Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (07) · Вкладка в «БШ» № 18 (102) · 16–30 сентября 2003 года
Нелишнее знание

Анна Полканова

Понимание человека человеком:
психологические барьеры

Дайджест некоторых разделов необходимых книг

Леонов Н.И. Психология делового общения : Учебное пособие. Вып. 1. – Ижевск : Удмуртский университет, 2002. – 210 с.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать.

К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер «возраста» – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.

Азарова В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря : Монография. – Самара : СГАКИ, 1998. – 146 с.

Библиотекарю необходимо владеть энергетикой своего поведения и уметь прочитывать сигналы, которые излучает энергетика читателя. Такие сигналы идут по двум каналам: вербальному (словесному) и невербальному (бессловесному). Исследователи установили, что по невербальным каналам передается 60–70% информации о человеке, а остальные 30–40 % обеспечивает осмысленная речь.

Физиономией тела человека О.Бальзак называл походку и осанку. Специалисты считают, что по осанке и походке можно распознать:

– уверенного в себе человека: ходит быстро, с поднятой, но не запрокинутой вверх головой, спину держит прямо, без напряжения; длина его шага соответствует росту, движения рук при ходьбе умеренной интенсивности;

– находящегося в угнетенном состоянии, неуверенного в конкретной ситуации: имеет скованную походку, плечи приподняты, голова несколько опущена, смотрит под ноги, руки часто прячет в карман;

– озабоченного, размышляющего: углублен в себя, ходит в позе мыслителя, голова опущена, руки сплетены за спиной;

– демонстрирующего свое превосходство (над партнерами): ходит высоко подняв или даже запрокинув голову, движения рук подчеркнуто энергичные, грудная клетка часто выпячена вперед (за счет интенсивных вдохов и выдохов); при ходьбе наблюдается резонансное раскачивание частей тела; осанка бывает чрезмерно «натянутой», «жесткой», характерна стойка на широко расставленных ногах или с упором рук в бедра;

– «закрытого» для общения человека: при ходьбе не размахивает руками, часто держит их в карманах, движения мелкие, часто замедленные, бывает характерна так называемая изменчивая стойка (частая смена опорной ноги и позиции ступней) или «закрытая» стойка со скрещенными руками и ногами.

Потребность в оценке, желание понравиться окружающим выражается в широких шагах, при этом носки ног заметно развернуты наружу, при ходьбе явно проявляется резонанс движения бедер и плеч; у мужчин в этих случаях часто наблюдается тяжелая и «горделивая» походка.

Продолжение следует