознании. Один из конечных этапов абилитации – специальная азбука с крупными яркими буквами. По ней уже подросшего ребенка учат читать.

Для тотально слепых малышей контрастные игрушки не нужны. Зрение им в определенных пределах заменяют слух, вкус, обоняние, которые специалисты стараются предельно развить и обострить.

Но главный способ познания мира слепым – это тактильные (осязательные) ощущения. Сначала в руки малышу дают натуральный предмет. Потом – его модель. Затем наступает череда барельефа, рельефа и плоскопечатного изображения. Этот путь облегчает слепым детям освоение в начальных классах школы брайлевского алфавита и навыков чтения.

Играем и учимся

После всестороннего обследования дети делятся по возрастным группам: от 0 до 3, от 4 до 7 лет. Каждый курс обучения ориентирован на возможности данной возрастной группы. Слепым малышам предназначен, например, специальный курс по освоению дома – мебель, одежда, ориентация в пространстве квартиры. Тех, кто старше, учат ориентации на улице, они осваивают специальную трость для слепых.

Есть программы, посвященные животным, птицам, растениям. Детям объясняют, что такое природная зона, например пустыня, и кто в ней живет. В кабинете стоит специальный большой глобус с выпуклым изображением материков и океанов.

Каждое время года и его особенности – тоже предмет отдельных занятий. Детей учат, что такое верх и вверх, низ и вниз, право и лево.

Один из важнейших моментов адаптации – обучение общению со сверстниками и взрослыми. Работники Центра уже создали специальные программы по тифлографике, ориентированию, по коммуникации, по физическому развитию. А сейчас они трудятся над программами по остаточному зрению и социализации детей.

Зрячий человек не может представить себе мир в восприятии слепого или слабовидящего. Мы никогда и не задумываемся, как много образов, понятий мы автоматически усваиваем посредством зрения. А слепой и слабовидящий ребенок может усвоить все это только при помощи взрослых. Для него это огромный труд. И чтобы освоение не перегрузило неокрепшую психику, было по плечу малышу, нужно, чтобы мир, которого он не видит, он освоил по собственному желанию. К счастью, существует мощнейший инструмент познания мира – игра. Именно ее используют сотрудники центра как основной и единственный момент обучения. Эффективность их работы основана на глубоком изучении и понимании психологии маленьких пациентов.

Родители тоже учатся

Работа сотрудников Абилитационного центра не ограничивается занятиями с детьми. Не менее важна и работа с родителями. Ребенок не осознает свой недуг. А для родителей это огромная и постоянная психологическая травма. Хорошо, если близкие понимают, что их ребенку нужна квалифицированная помощь специалистов. Но есть и такие, которые замыкаются в своем горе, стесняются рассказать о нем. Случается, что близкие из самых лучших побуждений стремятся скрыть патологию малыша от окружающих. Не задумываются о том, что ранняя адаптация, которая под силу только специалистам, просто необходима ребенку. Вот поэтому одна из главных задач Центра, как мы уже говорили, не только раннее выявление детей с нарушениями зрения, но и оказание семье всесторонней помощи по воспитанию.

Ребенка приносят или приводят в Центр. После обследования родителям объясняют, чего он может достичь в процессе абилитации. Индивидуальный план предстоящей работы обязательно согласовывается с ближайшими родственниками. От них зависит, чему будут учить их сына или дочку.

Учатся и сами родители. Их обучают правильному общению с ребенком, эффективным способам стимуляции познавательной и другой деятельности, показывают, как прививать ему необходимые навыки дома.

В кабинете для слабовидящих есть наглядные пособия для зрячих родителей. На полке я увидела большой ящик с множеством очков. Стекла в них заклеены бумагой или замазаны краской. Эти оригинальные очки тоже придуманы и сделаны работниками Центра. Они имитируют зрительные дефекты детей.

Это очень полезный и действенный набор. Оказывается, некоторые родители начинают нервничать по поводу того, что их ребенок трудно справляется с очень простым, на взгляд зрячего, заданием дефектолога. Тогда очки надевают на маму и предлагают ей справиться с тем же заданием. И тут только взрослый понимает, что и как на самом деле видит его сын или дочка, осознает, что можно спросить с ребенка, а что нельзя.

Тифлологи, психологи и педагоги учат родителей очень многим нужным и полезным вещам. Например, что младенцу с остаточным зрением нужна не простая бутылочка, а особенная. Ее нужно оклеить контрастными черно-белыми полосками. Игрушку для такого малыша нужно сделать тоже контрастную и звучащую – наполнить пластмассовую баночку горохом или твердыми конфетками и подвесить над кроваткой. Такая игрушка развивает и учит ребенка фиксировать остаточное зрение.

Специалисты снабжают родителей необходимой литературой, показывают, как сделать для детей игрушки, устраивают практикумы, лекции. Рассказывают о том, как дома создать для ребенка максимально комфортную бытовую и психологическую атмосферу. Эти занятия проводятся не только в центре, но и на дому.

Для родителей, чье присутствие не требуется на занятии, отведена специальная комната. В ней они могут отдохнуть и расслабиться, пообщаться и завязать знакомство с другими мамами и папами, перенять их опыт и навыки.

Слово родителей

Безусловно, работники Центра делают все от них зависящее, чтобы дать ребенку максимум информации о мире, в котором ему предстоит жить. А что думают об этом сами родители? Вот что рассказала мне мама, чья тотально слепая пятилетняя дочка около четырех лет посещает центр. «Сначала было нам всем дома очень сложно. Дочка с трудом воспринимала все новое, в том числе и чужих людей. Заговорила поздно, хотя я разговаривала с ней начиная с роддома. А когда пошла, постоянно падала, натыкалась на предметы.

Мы пришли в Центр. Помню, как ни просила ее сначала воспитатель, даже ручку ей не хотела дать, отворачивалась, плакала. И знаете, на моих глазах врачи и воспитатели начали творить с моим ребенком буквально чудо. Иначе результаты их работы и не назовешь.

Они научили дочку не бояться людей. Создали и закрепили у нее навыки ориентации, и она свободно ходит и здесь, и дома. Фактически поставили ей речь. Теперь Поля может общаться на уровне несложного, но все-таки диалога. Оказалось, что моя молчунья на самом деле – болтушка. И я вижу, как день за днем становится шире и разнообразнее запас ее слов. Недавно мы начали музыкальные занятия. Дочке очень нравится. Осенью я без боязни отдам ее в здешний детский садик.

И мне самой здесь очень помогли понять своего ребенка и не пугаться его слепоты. Рекомендовали и дают в библиотеке нужную литературу. Я посещаю лекции, консультации. Очень много теперь знаю про свою дочку, умею ей помочь, сама делаю развивающие игрушки. Здесь научили…

Я не знаю, конечно, но если вы напечатаете то, что я сейчас говорю в газете, то обязательно напишите, что нет таких слов, которыми можно было бы выразить мою благодарность замечательным людям, которые здесь работают. И не только мою. Но и всех родителей, которые приводят сюда детей. Ведь нам дают надежду, знания и уверенность, что наш ребенок сможет жить в мире зрячих. Вы даже не представляете себе, что это значит для мамы».

И снова о книжке

Совершенно ясно, что сотрудники Абилитационного центра, как никто другой, понимают своих маленьких воспитанников, знают, что им подходит, а что нет. Поэтому я спросила у Людмилы Александровны Рудаковой, какой же должна быть книжка для слабовидящего или слепого ребенка.

«Объемная книжка для слепого ребенка, – сказала она, – это понятие очень условное. Обязательно нужно провести несколько предварительных этапов работы, чтобы подвести ребенка к этой книжке. Вести его нужно, естественно, от простого к сложному, согласуя действия с возрастом ребенка, его индивидуальными возможностями.

Прежде чем дать в руки слепому ребенку сюжетную книжку, надо познакомить его с предметами, которые он там обнаружит. Поэтому первая книжка должна быть не сюжетной, а предметной.
Надо дать ребенку в руки предмет, о котором он узнает из книжки, чтобы он с ним познакомился, через тактильное восприятие ощутил все его свойства. Возьмем, например, ту же сказку «Репка». Прежде, чем читать сказку, надо познакомить малыша со всем, что в ней упоминается. Нельзя читать «Репку», пока ребенок не узнает и не поймет, что такое репка, что такое бабка, что такое дедка и так далее. Специалисту нужно обыграть ситуацию с каждым предметом и персонажем и проработать более широко представление об этом предмете. Потом проверить, что и как усвоил ребенок, скорректировать что-то, если нужно. И только после этого встраивать все, что узнал ребенок, в сюжет этой самой «Репки». Вслед (или вместе) с предметной ребенку нужна дидактическая, обучающая книжка, где один и тот же предмет дан в разной модальности. Например, если это бабка, то на одной странице она стоит, на другой – идет, на третьей – сидит, то есть мы даем разные позы, движения.

На мягкой игрушке с пристегивающимися ртом, бровями можно смоделировать эмоции персонажей. Брови подняты – удивление, нахмурены – недовольство, рот закрыт – молчание, растянут, уголки приподняты – улыбка. Это и есть элементы обучения. И ребенок поймет, что каждой эмоции соответствует определенное выражение лица, которое он может тактильно воспринять и понять и в реальной жизни. Сначала на странице такой обучающей книжки должен быть только один предмет. От одного предмета – к двум. Это уже сюжет. Ну и так далее.

А книжки для слабовидящих должны быть очень контрастными по цвету. Но и здесь необходим тот же подход. От простого – к сложному. И слабовидящий ребенок должен сначала по одному освоить предметы, о которых говорится в книжке, а потом уже переходить к сюжетной сказке… Вот вы заговорили о мягких тактильных книжках. Очень жаль, что у нас в Центре их нет. Но, надеюсь, будут».

Санкт-Петербург – Москва