Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2003


РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Голоса

Ольга Степанькова

Ох уж этот БиблиОбраз...

Размышления участника конкурса

Ольга Николаевна Степанькова –
заведующая библиотекой средней школы № 3

Ст. Динская,
Краснодарский край

Положение о Всероссийском конкурсе библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз» не явилось для нас неожиданностью. Различные конкурсы (пусть не такого высокого уровня) спускаются сверху регулярно. Они нарушают все ранее намеченные планы, отнимают массу полезного времени, которого и так не хватает, и собственных очень скромных средств из семейного бюджета (у директоров школ часто нет возможности оплачивать конкурсы, когда ежедневно возникают более насущные проблемы). А самое главное и неприятное – это нервные затраты, которые не измерить ничем.

Само слово «конкурс» подразумевает элемент соревновательности. Победа или поражение, к сожалению, зависят не только от твоих деловых качеств и умения показать и защитить свою работу, но и от людей, наделенных полномочиями поставить тебе ту или иную оценку, определить то или иное место, которое порой не совпадает с твоим собственным представлением и самооценкой. Даже для взрослых это бывает очень болезненно.

В своей работе при проведении любых мероприятий с детьми мы сознательно отказались от элемента соревновательности. Применяем игры-путешествия или литературные карусели, избегая «вынесения приговора»: ваша команда лучше, а ваша – хуже. Ведь после таких оценок значимость и ценность мероприятия исчезает и многим помнятся только обиды и разочарования.

А можно сделать по-другому: всем вместе идти к намеченной цели, искать ответы на поставленные вопросы, помогать и поддерживать тех, кому трудно. Вселять в них чувство уверенности в том, что в трудную минуту обязательно найдется кто-то, кто протянет тебе руку помощи и скажет: «Крепись, дружок, все будет хорошо». Тебя не назовут «слабым звеном» и не «скушают» на очередном совете племени.

Но если дети, насмотревшись телевизионных передач, где слабых изгоняют, убирают, съедают, еще как-то могут смириться с подобной ситуацией, то взрослым иногда такие соревнования становятся не под силу. Особенно тогда, когда над тобой люди, ждущие от тебя высоких результатов, которых ты в данной ситуации по тем или иным причинам выдать не можешь. А в итоге – нервный срыв и полнейшее разочарование во всем.

Кому нужны конкурсы? Наверное, в первую очередь, чиновникам, преследующим свои цели.

Участником конкурсов становишься поневоле: куда уйти от системы, которая диктует свои условия.

«БиблиОбраз» был хорош тем, что участие в нем предполагалось добровольное. Вроде бы никто никого и не заставлял. Просто познакомили с положением. Для себя сразу решила: «Это не мое, мне это не нужно». И спокойно занялась своими делами. Но это продолжалось совсем недолго: до тех пор, пока положение о конкурсе не спустилось из РУО к администрации школы. Директор, зайдя в библиотеку, довела это до нашего сведения. Внимательно выслушав, возражаю: «Конкурс добровольный, можем и не участвовать. Никто не имеет права заставить». На что директор, великий дипломат, заявляет: «Я и не заставляю. Но если вам честь школы дорога, если вам не все равно, что будут говорить о нас вышестоящие организации... Тем более что у вас есть что показать»...

Ну что тут скажешь?

После ухода директора, переглянулись мы с коллегой, вздохнули, решили, что честь школы, в которой мы работаем, нам, естественно, дорога и нам не все равно, что «скажут свыше»... Так «добровольное участие» превратилось для нас в обязательное. А я в очередной раз сделала вывод о том, что влечет неумение говорить решительное «нет» людям, стоящим выше тебя по служебной лестнице и имеющим право давать распоряжения. Многие мои коллеги из района сумели сказать «нет» и отказались от участия в конкурсе.

Материальной поддержки не было – да и где ее взять? Зато моральной хватало с избытком: все предлагали свою помощь в оформлении материала, в консультациях по теме, в реализации задуманного. Коллега мужественно взяла на себя заботу по обслуживанию читателей, которых не так уж и мало приходит за день, освободив меня от этих хлопот. Администрация отпустила в «свободный полет», предоставив возможность работать в вольном режиме на домашнем компьютере. А так как компьютер я тогда только осваивала и скорость набора текста была минимальная, это было очень удобно. Но больше всего меня тронула забота членов совета библиотеки, даже тех, которые в силу обстоятельств поменяли место работы и нашли новую жизнь вне стен школы. Уход каждого из них я переживала очень болезненно, а оказалось – совсем напрасно. Каждый из них нашел время зайти во время подготовки к конкурсу и оказать реальную помощь, как будто никто никуда и не уходил. Вот когда я осознала ценность сотрудничества, скрепляющего все отношения куда прочнее, чем приказы, материальная заинтересованность и что-то иное...

Соревноваться с коллегами из района никому не хотелось, и мы нашли другой выход: все участники районного этапа выбрали себе разные номинации. На компромисс мы пошли, оберегая себя от разочарований на этом этапе. Слишком велик был груз отрицательных эмоций от прошедших конкурсов, когда условия сталкивали нас лбами, когда мы вынуждены были в равной или неравной борьбе не только отстаивать свои интересы, но и защищать честь школы.

Библиотекари – люди, в основном, очень спокойные и миролюбивые, а иногда и совсем непригодные для упорной борьбы за честь, которую почему-то надо всегда защищать, даже если на нее никто не посягает.

Иногда в подобной ситуации мне кажется, что мы сражаемся с ветряными мельницами. Мои дети, взрослые и рассудительные, в силу своей работы решающие проблемы, связанные с жизнью и свободой конкретных людей, не всегда понимают, как можно тратить столько времени и сил на решение проблем, созданных искусственно, когда сама жизнь ставит перед человеком порой неразрешимые задачи.

Мы не стремились к участию в краевом этапе конкурса. Более того, в прошлом году, получив массу отрицательных эмоций на подобном краевом конкурсе, сознательно старались избежать его.

Я убеждала себя, что имею право в любой момент сойти с дистанции и не принимать участие в дальнейшем марафоне.

Конкурсная работа ограничивалась по условиям десятью листами. Это было, конечно, очень мало, чтобы представить всю нашу деятельность. В результате совместных усилий к печатной работе в номинации «Диалог» мы добавили еще и стофайловый альбом с фотографиями, описанием работы, схемами.

Эти двести страничек альбома расширяли наши возможности.

В огромной подготовке к конкурсу появились и плюсы и минусы.

Плюс – вся наша деятельность была систематизирована и в оформленном виде представляла собой весьма неплохой показатель работы библиотеки в данном направлении. Можно было представить отчет кому угодно и с гордостью заявить: «Полюбуйтесь, вот сколько сделано».

И люди смотрели, и любовались, и восхищались, и удивлялись... Не будем отрицать, что это было приятно. Даже собственная администрация, кажется, увидела библиотеку с другой стороны.

Но возник и минус. Работу надо было отдать... А в нее вложено столько сил и средств, что становилось жалко. Коллеги, знакомившиеся с материалами, подогревали ситуацию:

– Наверное, всю зарплату потратила на оформление...

– Ваши затраты никто не вернет, это точно...

– Уйдет – и с концами. Не найдешь точно. Я вот свою работу в прошлом году назад не получила, а столько потратила. Зареклась теперь в конкурсах участвовать.

«Мы ограничимся районным конкурсом, – успокаивала я себя и коллег. – Мы нечестолюбивы, нам ничего не надо, к грамотам равнодушны, к почестям и славе тоже. Работу оставим себе. Как результат нашего совместного творчества она дорога нам».

Но это были иллюзии...

Защита на районном этапе конкурса для нас прошла безболезненно. В этот раз никому из коллег мы не перешли дорогу. И строгое жюри решило, что работа должна быть отправлена в край. А сказать «нет» представителям РУО оказалось еще сложнее, чем собственной администрации.

И все-таки мы сделали попытку сойти с дистанции, куда нас, впрочем, очень быстро возвратили, разъяснив нам неразумность подобных поступков. Жюри районного конкурса было предельно внимательно к участникам, а с некоторыми коллегами из РУО мы сотрудничаем в реализации различных совместных проектов. В общем, отказаться от участия в краевом заочном туре было невозможно. Изрядно поворчав и высказав всем, что мы по этому поводу думаем, что, впрочем, никого не испугало и не удивило, мы отдали свою работу на краевой этап.

Нас пригласили на консультацию, ответили на все интересующие вопросы, дали несколько полезных советов и оставили работы на суд более строгого жюри, обещав вернуть их нам, если они не победят и не уйдут в Москву.

С этого момента я успокоилась. Участие мы приняли, на победу не рассчитываем, потому что возможности библиотек сельских школ нельзя сравнивать ни с городскими школами, ни тем более с библиотеками гимназий. Какое-то время пребывала в спокойствии, вновь увлекли повседневные дела. Удивлена была, когда узнала, что наша работа, из 111 представленных на краевой конкурс, вошла в те 15, которые авторы должны в очном туре защищать лично. Главный приз – телевизор и отправка работ на заочный тур в Москву.

В номинации «Диалог» – к защите были допущены четыре работы. «Четвертое место в крае в этой номинации», – говорила я своей администрации, – может быть, достаточно? Не будем испытывать судьбу». Тем более что на защиту мы выходили вместе с одной из сильнейших библиотек из школы-гимназии. У нас изначально разные стартовые позиции: богатейшую библиотеку с компьютерным оборудованием и электронными учебниками нельзя сравнивать с библиотекой сельской школы с небогатым и устаревшим фондом. БиблиОбраз у нас разный. И вот в этом, я думаю, главная ошибка организаторов конкурса, но не краевого и не районного уровня: они-то просто четко выполняли условия конкурса.

И будь я сама членом жюри, право представлять край в Москве отдала бы библиотеке школы-гимназии, а не своей. «Это будет справедливо», – понимала я задолго до начала краевого конкурса. И это понимание уберегло меня от разочарований и избавило от волнения. Все происходящее чем-то напоминало мне гонки, в которых мой соперник ехал на мерседесе, а я на стареньком, отслужившем свой век велосипеде. Изменить ситуацию я не могла, сойти с дистанции – тоже (раньше это надо было делать), потому что подводить людей, переживающих за меня было нельзя.

И я отправилась на защиту своей работы...

Вопреки всему представительница школы-гимназии (мой основной соперник) понравилась мне сразу. Это был человек, находящийся на одной волне со мной. Оставалось только порадоваться, что ей посчастливилось работать в более благоприятных условиях.

Ее выступление было достойно восхищения. Компьютерный прибор, названия которого я, к сожалению, не знаю, позволил ей демонстрировать на заднике сцены все схемы, сопровождающие ее выступление, а ей оставалось только указочкой обращать внимание зрителей на тот или иной объект, возникающий на экране в доказательство ее слов.

У нее отпала самая главная проблема – демонстрация богатейшего материала. Мы эту проблему так и не смогли решить. Наше выступление сопровождал демонстрационный материал, на стендах-раскладушках, который вынуждена была выносить на сцену группа поддержки, так как его нельзя было ни к чему прикрепить. Согласитесь, что современная подача материала на экране не идет в сравнение ни с чем. Уже потом я пыталась выяснить, есть ли у кого такой прибор в школе. Оказалось, что нет даже во всем районе.

Все правильно. И группа поддержки, и коллеги из других школ района, и представители РУО вынуждены были признать, что мы находимся в разных условиях, и тут уже ничего не поделаешь...

Никто из представителей нашего района не занял призовых мест. И совсем не потому, что наши работы были более слабыми. Например, работа нашей школы на заочном этапе конкурса получила высший балл – 38, а вот в подаче материала из-за отсутствия современной техники мы проиграли.

И все-таки для меня в этом конкурсе было много плюсов. Я познакомилась с замечательными людьми, участниками соревнований, которых не рассматривала как соперников, потому что заранее предвидела итоги конкурса. Мне очень понравились выступления коллег в других номинациях, есть чему поучиться. Я увидела работу библиотеки будущего и не потеряла надежду на то, что такие условия будут когда-нибудь и у нас. Проанализировала свои нынешние возможности и работу. Поняла, в чем мы успешны, а над чем еще предстоит поработать. Не совсем поняла еще, что именно не срабатывает в самих условиях конкурса и что нужно изменить. Но поняла, что прежде чем на что-то претендовать, надо иметь приличную материальную базу, которой у нас нет. Быть Золушкой на роскошном празднике не очень хочется. Именно в этой роли мне и пришлось побывать. Но я надеюсь, что скоро все изменится к лучшему.