Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 12 (24) • вкладка в БШ № 12 (96) • 16–30 июня 2003

Час тихого чтения

Т.А.ШОРЫГИНА. ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

Занятия
с дошкольниками.

Издательство «Первое сентября», Москва, 2003

Хорошо известно, что знания, правила, нормы лучше всего усваиваются в игре. Занятия по этикету, представленные в пособии Т.А.Шорыгиной «Этикет для малышей», помогут взрослым в игровой ненавязчивой форме рассказать детям о нормах поведения в общественных местах, культуре поведения за столом, гигиенических и эстетических требованиях к внешнему виду и т.д.

Темы занятий: «Вежливые слова», «С добрым утром!», «Приятного аппетита!», «День рождения куклы Ксении», «Городок-чистюля», «На детской площадке», «На прогулке» охватывают практически всю сферу жизни дошкольника; они построены по единому плану – беседы, музыкальные «антракты», гимнастические упражнения.

Основные нормы поведения важно знать, как азбуку – не зная буквы, неправильно прочитаешь слово, неверно прочитанное слово меняет смысл фразы, потеряешь смысл фразы – ошибка непонимания, чреватая последствиями, – жизнь в обществе строится по правилам, которые надо знать с раннего детства, иначе неминуема «неграмотность» в человеческих отношениях.

Но не только этикету посвящен сборник – окружающий мир тоже предмет бесед с малышами. Например, в теме «На прогулке» возникает экологическая проблема: «полезные ли насекомые – муравьи». Смышленые дети наверняка задумаются о «вредных» насекомых. Тут уже воспитатель должен быть готов ответить на вопрос о «полезных» и «вредных» ископаемых.

Пособие предназначено для работников сферы дошкольного образования, музыкальных работников и родителей.

 

И.С.АРТЮХОВА. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С ПОДРОСТКАМИ: ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, ТЕСТЫ.

Школа классных руководителей.

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2003

Эта книга для классных руководителей и школьных психологов и для самих подростков. Предлагаемый в книге комплекс занятий базируется на тезисе: «Подростковый возраст ни в коем случае нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и любой период человеческой жизни». Учитель или школьный психолог, вовлекая подростка в процесс самопознания, проводя различные тренинги, индивидуальные консультации с детьми, должен ясно осознавать, что отношения между ним и его воспитанниками в силу очевидных различий никогда не могут быть равными. Равенство должно проявляться в искренности, раскрытости, откровенности. Задача каждого педагога – найти методические приемы, выбрать правильный тон в работе с подростками. Книга «Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты» поможет решить эту непростую задачу.

В первом разделе «Что мы знаем о современных подростках» подробно рассказывается о «серьезном мире несерьезных подростков», об их ценностях в жизни, об их отношении к самим себе, к друзьям, к будущему. В этом разделе приводятся методики, которые помогут взрослым приблизиться к тем ценностям и жизненным целям, которые близки и понятны конкретным группам подростков. Особенностью предлагаемых в книге методик является то, что они, не требуя сложных математических расчетов, позволяют увидеть тенденции в формировании ценностей подростков, опереться на значимые для них понятия при выборе воспитательных путей и методов самопознания.

Второй раздел книги – курс занятий по программе воспитания подростков «Я и окружающий мир». Он состоит из четырех блоков: «Я – личность», «Я отвечаю за себя и за свое здоровье», «Я учусь действовать и жить в гармонии с окружающим миром» и «Я отвечаю за окружающий мир». Эти занятия (общее их количество – 21) могут стать основой для проведения классных часов, факультативных психологических занятий по самопознанию и самовоспитанию. Сценарий каждого занятия полностью оснащен методически: дается информация для ведущего и для учащихся, предлагаются конкретные методики для работы с учащимися, снабженные необходимыми материалами, ключами, а главное, соответствующими целям занятия интерпретациями.

В третьем разделе «Упражнения, игры, тесты» содержится дополнительный методический материал. Классный руководитель (или педагог-психолог) может использовать его по своему усмотрению: либо на занятиях с подростками по самопознанию и самовоспитанию, либо в другой учебной или внеклассной работе. Все игры, упражнения и тесты завершаются анализом результатов и рекомендациями подросткам – ведь очень важно не держать полученные результаты в тайне, иначе теряется смысл воспитательной работы. Но обсуждение ответов и сообщение результатов тестирования, особенно на занятиях «Как я расту и взрослею», «Мое здоровье – основа моей жизни» и некоторых других, проходит индивидуально на консультациях или просто во время дружеских бесед.

Эту книгу с интересом прочитают и родители, и сами подростки.

 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ПРОПИСИ. ТЕСТЫ.

№ 1 класс, № 2 класс, № 3 класс.

Рабочая тетрадь
по математике. Рабочая тетрадь
по русскому языку.

Тематические зачеты (тесты)

Библиотека «Первого сентября»
Журнал «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2000

Три номера журнала «Я иду на урок» посвящены начальной школе. В каждом из них «тетради для летних занятий» и «Тематические зачеты» с ключами к ним.

Тетради для летних занятий помогут ученикам не забыть, а учителям сократить в два-три раза время на повторение изученного в предыдущем классе. Составлены они из заданий различной сложности, но подобраны таким образом, что дети смогут справиться с ними самостоятельно. В тетради по русскому языку есть задания повышенной сложности и подсказки.

Тетради напечатаны так, что детям работать с ними легко и интересно, а учитель может быстро проверить большое количество тетрадей.

Тематические зачеты по математике и русскому языку обеспечивают достаточно полную проверку знаний. Особенностью этих зачетов является то, что в них выделен уровень обязательной подготовки, который задает нижнюю границу усвоения материала – это определенный объем базовых знаний и умений по данной теме, без которого невозможно дальнейшее обучение. Дополнительная часть содержит задания по теме на повышенном уровне.

В соответствии с этим каждая зачетная работа состоит из двух частей – обязательной и дополнительной. С первого урока изучения темы можно начинать подготовку к тематическому зачету – дети с самого начала знакомятся с тем, что они должны знать и уметь обязательно, что могут попробовать выполнить из дополнительной части задания. Открытость и доступность требований к усвоению знаний и умений по теме оказывает стимулирующее воздействие на учащихся.

В каждой зачетной работе дается таблица «Критерии оценки», в ней указывается общая сумма баллов, которую должен набрать ученик и ключи, с помощью которых учитель сможет быстро проверить работу не только после ее завершения, но и в процессе выполнения.

Первые три выпуска журнала «Я иду на урок» могут стать незаменимыми помощниками учителю начальных классов. Использование в работе тетрадей для летних занятий и материала для организации тематических зачетов может дать определенные гарантии объективности уровневой дифференциации обучения: четко выделить учеников, успешно сдавших все тематические зачеты на базовом уровне, и тех, кто смог выполнить дополнительные задания на повышенном уровне.

 

В.Б.АНТОНОВА, Т.В.ИГНАТЬЕВА,
С.Г.ЯКОВЛЕВА.

ЗАДАНИЯ
И УПРАЖНЕНИЯ. Математика. Русский язык. Чтение.

1, 2, 3 и 4 класс.

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2002

Комплект рабочих тетрадей для начальной школы рассчитан на занятия по программе 1–4. Каждая тетрадь содержит задания по математике, русскому языку и чтению. Упражнения и задания даны в игровой форме – ребусы, шарады, кроссворды, стихотворные ассоциации – делают занятия интересными и непринужденными, что содействует более успешному повторению и закреплению пройденного материала. Каждая страница рабочих тетрадей может стать и объектом художественного творчества ребенка, и готовым проверочным бланком для учителя. В тетрадях много рисунков, достаточно места для ответов детей и замечаний учителя.

Учителям рабочие тетради значительно упростят процесс проведения проверочных работ в классе, при индивидуальной и фронтальной работе. Родителям они позволят увидеть реальные знания своих детей, их смекалку и сообразительность.

Рабочие тетради можно использовать как непосредственно на уроках, так и в группах продленного дня.

 

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Дашковская О. ЕГЭ, ГИФО и профильная школа. № 36–2003, с. 1.

Чем ближе к воплощению эти нововведения, тем очевиднее становится их непродуманность.

Рыбина Л. Школа готова к переменам. № 37–2003, с. 2.

Но при одном условии: если происходить они будут в согласии с теми тенденциями, которые уже возникли в самой школе.

Рыбина Л. Что будет с модернизацией, если материально она ляжет только на плечи муниципалов? Ее просто не будет. № 37–2003, с. 2.

Беседа с группой директоров школ Смоленска и начальником Смоленского городского управления образования И.Хринтуловым о том, что значит модернизация образования не для министерства, не для страны в целом, а для конкретной школы?

Адамский А. А может быть, попробуем создать коллективную систему безопасности детской жизни? № 38–2003, с. 1.

Сегодня взрослый мир ведет войну с детством – угрожая ребенку нарушением его суверенитета, не признавая за ним права на самостоятельный поступок.

Иштрикова Н. Финансирование образования уже не вопрос нехватки средств, а вопрос идеологии. № 38–2003, с. 2.

Защитит ли образовательное право школу от произвола со стороны государства?

Дашковская О. ЕГЭ строгого режима, или Как бороться с махинациями. № 39–2003, с. 2.

Тема пресс-конференции министра образования В.Филиппова и его первого заместителя В.Болотова, состоявшяся в РИА «Новости».

Поляков М., Кириллова С. Пока все огрехи удалось ликвидировать. № 39–2003, с. 2.

О первых днях проведения ЕГЭ и о проблемах, которые могут возникнуть в ходе экзамена, говорит заместитель директора Центра тестирования Минобразования РФ М.Поляков.

УЧЕБНЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ

Кириллова С. Золотоискатели, или Обратная сторона школьной медали. № 36–2003, с. 2.

Нужно ли раз и навсегда отменить школьную золотую медаль? Если нет – то как встроить эту престижную награду в систему единого государственного экзамена (ЕГЭ)?

Руднев Е. Угроза здоровью, знак признания, удовлетворение самолюбия? № 36–2003, с. 2.

Кто они, сегодняшние медалисты? Какой ценой даются современные медали?

СИНДРОМ УСТАЛОСТИ

Осницкий А. Профессия внутреннего сгорания. № 36–2003, с. 3.

Учитель всегда подвижник, но почему он становится мучеником?

Растимешин Д. Кто добровольно пойдет в такой отпуск? № 36–2003, с. 3.

Раз в десять лет каждому педагогу полагается отдых продолжительностью до года. Правда, без сохранения зарплаты.

ЭКЗАМЕНЫ

Орлова Е. Не бойтесь страха! № 37–2003, с. 3.

Памятка выпускнику и всем, кто за него переживает.

Химчан З. Подготовка к экзамену: стратегия, тактика и маневр. № 37–2003, с. 3.

Разобравшись, в чем главные опасности, главные трудности экзамена, легче выдержать неизбежное испытание, максимально сохранив при этом здоровье и душевное равновесие.

Растимешин Д. Требования ужесточаются. № 37–2003, с. 3.

Перечень диагнозов, по которым раньше ребенка можно было освободить от итоговой аттестации, становится все короче.

Яворская Л. Как проверить знания ребенка, а не крепость его нервной системы. № 37–2003, с. 3.

Экзамен – серьезное испытание, большая эмоциональная нагрузка, нервное напряжение. Мы,
в сущности, не знаем, как это сказывается на здоровье подростков.

Адамский А. Единый государственный... Стресс. № 39–2003, с. 1.

В чем бы ни измерялась цена ЕГЭ, в деньгах или потраченных нервах, она все равно окажется непомерно высокой.

Краюхин В. «Торопитесь – количество ответов на тесты ограниченно!» № 39–2003, с. 1.

Экзаменационное пиратство процветает даже в условиях строжайшей секретности.

ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Крылова Н. Приказано сотрудничать. № 37–2003, с. 4.

Достаточно ли внести изменения в закон, чтобы сделать родителей реальной силой в управлении школой?

Леонтьева О. Закон есть, система работает... Конфликты остаются. № 37–2003, с. 4.

История о том, как во Франции родители стали частью школьной власти и что из этого получилось.

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Комарова Н., Корсунова О. Помогая людям, ты обретаешь зрелость. № 38–2003, с. 3.

Что означает для учителей и учеников участие в социальной практике.

Калинин В. и др. Как от благих намерений перейти к реальному делу? № 38–2003, с. 3.

Методика социального проектирования.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Касицин А., Юдашкина А. На пепелище семейного «пожара». № 38–2003, с. 7.

Специалисты уверены: психологические последствия ссоры родителей для ребенка тяжелее, чем последствия землетрясения или взрыва.

Касицин А., Юдашкина А. Необучаем... или нуждается в особых условиях? № 38–2003, с. 7.

Кое-что о тонкостях медицинских формулировок.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Кашина Н. К вопросу о защите «своих». № 39–2003, с. 8.

Неужели, чтобы научиться по-человечески ценить собственных детей, мы должны стать вымирающей нацией?

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Учебники. № 64. № 39–2003, с. 3–6.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Рыжова Т. и др. Охрана здоровья. № 20–2003, с. 1–16.

Лето – благоприятная пора для укрепления здоровья. Материалы, предложенные в этом номере, могут оказаться полезными как для учителей начальной школы, так и для воспитателей, работающих в летних оздоровительных лагерях.

Тихоновская Н. и др. Литературные игры. № 21–2003, с. 1–16.

Авторы предлагают материал, в котором вы найдете интересные игры, занимательные вопросы, которые увлекут ребенка, и ему захочется еще раз перечитать знакомые литературные произведения, вспомнить любимых героев. А может быть, вы воспользуетесь этими идеями при подготовке «Недели детской книги» или уроков литературного чтения.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зверева Е. Ниночкины покупки. № 20–2003, с. 2.

Урок чтения во 2-м классе (1–4) по теме «Знакомство с творчеством Юрия Владимирова».

Барашкина С. Экскурсия к водоему. № 20–2003, с. 3.

Экскурсии, проведение которых позволит решить образовательные, воспитательные и экологические задачи обучения.

Коробейникова Н. За околицей. № 21–2003, с. 2–3.

Фольклорный урок-утренник в 1-м классе.

Паняева О. Викторина. № 21–2003, с. 3–4.

Викторина по произведениям Дж.Р.Р.Толкиена.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Овчинникова Н. Царство грибов. № 20–2003, с. 14–15.

Урок по курсу «Мы и окружающий мир» во 2-м классе (1–4).

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА–В.В.ДАВЫДОВА

Барсова Е. Есть ли у слов родственники? № 21–2003, с. 13.

Урок русского языка во 2-м классе.

ПРАЗДНИКИ

Асафьева О. День летних именинников. № 20–2003, с. 4, 13.

Летних именинников можно поздравить в последний учебный день перед каникулами или сразу после них, в первых числах сентября.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Панина Г. Внимание, первоклассник! № 21–2003, с. 14.

Автор знакомит всех, кто небезразличен к жизни наших детей, их переживаниям и трудностям, с различными сторонами психологических проблем современного школьника.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Иштрикова Т. Я росинку ищу на лугу. № 21–2003, с. 16.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова О. Леворукие дети и математика. № 21–2003, с. 15.

Автор предлагает совершить небольшой экскурс в область нейропсихологии, а затем поговорить о том, как этим детям можно помочь при изучении математики.

РАБОЧИЙ СТОЛ

Бирюкова С. Почему зерно сеют в землю? № 9–2003, с. 4.

Занятие для детей от пяти лет.

Иванова Ж. Ветер-невидимка. № 9–2003, с. 6, 19.

Занятие для детей от пяти лет.

Названова Л. Знакомство с магнитом. № 9–2003, с. 22.

Занятия с детьми от четырех лет.

Названова Л. Магнит и разные материалы. № 9–2003, с. 23.

Занятие для детей от пяти лет.

Дубровкина Е. и др. Улитка, улитка, выпусти рога! № 10–2003, с. 4.

Занятие-модель для детей от пяти лет.

Комогорцева М. Улитки в живом уголке. № 10–2003, с. 2.

Советы зоолога.

Апполонова Н. К чему нам теперь игрушки? Мы собираем ракушки! № 10–2003, с. 3.

Коллекция раковин может стать прекрасным наглядным пособием в экологической работе, в частности, в занятиях по теме «Многообразие жизни на Земле».

Некоторые замечания по организации занятий из цикла «Знакомство с животным». По материалам Московского зоопарка. № 10–2003, с. 5.

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Дворникова В. Радуга-дуга или Занимательная оптика для малышей. № 9–2003, с. 20.

Опыты по получению радуги.

Перешкольник С. Внимание: черепаха! № 10–2003, с. 20–21.

Советы специалиста будут важны для всех педагогов-экологов и воспитателей, берущих на себя ответственность за жизнь и самочувствие животных в детском саду.

МАСТЕРСКАЯ

Любимова Л. История про Носочек. № 9–2003, с. 5.

Сказочное описание одного опыта.

Шапорева С.И. Таланты пластиковой бутылки. № 9–2003, с. 19.

Во что можно превратить пластиковую бутылку?

Аромштам М. Лебединое озеро, или Магнитный театр. № 9–2003, с. 21.

Как изготовить декорации к любимой сказке.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Парамонова Л. Мир на дне лужи. О детском экспериментировании. № 9–2003, с. 2–3.

Задача педагогов — поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Вайтекайтес В. «Да» и «Нет» — не говорите. Черное с белым... берите! № 10–2003, с. 6–10, 15–18.

Дидактическая игра для слабовидящих детей.

А пони так легко обнять руками... № 10–2003, с. 22–23.

Иппотерапия – лечение детей с различными заболеваниями при помощи обучения их верховой езде.

ВКЛАДКА

Детский городок № 7. № 9–2003, с. 7–8, 17–18.

Приложение к газете «Дошкольное образование».

Средина О. Превращение ладошки. № 9–2003, с. 9–16.

Конкурс «Самодельная книга для малышей».

Дубровкина Е.В. и др. Брат мой Еж, брат мой Кролик. № 10–2003, с. 11–14.

Методика зоотерапии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Кардашина О. Тренинг, тренинга, тренингу... № 20–2003, с. 7.

Тренинг — это всегда сопряжение усилий участников группы и ведущего по осознанию реальности своей и чужой жизни. И склоняют это слово на все лады.

Тельнова Л. Мой герой – знакомый и незнакомый. № 21–2003, с. 8–9.

Программа занятий для детей 13–14 лет.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Степанов С. Почти взрослые. № 20–2003, с. 2–3.

Изучение школьников, в том числе и старшеклассников, выступило одной из важных задач психологической науки с самого момента ее становления в качестве самостоятельной научной отрасли.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Мостовая Л. «Здравствуй, сказка». № 21–2003, с. 3.

Психологическое занятие для учащихся.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. Фильтруем базар. № 21–2003, с. 2.

Автор предлагает расшифровать некоторые формулы нынешнего подросткового сленга, причем не столько лингвистически, сколько психологически.

ГИЛЬДИЯ

Решетникова О. В поисках философского камня. № 20–2003, с. 15.

Рассказ об ученической научно-практической конференции по психологии, которая вот уже третий год проводится методическим центром Юго-Западного окружного управления образованием.

НАШИ ДЕТИ

Степанов С. Старшеклассник: совокупный портрет. № 20–2003, с. 4.

Старший школьный возраст — критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте особенно резко проявляется характер.

Вачков И. Инвалид закончил школу... № 20–2003, с. 5.

Есть категория старшеклассников, перед которыми проблема профессионального самоопределения стоит не просто остро, а в своей — откровенно говоря — глобальной неразрешимости.

Громова Т. Магия прикосновения. № 21–2003, с. 6–7.

Прикосновение – это полноценное средство общения, способ передачи важнейшей (иногда – жизненно важной) информации, и при этом – именно то средство, которое чаще всего не принимается в расчет.

ТЕТ-А-ТЕТ

Осухова Т. Играем «Гамлета» № 20–2003, с. 8–9.

Переходный период самоопределения всегда труден. Но если старшеклассник принимает на себя ответственность за взрослое положение в обществе, то для него становится возможным личностное развитие.

Осухова Т. Предел подлинности. № 21–2003, с. 12–13.

Семейная консультация, которую тринадцать лет назад дал посетивший Москву Карл Витакер.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Степанова М. На переходе. № 20–2003, с. 12.

Составляющие психологической готовности подростка к переходу в старшую школу.

Битянова М. Загадка жизни. № 20–2003, с. 13.

Старшеклассники заслуживают иной участи и иных образовательных возможностей. Им необходимо создавать среду, насыщенную открытыми вопросами, проектными возможностями, ситуациями преодоления себя и учебного материала.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Кравцова Е. Десятиклассники. № 20–2003, с. 14.

Материал для проведения родительского собрания.

ИГРОТЕКА

Вачков И. Актеры и кинорежиссеры. № 20–2003, с. 16; № 21–2003, с. 16.

Приведена игровая процедура – подготовка к психотехникам, построенным на разнообразных метафорах.

Вместе с классом

Асафьева О. День летних именинников. «Начальная школа», № 20–2003, с. 4, 13.

Сценарий праздника.

Охрана здоровья. «Начальная школа», № 20–2003, с. 5–12.

Подборка материалов. Сценарии праздников – игр («Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье»; «Растем здоровыми, чистота – залог здоровья» и др.).

Жилина Н. Добро и милосердие Сергия Радонежского. «Начальная школа», № 19–2003, с. 2–3.

Сценарий классного часа.

Яковлев В. Играя, дети учатся жить: Игры в начальной школе. «Спорт в школе», № 10–2003, с. 8.

Игры «Школьная лапта», «Русская лапта», «Пионерский мяч».

Загадки на каждый день, отгадывай, кому не лень. «Начальная школа», № 19–2003, с. 5–12.

Подборка загадок: о птицах, времена года, загадки-шарады, загадки-складки и др.

Барашкина С. Экскурсия к водоему. «Начальная школа», № 20–2003, с. 3.

Экскурсия позволит решить образовательные, воспитательные и экологические задачи обучения.

К 300-летию Санкт-Петербурга

Кузнецов А. Летопись Санкт-Петербурга (Петрограда – Ленинграда). «Библиотека в школе», № 2, 3, 6–10–2003 («Книжка в газете»).

У вас может возникнуть свой вариант летописи Северной Пальмиры, если ученики и учителя вашей школы дополнят уже имеющиеся материалы новыми фактами, почерпнутыми из самых разнообразных источников. Подобный принцип может быть использован при подготовке летописи вашего города, поселка, деревни.

В невской дельте 300 лет назад (По материалам журнала «Нива», № 19/1903). «География», № 20–2003, с. 1–2.

Легенда о закладке Петербурга. «География», № 19–2003, с. 24.

Лазаревич Ю. Северная столица. «География», № 19–2003, с. 29–30.

В хрестоматии «Географии»: А.Толстой, В.Орлов, В.Набоков. И урок, и классный час, и просто чтение для души.

Основание Санкт-Петербурга (По материалам журнала «Нива», № 19/1903). «География», № 19–2003, с. 25.

Потемкина И. Уроки истории (урок-путешествие) к 300-летию Санкт-Петербурга. «Начальная школа», № 19–2003, с. 15.

Тема «Архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга».

Вместе с родителями

Кравцова Е. Десятиклассники: Материал для проведения родительского собрания. «Школьный психолог», № 20–2003, с. 14.

Брагинский В. «В характере нет стержня». «Здоровье детей», № 10–2003, с. 10–11.

Подчеркивая повышенную внушаемость и подверженность «всему плохому» своих детей, родители замечают, что в их характере «нет стержня»... Врачи предпочитают обозначать подобные личностные особенности как черты «неустойчивости». Советы психиатра.

Вместе с психологом

Краувцова М. Тревожные дети. «Школьный психолог», № 19–2003, с. 6–7.

О эмоционально неустойчивых, тревожных учащихся. Как помочь ребенку преодолеть тревожность: общие принципы психологической работы с тревожными детьми; рекомендации родителям, методики для выявления тревожных детей.

Подросток

Старшеклассники. Тема номера. «Школьный психолог», № 20–2003, весь номер.

Беглова Т. Трудна жизнь подростка: Урок-тренинг для восьмиклассников. «Школьный психолог»,
№ 19–2003, с. 8–10.

Занятие первое в цикле обязательных, включенных в расписание, встреч с детьми.

Тема второго занятия – «Я и моя роль в классе» (см. «Школьный психолог, № 38–2002), тема третьего – «Законы, по которым живут люди, нормы и правила по которым живем мы» (№ 32–2002).

Проблема

Якушева Е. Школьный стресс (По материалам книги Р.Кучмы «Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетия). «Здоровье детей», № 10–2003, с. 14.

Вот какие мероприятия могут быть полезными для профилактики стресса в школе.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Содержание образования в школе Развивающего обучения (система Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В.) и его преемственность на различных этапах. № 19–2003, с. 7–10.

Деятельность Центра развивающего обучения «Умка», г. Новосибирска.

Суворина Е. Седьмица славянской письменности и культуры: «Вначале было слово…» № 20–2003, с. 7–10.

Праздник, дающий возможность нашей школе осознания себя в системе духовных координат российской истории, образования и культуры.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Будь готов! № 19–2003, с. 1.

Есть ли какое-то не педагогическое, а политическое или даже, может быть, мировоззренческое объяснение росту пионерского движения в капиталистической России?

Адамский А. Может ли экзамен объединить Россию? № 20–2003, с. 1.

Может, если его отменить, если он перестанет быть вступительным.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Дашковская О. Сколько стоит модернизация. № 20–2003, с. 3.

Итоги реализации Федеральной программы развития образования в 2002 году и задачи на 2004 год, представленные на очередной коллегии Минобразования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Никитин М. Нормативная модель соучредительства. № 19–2003, с. 11.

Модель управления БПО – базовым профессиональным образованием.

Никитин М. Профессиональное образование и малый бизнес. № 20–2003, с. 4–5.

Инфраструктура образования. Функции учебно-производственной инфраструктуры БПО.

СОБЫТИЯ

Смолин О. Школа не получила послания президента. № 19–2003, с. 4; № 20–2003, с. 4.

Попытки правительства экономить на образовании и науке экономическому росту никак не помогут.

Растимешин Д. Комитет решил пополнить, учесть и ускорить. № 19–2003, с. 4–6.

Решения, которые были приняты на семинаре-совещании председателей комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов и руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по вопросам образования, состоявшемся в мае 2003 года.

Алейникова И. Догоним и перегоним! № 19–2003, с. 5.

Москва жаждет профильного обучения, не страшась ничего.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Образование и безопасность. № 19–2003, с. 3.

Вырастить людей с глубоким чувством собственного достоинства, полных самоуважения и уважения к окружающим, людей, способных выбирать, самостоятельно действовать, – это ли не значит содействовать укреплению и процветанию страны?

Черная метка и День судьбы. № 20–2003, с. 2.

Все принимаемые в конце учебного года решения – это решения о судьбе ребенка: что с ним будет дальше?

ОФИС

Экономическое обоснование образовательной программы муниципального образовательного учреждения средней школы № 71 г. Красноярска. № 20–2003, с. 11.

ЗАМЕТКИ

Калистратова И. Педагогика и психология в образовании – худой мир или добрая ссора? № 20–2003, с. 12–13.

В статье описывается и обосновывается подход к взаимодействию психологов и педагогов школы в ситуации существующего в стране образовательного кризиса.

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 20–2003, p. 3.

The City of Glory. Sightseeing in St. Petersburg. Guiding Tourists.

Reading. № 20–2003, p. 3.

Watching TV. Butter and Eggs Lady. The “Sleepy Gun” that Brings ‘em Back Alive.

ASPECTS OF LANGUAGE

Style. № 20–2003, p. 4.

Reading Poetry. Metaphor. Descriptive Language.

Grammar. № 21–2003, p. 4.

The Same. Regular Verbs. Infinitive Phrases.