Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2003


АДРЕСНАЯ КНИЖКА

Что стало

Главная медиатека района

Рисунок Елены СуховерховойВ Тверской области на базе отдела образования Бежецкого района создан первый полноценный медиацентр. Там стали возможны новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся и учителей.

Учащиеся самостоятельно работают в медиацентре, приобретают возможность читать не только книги, периодику, но и СD-диски, электронные учебники, прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, писать доклады, рефераты, сочинения, делать обзоры для подготовки к урокам.

Медиатека выполняет широкие функции и в информационном обеспечении педагогических коллективов, в развитии креативных способностей и познавательных интересов педагогов. Учителя получают информацию о педагогической и методической литературе, о средствах обучения: кинофильмах, видеофильмах, информации на электронных носителях. Созданы условия для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке, отбору средств обучения для уроков, внеклассных мероприятий, совещаний, педсоветов и т.д.

Медиацентр разделен на зоны:

1. Зона абонементной службы и служба информации. (Выдача книг, дисков, кассет; помощь в выборе необходимых средств информации.)

2. Зона общего функционирования, которая располагает местами для индивидуальной деятельности по освоению традиционных и нетрадиционных средств информации.

3. Зона, ориентированная на хранение книг, других источников информации.

4. Компьютерная зона.

5. Зона ремонта ТСО.

Особенно хочется обратить внимание на компьютерную зону. Она несет нагрузку, связанную с каталогизацией, созданием банка данных, выполнением библиотечных функций, работы с электронными учебниками и программами.

Приобретение копировально-множительной техники открыло необычайно большие возможности: размножение различных групповых работ, текстового материала к урокам и внеурочной деятельности. Привели в образцовый порядок документацию школьных библиотек, эстетическое оформление библиотек. Однако на этом останавливаться не собираемся. В 2003 году планируем выйти в Интернет, который создает реальные условия для включения в мировую систему непрерывного образования. Хочется создать редакционно-издательский отдел, который бы для всей области освещал события, происходящие в Бежецком медиацентре.

Наталья ВИНОГРАДОВА

Что было

Презентация Книги Мира

15 мая в Москве в Российском фонде культуры состоялась презентация международного проекта «Мы пишем Книгу Мира». Ее организаторами выступили Департамент образования столицы, Московский городской дворец детского и юношеского творчества, фонд «Всемирная ассамблея женщин», фонд культуры России, Совет по детской литературе России.

Проект «Мы пишем Книгу Мира» зародился в конце 80-х годов в Московском городском дворце детского и юношеского творчества в клубе юных дипломатов, а затем в клубе «Мир, Книга, Дети» по инициативе заведующей библиотекой Алинды Мальгиновой. В течение 15 лет дети из более чем 20 стран присылали в Москву страницы будущей книги. Они делились своими мыслями и чаяниями о мире, о семье, о природе, о себе – как спасти Землю от экологических и природных катастроф, уберечь от войн, обрести мир в семье, подарить детям счастливое детство… Страницы будущей книги вручались многим известным общественным и политическим деятелям, в том числе Папе Римскому.

В 2003 году накануне войны в Ираке «Самая главная Книга о Мире» была издана при поддержке комитета образования Правительства Москвы. Предисловие к ней написал мэр столицы Юрий Лужков.

В марте нынешнего года «Книга Мира» была представлена делегацией фонда «Всемирная ассамблея женщин» на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она была торжественно вручена директору Библиотеки ООН и вызвала большой интерес. Ей были посвящены три радиопередачи на 189 языках мира. Подробная информация о книге помещена на сайте ООН в Интернете.

В ООН нашла поддержку идея объявить «Книгу Мира» постоянно действующим международным проектом. Отныне в Россию в Московский городской дворец детского и юношеского творчества будут приходить работы детей из многих стран мира. Ежегодно весной в Москве будет издаваться очередная «Книга Мира», которая в течение всего года будет представляться на различных российских и международных мероприятиях.

В 2003 году намечено провести презентации «Самой главной Книги о Мире» в Российском фонде культуры, в мэрии Москвы, в Государственной думе РФ, в посольствах многих стран, в различных регионах России. Организаторы проекта надеются торжественно вручить «Книгу Мира» Президенту России Владимиру Путину и Генеральному секретарю ООН Кофи Анану.

И самое главное для наших читателей. По словам Алинды Мальгиновой, при работе над проектом она тесно сотрудничала и сотрудничает с заведующими школьных библиотек столицы и регионов. Кстати, первый тираж «Самой главной Книги о Мире» – 4 тысячи экземпляров – будет распространяться именно по школьным библиотекам Москвы. В дальнейшем планируется обеспечить «Книгой Мира» и школьные библиотеки российских регионов.

Татьяна Ушанова

Что было

Конференция

28 апреля 2003 года Совет по детской книге России и литературное агентство «НОРД» провели научную конференцию на тему «Классика, фольклор и современность». Доклады по столь фундаментальной теме были весьма разноплановы. Представим лишь некоторые.

Ю.Г.Круглов, ректор МГОПУ им. М.А.Шолохова, сделал доклад на тему «Фольклор и современность». Докладчик отметил, что фольклору уделено непростительно малое место. Не изучается обрядовая поэзия. Фольклор – это искусство синкретическое, а в учебниках фольклор приравнен к литературе. Кроме того, в учебной литературе появились подделки под фольклор, в частности славянские мифы Александра Асова.

С докладом «Век ребенка» и русская литература начала ХХ века» выступила доцент МПГУ И.Н.Арзамасцева. Речь о том, как менялось отношение к ребенку в жизни и в литературе в переломный момент истории, на рубеже веков.

Писатель, доцент Литературного института А.П.Торопцев размышлял над проблемой «Реализм и чувство реального в детской литературе». Сегодня реалистические произведения для детей практически не пишутся. Вершинами жанра докладчик назвал «Голубую чашку» Гайдара, рассказы сборника «Чистый Дор» Коваля, «Откуда идут тучи» Погодина, а из зарубежной литературы – рассказы Фолкнера, в частности «Два солдата».

Выступление зав. детским читальным залом ВГБИЛ О.Н.Мяэотс называлось «Бесконечная история – от Х.К.Андерсена до Ю.Гордера». Творчество Андерсена вызвало к жизни дискуссию, которая продолжается по сей день: что есть детская книга – произведение искусства или средство воспитания. В докладе была отмечена важная тенденция, начало которой можно отнести в 80-е годы ХХ века, – сближение взрослой и детской литературы.

Завершилась конференция сообщением гл. редактора литературного агентства «НОРД» Н.В.Будур – «Образ тролля в фольклоре и литературе».

Организаторы конференции предполагают выпустить сборник, куда войдут тексты докладов и сообщений.

Татьяна Рудишина