Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастерство

Галина Калинина

Современная методика составления библиографической записи*

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ

1. Основные положения

1.1. Объектом аналитической библиографической записи является составная часть книги или сериального издания, для идентификации и поиска которой необходимы сведения о документе, в котором она помещена. К составным частям относятся:

самостоятельное произведение;

часть произведения, имеющая самостоятельное заглавие.

Сведения о частях произведения (главах, разделах, параграфах и т. п.), не имеющих самостоятельного заглавия, а также о фрагментах, не выделенных из текста, приводят в примечании к описанию в целом.

1.2. При составлении аналитической библиографической записи решение об использовании заголовка записи, как для составной части, так и для документа, в котором она помещена, принимает библиографирующее учреждение. Мы рекомендуем приводить заголовок только для составной части документа, а сведения о документе, в котором помещена составная часть, приводить без заголовка.

1.3. Аналитическая библиографическая запись включает:

а) сведения, идентифицирующие составную часть;

б) сведения о документе, в котором она помещена;

в) сведения о местоположении составной части в документе;

г) примечания, относящиеся и к составной части, и к документу в целом.

1.4. Источниками информации о составной части документа являются первая, последняя и другие страницы (листы, полосы и т. п.) составной части, если они содержат сведения о заглавии составной части, ее авторах, иных лицах и (или) организациях, принимавших участие в создании и публикации составной части документа; относящийся к составной части колонтитул; оглавление (содержание) документа, если оно содержит сведения о составной части; наклейки, вкладыши и др. материалы, сопровождающие аудиовизуальные и электронные документы.

Источником информации для описания документа, в котором помещена составная часть, является документ в целом, в первую очередь те его элементы, которые содержат выходные сведения.

1.5. Аналитическое библиографическое описание состоит из областей и элементов, приводимых по общим правилам в установленной последовательности (см. Перечень областей и элементов библиографического описания // Б-ка в шк. 2003. № 07. С. 4).

Перед сведениями о документе, в котором помещена составная часть, применяют соединительный элемент: знак «две косые черты» с пробелами до и после него.

Знак «две косые черты» можно не приводить, если сведения о документе, в котором помещена составная часть, выделяют шрифтом или приводят с новой строки.

Схема аналитического библиографического описания:

Сведения о составной части документа // Сведения о документе, в котором помещена составная часть. – Примечания.

1.6. В аналитическом библиографическом описании допускается точку и тире между областями библиографического описания заменять точкой.

 

Михеев В. И. Методическая роль иллюстративного материала и его объем в учебном тексте при изучении геометрии / В. И. Михеев, В. О. Ваганян // Проблемы теории и методики обучения. – 2003. – № 7. – С. 65–67. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 67.

или

Михеев В. И. Методическая роль иллюстративного материала и его объем в учебном тексте при изучении геометрии / В. И. Михеев, В. О. Ваганян // Проблемы теории и методики обучения. 2003. № 7. С. 65–67. Рез. англ. Библиогр.: с. 67.

 

2. Сведения о составной части документа

2.1. Сведения о составной части документа приводят в соответствии с общими правилами составления библиографической записи с учетом особенностей, рассмотренных в данном разделе.

2.2. Перечень областей и элементов, приводимых в сведениях о составной части документа.

Заголовок

Область заглавия и сведений об ответственности

Основное заглавие

=    Параллельное заглавие

:   Сведения, относящиеся к заглавию

/   Сведения об ответственности

Область издания

Сведения об издании

,   Дополнительные сведения об издании

 

2.3. Первым элементом записи может быть заголовок или заглавие составной части. Заголовок аналитической записи приводят по общим правилам (см. Правила составления заголовка библиографической записи // Б-ка в шк. 2003. № 06. С. 6–7).

2.4. Основное заглавие составной части может быть простым или сложным и состоять из:

а) нескольких предложений.

 

Трудная задача? Начнем по порядку…

Лишь тридцать рублей поступало в казну: Петр I был бессилен в борьбе с лихоимством

 

б) общего заглавия составной части и зависимого заглавия одного из ее компонентов (частей), если составная часть содержит несколько компонентов. В этом случае вначале приводят общее заглавие составной части, а затем заглавие ее компонента.

 

Разыскания по истории русской литературы XIX века. 1. Адресат эпиграммы Е. А. Баратынского.

 

в) заглавий нескольких произведений, которые включает составная часть, не имеющая общего основного заглавия. В этом случае последовательно приводят заглавия отдельных произведений, разделяя их точкой с запятой – если у произведений один автор, или точкой – если авторы произведений разные или автор отсутствует.

 

Леднев В. Ветераны; Гоголь; «Не возноси меня, гордыня…» : [Стихи] / Валентин Леднев // Наш современник. – 2003. – № 2. – С. 156.

Запорожец Н. И. «Францию спасет Дева» / Н. И. Запорожец. Объединение Франции / М. С. Бабичева // Рассказы по истории средних веков : 6 кл. : Кн. для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996. – С. 246–269.

 

2.4.1. Сокращение слов и словосочетаний в основном заглавии составной части не применяют.

2.4.2. При разночтениях в заглавии составной части, помещенном в разных источниках информации, предпочтение отдается заглавию, указанному на первой странице составной части. Разночтения в заглавии оговаривают в примечаниях.

2.4.3. Неинформативное или незаконченное заглавие составной части может быть дополнено. Слова, дополняющие заглавие, приводят в квадратных скобках.

 

Гаврилов М. Г. VI Международная астрономическая олимпиада [школьников, Крым, 2001] / М. Г. Гаврилов // Физика в шк. – 2003. – № 2. – С. 57–60. – Продолж. следует.

 

2.5. Параллельное заглавие составной части приводят по общим правилам (см. Правила приведения элементов библиографического описания // Б-ка в шк. 2003. № 07. С. 7).

 

История Франции = Histoire de la France

Tales and humorous stories about animals = Сказки о животных

 

Рисунок Галины Соловьевой

 

2.6. В сведениях, относящихся к заглавию составной части, кроме данных, раскрывающих и уточняющих основное заглавие, рекомендуется указывать жанр произведения или вид публикации (например: «Дискуссия», «Сообщение», «Статьи» и т. п.). Если эти сведения отсутствуют в источнике информации, они формулируются библиографом и приводятся в квадратных скобках.

 

 

Алексеева В. И. Учебно-методический комплект «Путешествие в родную историю» : О курсе истории для нач. шк. / В. И. Алексеева, И. Ж. Сарбасова, Л. К. Дмитриенко // Нач. шк. – 2003. – № 2. – С. 105–107.

О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений : Федер. закон [от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ] // Рос. газ. – 2003. – 12–19 июля. – С. 6.

Каминская И. И пятерок больше, и двоек… : [О результатах проведения единого гос. экзамена] / Ирина Каминская // Учит. газ.. – 2003. – 8 июля (№ 28). – С. 10.

Зубарь С. В. Моя помощница – игра : [Дидакт. материал к урокам обучения грамоте] / С. В. Зубарь // Нач. шк.: до и после. – 2003.– № 2. – С. 72–74.

Барышникова Н. «В этом зябком, полупустом…», «В мирозданьи искать червоточину…» : [Стихи] / Наталья Барышникова // Наш современник. – 2003. – № 2. – С. 160–161.

Фундаментальные исследования и высшее образование : Совмест. рос.-амер. прогр. : [Ред. ст.] / Поиск. – 2003. – 11 июля (№ 28). – С. 2.

Филиппов В. М. В США можно закончить школу не изучая химии : [Беседа с министром образования Рос. Федерации Владимиром Михайловичем Филипповым] / Записала Н. Иванова-Гладильщикова // Известия. – 2003. – 12 июля. – С. 5.

Продолжение читайте, пожалуйста,
в следующих номерах

___________

*  Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 6–2003, № 7–2003,  № 9–2003, № 10–2003, № 11–2003, № 12–2003