Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2003


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Крым 2003

Елена Иванова

Летние годы библиотек

Репортаж c юбилейной Крымской конференции

С 7 по 15 июня 2003 года в Крыму работала, вдохновляла и удивляла юбилейная X Международная конференция «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества».

 

ЛИЦА

Рассказывая о Крымской конференции, хочется отмечать настоящее и будущее форума, а не подводить его итоги. Итог – это словно черта, которая навсегда отделяет-отрезает кусочек времени. На форуме же прошлое – просто часть совершенного настоящего. А достижения 10 лет работы конференции – это удивительные результаты совместного труда.

О юбилеях писать сложно. Как правило, вместо искренних, теплых слов на бумагу ложатся безликие общепринятые фразы о свершениях и планах, «славном пути» и «широких перспективах». Штампов и клише избежать трудно. Но очень хочется. И потому репортаж с юбилейной конференции «Крым» будут вести ее организаторы и непосредственные участники. А мы послушаем, о чем же говорили на секциях и «круглых столах», на презентациях и выставке, на пресс-конференции и за чашкой кофе на набережной.

Яков Леонидович Шрайберг главный «виновник» торжества – председатель Международного и Постоянного организационных комитетов Конференции «Крым», первый заместитель директора ГПНТБ России –

о масштабе конференции:

«Крымский форум давно уже вышел за рамки исключительно библиотечного и приобрел имидж мирового культурного события. Это форум людей, сотрудничающих с библиотеками, сотрудничающих между собой в сфере культуры и образования. В конференции принимают участие не только специалисты библиотечного и информационного профиля, но и издатели, книгораспространители, преподаватели, ученые, политики, общественные деятели, представители исполнительной и законодательной структур власти»;

о генеральной линии форума:

«Основное внимание на предстоящих конференциях “Крым” будет, как и ранее, уделяться состоянию и перспективам развития новых информационных, компьютерных и интернет-технологий в библиотечной практике. В сфере особого внимания находятся вопросы развития профессионального сотрудничества, взаимодействия между библиотеками и научными, культурными, образовательными, издающими организациями»;

о результатах конференции:

«Главный итог конференции – возможность создания условий для совместной плодотворной работы профессионалов и достижения ими важных конечных результатов»;

о новых идеях и готовности к сотрудничеству:

«Оргкомитет внимательно прислушивается к тому, что предлагают участники конференции, и старается включать новые проекты и предложения в программу форума. Оргкомитет всегда открыт для обсуждения самых разных вопросов, для плодотворного взаимодействия и сотрудничества»;

о недостатках:

«К сожалению, участие в конференции такого масштаба мало финансируется государством. За бортом осталось очень много людей, которые не смогли приехать на форум».

Лестер Пошью (Мемфис, Теннесси, США) – вице-президент Международного библиотечного, информационного и аналитического центра, редактор раздела международной библиотечной жизни журнала «Library Hi Tech News» –

о форуме через 10 лет:

«Десять лет назад, на первой Крымской конференции, CD и DVD технологии были в зачаточной стадии развития. Сегодня эти технологии уже выросли, окрепли и с успехом используются в библиотеках. Через десять лет появятся новые технологии, о которых сейчас мы мало что знаем. У нас будет о чем поговорить на будущих конференциях!»;

о достижениях конференции:

«Я думаю, что наиболее важным продуктом нашей Крымской конференции является то, что она позволяет людям из разных стран знакомиться, налаживать контакты на различных уровнях сотрудничества. Все это характерно и для других международных конференций. Но явное отличие Крымского форума в том уровне, на котором организация этой конференции помогает людям работать, завязывать полезные связи».

Валерий Васильевич Сударенков – член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, председатель подкомитета по культуре Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по науке, культуре, образованию –

о будущем секции школьных библиотек:

«Школьные библиотеки – это отдельный раздел нашей конференции, и он должен быть представлен соответствующим образом. Надеемся, что компетентный разговор о проблемах школьных библиотеках будет продолжен на следующих форумах в Крыму»;

о месте и роли школьных библиотек в образовании:

«Школьные библиотеки сегодня сопутствуют образованию, а они должны идти равно с образованием. Для достижения такого паритета необходимо юридически зафиксировать статус библиотечных работников в школах, добиться адекватной оплаты их труда»;

о заработной плате:

«67 000 школьных библиотек – это примерно 90–100 тысяч работающих в них специалистов. При этом общее число работников образования – 4,5 миллиона человек. Я привожу эти цифры, чтобы прокомментировать разговоры о якобы непосильности для государства повышения заработной платы школьным библиотекарям. Расходы на заработную плату сотрудникам школьных библиотек составляют всего лишь 2 % от общих расходов на зарплату работникам образовательных учреждений. При таком соотношении даже увеличение сотрудникам библиотек заработной платы до 4 тысяч рублей выглядит незначительной суммой по сравнению со всеми теми огромными расходами, которые идут на все остальное (в том числе на органы управления и тому подобное). Поэтому я совершенно не согласен с теми чиновниками, которые утверждают, что государство не может сегодня финансировать библиотеки в полном объеме. Оно может. Но для этого нужна политическая активность, достаточная для того, чтобы решиться на двукратное, по крайней мере, увеличение оплаты труда работникам школьных библиотек.

Конференция наша не только научная, но и практическая, прикладная. Поэтому всем заинтересованным специалистам нужно выработать свое отношение к проблеме, предложить рекомендации по финансированию школьных библиотек и отразить их в решениях конференции. И, безусловно, в сегодняшней ситуации неверен расчет только на рыночную систему, на спонсорские средства. Это малозначительная, непостоянная и не всеохватная система финансовой поддержки. Только государственное финансирование, финансирование субъектов Федерации (некоторые их них имеют достаточно средств), может решить подобные задачи».

Борис Давыдович Дейч председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым –

о представителях ключевых министерств:

«Печально, что на юбилейной конференции не присутствуют первые лица Министерства культуры РФ и не видят, чего достигла эта международная конференция, у истоков которой стояли российские библиотекари. Нет среди участников конференции и руководителей Министерства образования России и Украины. Это серьезное упущение, поскольку обсуждение вопросов образования на форуме год от года приобретает все больший вес и значение».

Джеральд Браун (Виннипег, Канада) – педагог Школы библиотечного и информационного обслуживания, почетный посланник Международной ассоциации школьных библиотек –

о возможных проектах будущих конференций:

«Почему бы лет через 5–7 не провести очередную конференцию Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) в Крыму, в дни проведения Крымского форума? По-моему, есть над чем подумать!»;

об организации работы секции школьных библиотек:

«Работа секции школьных библиотек очень плотная и насыщенная, зачитывается много докладов, сообщений. На мой взгляд, целесообразно несколько оживить рабочую атмосферу. Для этого надо выносить ключевые вопросы развития школьных библиотек на совместное обсуждение. Все собравшиеся должны принять участие во всестороннем рассмотрении проблем. Итогом общей работы может стать выработка инновационных решений, стратегических направлений деятельности. Работа в группах, мозговой штурм могут существенно повысить продуктивность работы секции».

Айдер Сеитосманов – (Автономная Республика Крым, Украина): директор Фонда «Крымскотатарская инициатива», председатель секции «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки» –

о развитии секции школьных библиотек:

«Время – всему судья. За прошедшие пять лет проблемный семинар стал постоянной секцией конференции. Сегодня в ее работе принимают участие не только специалисты детских и школьных библиотек, но и директора школ, педагоги.

В первые годы мы с упоением говорили о компьютерах и технических нововведениях. Доклады тех лет часто были похожи на скучные отчеты о проделанной работе. Постепенно от рассказов о собственных достижениях мы пришли к обсуждению стратегических проблем и выработке концептуальных направлений развития библиотек.

Полагаю, что на ближайших конференциях следует несколько изменить ход работы секции. Сначала специалисты детских и школьных библиотек работают вместе, слушая ключевые сообщения. Затем они могут разойтись по отдельным аудиториям, где будут проведены мини-тренинги. Эти занятия следует организовать как некий «мозговой штурм», который поможет участникам найти оптимальное решение многих задач (например, по вопросам перспективного планирования, организации фандрейзинга и другим). Завершится работа секции подведением общих итогов работы и выработкой совместного резюме».

(Приветствуя в целом подобные нововведения, я все же полагаю, что секцию надо делать не по типам библиотек, когда детские и школьные, словно решая разные проблемы, работают отдельно. Трудности у нас, по большей части, одни и те же. И акцент стоит перенести на работу по проблемным блокам, когда специалисты разных библиотек вместе рассматривают ключевые задачи развития и вместе ищут пути их решения – Е.И.)

Александр Сергеевич Карауш – заместитель директора Муниципальной информационной библиотечной системы (МИБС) г. Томска –

о сотрудничестве со школьными библиотеками :

«Как правило, информационные и технологические возможности школ и школьных библиотек ниже, чем у муниципальных библиотечных систем. В таких условиях партнерство просто необходимо. У МИБС существует опыт долговременного сотрудничества школьных и муниципальных библиотек, когда их отношения регулируются договором, заключенным между управлением образования и управлением культуры».

 

ОТ КРЫМА ДО КРЫМА

В Крыму обычно обкатываются новые идеи, которые потом преобразуются в отдельные проекты, программы, системы. Крымский форум – это некий катализатор и «реализатор» идей. Многие библиотеки пишут, что они живут
от Крыма до Крыма. Конференция подводит итоги года, с нее же начинается отсчет следующего года.

Я.Л. Шрайберг

Не первый – шестой раз приезжаю я на Крымскую конференцию. И казалось бы, уже все должно быть знакомо и прогнозируемо: встречи, темы, выводы. Но своя неповторимость существует у форума каждого года – будь то именитый гость или проблемный доклад, интересный проект или театрализованное представление.

Ну а юбилейная конференция, как вы понимаете, дело вообще особое! Многое из происходящего на ней было впервые. Так, например, первый раз на форуме были организованы день Министерства культуры РФ и день российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации. Состоялась сессия, посвященная столетию Дома Поэта – музея Максимилиана Волошина в Коктебеле. На проведенных «круглых столах» говорили о толерантности и безопасности электронной информации, о формировании фондов и создании электронных ресурсов на национальных языках, о культурологии и информационном взаимодействии центра и регионов.

Кипела работа и на заседаниях 17 постоянных секций конференции. Одна из них, наша, родная – «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки», – в 2003 году тоже праздновала маленький юбилей. На протяжении
5 лет собираются вместе специалисты различных библиотек для решения проблем оптимизации информационного обслуживания детей.

Год от года в работе секции происходят и количественные и качественные изменения: увеличивается число докладов, меняется их содержание. Этим летом опытом с коллегами делились специалисты из России, Украины, Латвии, Казахстана, Канады. Среди обсуждаемых тем несомненными лидерами стали вопросы развития современных информационных технологий, уровень компьютерной грамотности детей, использование интернет-ресурсов в образовании.

Выступление Джеральда Брауна точнее было бы назвать мастер-классом: так эмоционально, доступно, наглядно была выстроена подача материала, столь живо и ярко шло его изложение. Не вызывала сомнения и актуальность обсуждаемых проблем: школьная библиотека в помощь учителю, профессиональная организация – IASL, программы развития школьной библиотеки. Джеральд был обаятелен, артистичен и просто сыпал фразами-обобщениями.

Например, о школьной библиотеке:

«Школьный класс – это библиотека, а школьная библиотека – это класс. Надо объединить (в авторском варианте - переженить) их»;

«То, как библиотекарь воспринимает свою библиотеку является показателем того, как он воспринимает образование в целом»;

об отношениях со спонсорами и директором школы:

«Если не дают денег, значит, мы не с теми говорим, не к тем обращаемся»;

«Если они не понимают, чем вы занимаетесь, почему они должны давать вам деньги?»

Участники круглого стола «Информационное обслуживание или библиотечная педагогика?» пытались определить роль библиотеки в современной школе. Ведущие этого мероприятия, главный редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Константиновна Громова и заведующая библиотекой гимназии № 5 г. Сергиева Посада Людмила Федоровна Сухова, предложили участникам вопросы для обсуждения, вызвавшие споры и кипение страстей. Вот какие это были вопросы:

1. Согласны ли вы с термином «библиотечная педагогика»? Если нет, то почему?

2. Три взгляда на роль и место библиотеки в школе. Как, по-вашему, ее видят:

– сами школьные библиотекари,

– работники детских и юношеских библиотек,

– директора школ.

3. Отличается ли, на ваш взгляд, библиотечная педагогика школьной библиотеки от библиотечной педагогики детской и юношеской библиотеки? А информационное обслуживание?

4. Ваш личный опыт библиотечной педагогики (пожалуйста, 3–4 минуты!).

В дни работы конференции состоялась презентация книги «Семь шагов к новой библиотеке: Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации», выпущенной Издательским домом «Первое сентября». Это детище родилось в недрах нашей редакции. Читая ваши письма, мы поняли, насколько необходимы школьным библиотекарям материалы о перспективах развития школьных библиотек в условиях модернизации образования. Возникла идея собрать самые сильные статьи по этой проблематике и подготовить отдельное издание. И скажем без ложной скромности: сборник получился хороший. На его страницах помещены руководящие документы – манифесты и руководства ИФЛА/ ЮНЕСКО для школьных библиотек, практические рекомендации и идеи по созданию информационного пространства школы, обобщение опыта библиотек российских и зарубежных школ. Работая над книгой, мы адресовали ее материалы директорам школ, методистам, школьным библиотекарям. Но круг людей, заинтересованных в подобного рода информации, оказался шире, чем мы предполагали. На конференции сборник покупали и специалисты национальных, республиканских библиотек, и сотрудники образовательных учреждений всех рангов: от школы до вуза.

Можно сколько угодно говорить о книге, но лучше все же прочитать ее самому. По вопросам приобретения сборника обращайтесь по тел.: (095) 249-28-77.

Надо отметить, что в этом году разговор о школьных библиотеках велся не только на рабочих заседаниях секции. На пресс-конференции вопросы развития библиотек образовательных учреждений прокомментировали сразу несколько человек: Я.Л.Шрайберг, В.В.Сударенков, Ю.П.Богуцкий.

Министр культуры и искусств Украины Юрий Петрович Богуцкий рассказал журналистам о сотрудничестве двух министерств Украины – культуры и образования – и о проводимом ими совместном эксперименте. В селах Ровенской области с учетом местных условий акцент библиотечного обслуживания перемещается либо в сельскую библиотеку, либо в библиотеку сельской школы. По словам министра, идет активный поиск путей взаимодействия министерств в реализации программы компьютеризации школ.

Президент Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, президент Международного библиотечного и информационного аналитического центра Я.Л.Шрайберг говорил о возможных проектах, связанных с образованием, школами, информационным обслуживанием детей в рамках деятельности МБИАЦ – Международного библиотечного, информационного и аналитического центра.

Член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, председатель подкомитета по культуре Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по науке, культуре, образованию В.В.Сударенков коснулся проблем развития школьных библиотек не только на пресс-конференции, но и в докладе на пленарном заседании конференции.

Приведенные здесь мнения и факты позволяют сделать вывод: внимание к вопросам развития библиотек образовательных учреждений возрастает. И ничуть не греша против истины, можно сказать: на крымских конференциях успешно и естественно преодолевается существующая искусственная обособленность и изолированность школьных библиотек от «столбовой дороги цивилизации».

… Обычно осмысление всего услышанного в Крыму приходило позже, уже дома, так сказать «в тиши кабинета». В этом году выводы напрашивались по ходу дела: все увиденное немедленно требовало какого-либо обобщения и действия. Сейчас, сегодня. Или даже вчера.

И потому хочется повторить слова Джеральда Брауна, сказанные им в дни работы форума: «Завтрашние результаты начинаются сегодня».

Нас ждут великие дела?.. H

Крым, Судак, июнь 2003 г.