Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2003

Издательский дом

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 18 (30) · Вкладка в «БШ» № 18 (102) · 16–30 сентября 2003 года

Час тихого чтения

Я ИДУ НА УРОК. МАТЕМАТИКА. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5–11 классы.

Книга для учителя. Общая редакция И.Л.Соловейчик.

Серия
«Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2003

Сборник, составленный большим авторским коллективом, предназначен для внеурочной деятельности со всеми школьниками, интересующимися математикой. Темы и стиль внеурочных занятий, проводимых учителями математики, существенно различаются в зависимости от возраста и уровня математической подготовленности школьников, а также от вкусов и пристрастий преподавателей. Авторы сборника постарались в полной мере учесть это обстоятельство.

Каждому разделу книги предпослана «Пояснительная записка», в которой приводятся правила проведения математических игр, интеллектуальных марафонов, турниров, обосновывается примерное время, необходимое для выполнения заданий, рассказывается о различных методах оценки результатов.

Для учителей, работающих преимущественно с 5–6-ми классами, наиболее актуальным может быть материал, описывающий проведение турнира Архимеда. Для работы с школьниками, начиная с 7-го класса, могут оказаться полезными материалы школьных математических регат, боев и летнего математического лагеря.

Турниры Архимеда – это лично-командные олимпиады школьников 5-х классов и только командные – школьников 6-х классов, а Математические регаты – только командные соревнования в 4–5 туров, каждый из которых представляет собой коллективное письменное решение трех задач.

Школьный интеллектуальный марафон – это личные соревнования школьников, выполняющих задания по сквозным темам школьного курса соответствующего класса (с 5-го по 11-й). В каждом варианте марафона по пять заданий, выстроенных с постепенно повышающимся уровнем трудности. Задания разнообразны по форме: тесты, вопросы, требующие односложных ответов, задачи, требующие подробного обоснования, вопросы с многовариантными ответами. Практически в каждом варианте есть и «утешительные», то есть решаемые всеми учениками задания, и задания, с которыми в итоге справляются немногие.

Математические бои организованы по схеме КВН. Это соревнование двух команд – с конкурсом капитанов, несколькими раундами, оппонированием и активным участием в соревновании жюри.

Летняя математическая школа – это командная соревновательная форма проведения ежедневных тематических занятий с лекциями, семинарами, домашними заданиями. Цель такой школы – углубленное изучение некоторых тем, решение более сложных задач. Темы занятий в летней математической школе: задачи на раскраску, касательные, Принцип Дирихле и принцип «крайнего», соответствия и графы, математические игры, задачи на построение, инварианты, процессы и операции.

Математическое ориентирование – это веселое командное соревнование, сочетающее в себе решение несложных математических задач и элементы спортивного ориентирования.

Почти половину книги занимают ответы, решения и рекомендации к проверке. Разнообразие материала позволяет работать с детьми, у которых разная математическая подготовка.

Эта книга полезна и интересна не только для учителей математики, но и для учащихся, их родителей, а также для всех, кто причастен к развивающей математической деятельности.

ТАРАКАНОВА О.В. РЕШЕНИЯ,
ОТВЕТЫ,
ПОДСКАЗКИ.

К учебнику
Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон «МАТЕМАТИКА.
5 КЛАСС».

Книга для учителя. Общая редакция И.Л.Соловейчик.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2003

Курс математики начальной и средней школы за последние годы сильно изменился: в него включен новый теоретический материал – элементы логики, теории множеств, комбинаторики и др., появились разные типы нестандартных задач. Особенно ярко это проявляется в серии учебников математики Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон.

При работе с учебником Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон «Математика. 5 класс» учителям, с одной стороны, часто приходится вспоминать некоторые разделы математики, которые они изучали в институте, а с другой – знакомиться с методами решения задач, которые их ученики освоили по учебникам Л.Г.Петерсон еще в начальной школе. Настоящий практикум написан именно для того, чтобы помочь учителю математики.

Практикум состоит из нескольких разделов. В первом разделе приведены тексты некоторых наиболее трудных и интересных задач из учебника «Математика. 5 класс» Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон. Здесь помещены числовые головоломки и текстовые задачи, логические, алгоритмические и юмористические задания. Особо следует отметить раздел «Исследовательские задачи», в котором задание формулируется с помощью слов «попробуй доказать», «сделай вывод», «понаблюдай», «составь формулу».

В следующей части – «Советы и подсказки» – приводятся рекомендации по решению наиболее трудных задач учебника Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон, а в разделах «Решения задач» и «Ответы» – последовательность рассуждений при решении задач и ответы на них.

В конце книги помещены справочные материалы из курса начальной школы: формулы, таблицы для перевода единиц измерений, латинский алфавит, таблицы квадратов и кубов однозначных чисел и квадратов двузначных чисел, таблица простых чисел.

Я ИДУ НА УРОК.

ХИМИЯ.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

5–11 классы.

Книга
для учителя. Общая редакция О.Г.Блохиной.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2003

В предлагаемом пособии для учителя приведены сценарии уроков химии в 5–11-х классах средней школы. Каждый сценарий урока имеет особенную направленность – это урок усвоения новых знаний, урок-игра, урок-лекция, урок-аукцион, урок – ролевая игра. В конце многих сценариев помещены задачи повышенной сложности для школьников, интересующихся предметом, или для классов с углубленным изучением химии. Практически во всех сценариях помещены важные и малоизвестные исторические сведения, экскурсы в другие века и страны, занимательные вопросы по истории науки – химии.

Отдельные сценарии уроков посвящены темам «Неметаллы, металлы и их неорганические соединения» – водороду, кислороду, углероду и хрому и их соединениям.

Важнейшим классам органических соединений (соляной кислоте, хлоридам, серной кислоте) посвящены сценарии уроков в 8-м классе. В этом же разделе помещен сценарий урока-игры «Путешествие в Страну комплексных соединений» с остановками на станциях «Информационная», «Экспериментальная», «Практическая», «Историческая», с таблицами, помогающими понять, как построены названия комплексных соединений, с очень интересными историческими сведениями.

О воде – редчайшем по свойствам, удивительном и загадочном веществе, идет речь в сценарии информационного урока в 5-м классе и уроке-обобщении в 8-м классе. От химических свойств до проблем охраны воды – все вместилось в сценарии этих уроков.

Периодическому закону и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева посвящены сценарии урока-обобщения с играми, шарадами и загадками (в 8 классе) и совершенно необычного урока – пресс-конференции (в 11-м классе). На пресс-конференции «выступают» ученые многих стран, занимавшиеся в далекие времена классификацией химических элементов (Й.Я.Берцелиус, Л.Ю.Мейер, Н.А.Меншуткин и др.), а также редакторы и корреспонденты всемирно известных академических журналов тех времен.

Большой раздел в книге отводится теме «Роль химии в жизни». В нем помещены сценарии: урока в 7-м классе «Посвящение в юные химики», интегрированного урока химии и истории культуры «Известняк в архитектуре Древней Руси», урока-соревнования «Посвящается Великой Отечественной войне», урок – интеллектуальная игра «Галерея русских химиков» в 11-м классе. Замечательные уроки, сочетающие в себе и строгую науку, и сведения о характерах и судьбах ее творцов, описания исторических событий и размышления о проблемах современности.

В этом же разделе помещен сценарий урока в 10–11-м классах с углубленным изучением экологии – «Кислотные дожди». На этом уроке изложение теоретического материала, вывод формул, построение таблиц сопровождается рассказами об искусстве и архитектуре Древнего мира, о экономических и социальных процессах в современном мире.

В конце сценариев многих уроков помещены Опорные конспекты, которые помогают учителю строго и последовательно излагать материал урока, а ученикам – обобщить полученные на уроке знания.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Иштрикова Н. Нерешенные задачи образования. Ответы на них должно дать правительство.
№ 54–2003, с. 1.

Разговор с председателем профильного Комитета по образованию и науке А.Шишловым по вопросам перспектив развития образовательного законодательства в следующем, 2003/04 году.

Адамский А. Школа чрезвычайной ситуации. № 55–2003, с. 1.

Похоже, правительство нашло быстрый и дешевый способ сократить расходы на образование.

Жидкова А., Карташова Е. «За» и «против» школьной формы, или Еще раз о проблеме, крепко шитой белыми нитками. № 58–2003, с. 2.

Принятый в 1992 году Закон «Об образовании» отменил единую школьную форму, разрешив школьным советам решать этот вопрос самостоятельно. Однако сегодня общественное мнение все больше склоняется к необходимости ее введения.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Растимешин Д. Школа как подсадная утка. № 58–2003, с. 1.

Почему образовательная отрасль является сегодня одним из крупнейших коррупционных рынков страны.

Печатникова Л. В тумане рейтингов. № 59–2003, с. 2.

Почему «известная» школа далеко не всегда «хорошая».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Громовой В. Страна восходящих реформ. № 56–2003, с. 2.

Несекретные материалы про «секрет японской школы».

ЕГЭ–2003

Кириллова С. По следам единого экзамена. № 55–2003, с. 2.

ЕГЭ 2003 года стал самым обширным за всю историю нового эксперимента в России. В нем участвовали 650 тысяч выпускников российских школ. Теперь организаторы ЕГЭ извлекают уроки.

Дашковская О. Москва в ЕГЭ не верит, но в эксперименте участвовать будет. № 57–2003, с. 1.

Московский департамент образования принял решение о том, что в следующем году пять из десяти учебных округов столицы примут участие в эксперименте по ЕГЭ.

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Рыбина Л. Приемка, или История о том, как человеческие слабости побеждают строгие инструкции. Пьеса в трех действиях. № 57–2003, с. 2.

Примерный сценарий ежегодной приемки школы.

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

Корсунова О. Коктейль «Профильная школа»: 50% федерального компонента, 25% – регионального, 25% профильности... № 59–2003, с. 3.

Каким видят положение специалисты из группы разработчиков эксперимента по профильному обучению, и какие вопросы задают педагоги и управленцы на местах.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Кашина Н. Поколение свободных бабушек. № 54–2003, с. 4.

У нас выросло новое поколение бабушек, которые никому ничем не обязаны.

Тандит С. Что думает ребенок о себе самом? № 56–2003, с. 4.

Многие взрослые, к сожалению, редко задаются этим вопросом. А ведь от ответа на него зависит, как будут складываться отношения маленького человека с другими людьми и окружающим миром.

Юдина А., Кирнас Е. Домашний террор. № 57–2003, с. 7.

Оценивая его, представители разных поколений оказались удручающе единодушны.

Кашина Н. Крашеные макароны на персональной выставке. № 58–2003, с. 8.

Что получается, когда честолюбие родителей обгоняет возможности детей.

Тандит С. Начнем новый год без ошибок? № 60–2003, с. 4.

Дети – самые лояльные учителя. Они точно знают, где их родители допускают промах, но всегда завышают оценки. Правда, причины для этого в каждом возрасте у них свои.

НАШИ ДЕТИ

Асиньяров Г. Делая подарки, смотрите далеко. № 55–2003, с. 7.

Для того чтобы принять реальное участие в жизни детей-сирот, нужны не столько деньги, сколько ответственное отношение к попечительству.

Витковский А. Варианты выбора–2004. № 57–2003, с. 3.

Как складываются у сегодняшних подростков представления о будущей специальности и карьере? И может ли повлиять на эти представления школа?

Орлова Е. Что мешает им быть счастливыми? № 57–2003, с. 3.

Штрихи к портрету поколения нынешних выпускников.

Климов И. Поколение next: две стороны свободы. № 60–2003, с. 3.

Мировоззрение подростков формируется не только благодаря принятию ценностей «взрослого» мира, но и за счет протеста против этих ценностей.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Школа для учителя. № 28. № 54–2003, с. 1–4.

Документы. № 96. № 56–2003, с. 1–8.

Учебники. № 66. № 58–2003, с. 3–6.

Школа для учителя. № 29. № 60–2003, с. 1–4.

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА

Путеводитель по каникулам. № 53–2003.

Продолжение. Начало см. № 49–52–2003.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Я леплю из пластилина. № 27–28–2003, с. 1–64.

Предлагаемая программа по лепке из пластилина рассчитана минимум на один год (30–35 часов) и соответствует одному уроку труда (1 час) в неделю.

Землянская Е. Экономика для младших школьников. № 29–2003, с. 7–10.

Содержание программы курса, поурочное планирование занятий по экономике в 1-м классе. Примеры некоторых уроков.

Смирнова Н. и др. Наша школьная страна. № 30–2003, с. 5–12.

Материалы по организации первого урока, которыми поделились педагоги из разных городов России. Они помогут сделать начало нового учебного года праздником.

Саломатина Л. У природы нет плохой погоды. № 31–2003, с. 5–12.

Интегрированный факультативный курс по развитию речи «Комплексный анализ текста» – это вариант методического обеспечения взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению в 4-м классе по традиционной системе.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ершова Т. Как звучит имя. № 29–2003, с. 2.

Урок по теме «История происхождения имен, отчеств, фамилий».

Спасибухова М. Я и мое имя. № 29–2003, с. 3.

Какие бывают имена? Урок истории.

Гелевей С. и др. Не привыкайте к чудесам. № 29–2003, с. 5.

Интегрированное занятие по экологии.

Грицай О. Предложение? Предложение. Предложение! № 30–2003, с. 2–3.

Урок во 2-м классе.

Шахова Г. Какие бывают линии. № 30–2003, с. 4.

Конспект урока для 1-го класса.

Пильщикова Е. «Откуда пошла русская земля...» № 31–2003, с. 2.

Урок литературного чтения для 4-го класса.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Яковлева С. Зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки. № 29–2003, с. 11–12.

Ряд заданий для учащихся 2-го класса, которые вошли в Рабочую тетрадь к учебнику Н.В.Нечаевой «Русский язык».

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Войтенко Л. Говорящий портфель. № 31–2003, с. 3.

Классный час для 1-го класса.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Панина Г. «Быть отличником хочу! Пусть меня научат!» № 29–2003, с. 13.

Автор делится практическими знаниями о том, что может быть важнейшими слагаемыми успеха в развитии ребенка, готовящегося или уже учащегося в школе, особенно если он испытывает трудности в обучении.

МАСТЕРСКИЕ

Опарина Н. По мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина. № 24–2003, с. 4–6.

Сценарий театрализованного представления.

Сафронова Т. Декоративная подушечка. № 29–2003, с. 16.

Урок труда в 4-м классе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова О. Леворукие дети и математика. № 22–2003, с. 14; № 24–2003, с. 12.

Автор предлагает совершить небольшой экскурс в область нейропсихологии, а затем поговорить о том, как этим детям можно помочь при изучении математики.

Продолжение. Начало см. № 21–2003

Савенков А. Программа «Одаренный ребенок в массовой школе». № 29–2003, с. 15; № 30–2003, с. 14.

Автор рассказывает о том, как обучать и воспитывать одаренного ребенка, не вырывая его из естественной микросреды «нормальных» сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации как возможностей одаренного ребенка, так и его «нормальных» одноклассников.

РАБОЧИЙ СТОЛ

Педагоги МДОУ № 5 «Березка» п. Нижний Одес Сосногорского р-на Республики Коми.
В Цветочном королевстве. № 11–2003, с. 4–5.

Игровое занятие для детей от пяти лет.

Буллер Л., Пряничникова Е. А у наших у ворот Чудо-дерево растет! № 14–2003, с. 4.

Занятие по развитию речи для детей от пяти лет.

Самодельная книга для малышей: сыграем в игру «Хорошо — плохо». № 14–2003, с. 4–5.

Что хорошего и что плохого в самодельной книге.

Линченко Н., Ковалева Г. Палочки приказ! — и вмиг Замок сказочный возник! № 14–2003, с. 20.

Конструирование с элементами развития речи (по мотивам сказок Шарля Перро) для детей от пяти лет.

Линченко Н., Ковалева Г. Покатайте, дети, нас в сказочной карете! № 14–2003, с. 21.

Конструирование с элементами развития речи (по мотивам сказок Шарля Перро) для детей от пяти лет.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Линченко Н., Ковалева Г. В мире сказок Шарля Перро. № 14–2003, с. 22–23.

Музыкально-театрализованное представление.

МАСТЕРСКАЯ

Педагоги прогимназии № 226 г. Ижевск. Прекрасное – в каждой травинке. № 11–2003, с. 19.

Составление композиций из сухоцветов. Занятие для детей от пяти лет.

Румянцева И. Садик для Дюймовочки. № 11–2003, с. 23.

Занятие для детей от трех лет.

Педагоги д/с № 152 г. Мурманска. Да здравствуют Шуршунчики! № 11–2003, с. 24.

Экологическая акция «Полиэтиленовый пакет».

Александровская М. Студия «Детсадфильм» представляет! № 13–2003, с. 20–21.

Самый лучший способ «отработать» впечатления, полученные в результате просмотра анимационных фильмов, — это поиграть в создание собственных «мультиков».

ИГРОТЕКА

Педагоги д/с «Жар-птица», г. Новокуйбышевск Самарской обл. В стране Восходящего солнца. № 11–2003, с. 20.

Игровое занятие для детей от пяти лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Тушевская И. Не куст, а с листочками, или О том, всегда ли книги приносят пользу. № 14–2003, с. 6.

Рассказ о том, почему книга может оказаться вредной для здоровья ребенка.

ВКЛАДКА

Барабанщикова Е. и др. Путешествие капельки. № 11–2003, с. 9–16.

Занятие для ребят подготовительной группы посвящено круговороту воды в природе и проводится педагогом-экологом, музыкальным руководителем и педагогом художественного ручного труда.

Левин В.А. Воспитание творчества. № 12–2003, с. 5–20; № 13–2003, с. 9–16.

Что мы называем творчеством, в чем зрелое художественное творчество сходно и в чем различно с детским, каковы психологические закономерности развития творчества ребенка и как руководить детским литературным творчеством.

Новоселова С. Родителям о детских играх и игрушках. № 14–2003, с. 7–10, 15–18.

Советы психолога.

Каминский Л. Поиграем в слова. № 14–2003, с. 11–14.

В какие игры папа с Петей играют и какие истории происходили с Петей, вы узнаете, когда прочтете эту книжку.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Баклан Н., Глуздова О. Школа безопасности. № 27–28–2003, с. 8, 17.

Практические занятия для подростков и юношей.

Ивашова А. Сотрудничество. № 27–28–2003, с. 9–16.

Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников.

Заломнова Н. «Организация примет на работу…». № 27–28–2003, с. 18.

Психологический практикум для старшеклассников.

Головнева О. Безобидный тренинг. № 29–2003, с. 2–3.

Программа для старшеклассников.

Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. № 29–2003, с. 5–12.

Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену.

Златогорская О. На тропе доверия. № 30–2003, с. 2–3; № 31–2003, с. 3.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков.

Мостовая Л. Женские хитрости. № 30–2003, с. 5–12.

Программа формирования фемининного стиля поведения у старшеклассниц.

Семерникова Н. А если это любовь? № 31–2003, с. 5–12.

Тренинг для девочек-подростков.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Андрияхина Н. «Должен быть лучший путь». № 27–28–2003, с. 20–21.

Семинар-тренинг.

Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? № 30–2003, с. 13.

Занятие для учителей.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Мостовая Л. Поглаживания отрицательные и положительные. № 27–28–2003, с. 22.

Занятие в школе для родителей.

Габидуллина Р. Отцы глазами детей. № 31–2003, с. 13.

Выступление психолога на родительском собрании.

НАШИ ДЕТИ

Калистратова И. Девиз простора. № 27–28–2003, с. 5.

Не будем для наших детей такими «правильными» занудами, а расскажем им о настоящей жизни, веселой и трудной, где необходимо самому нести ответственность за себя, искать опору в себе, а не в других — взрослых или сверстниках, и просто не бояться быть самим собой. И будем жить такой жизнью вместе со своими детьми.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. Школа неудачников. № 29–2003, с. 4.

Скрытые издержки самосовершенствования.

Степанов С. В здоровой школе — здоровый дух. № 27–28–2003, с. 4.

Школа, которая едва ли не последняя старается противостоять всеобщему моральному разложению и умственному упадку и пытается вопреки всему детей учить, достойна не упрека, а восхищения.

ГИЛЬДИЯ

Михалицина С., Липеева Ю. Картина изменений. № 27–28–2003, с. 7.

Психолого-педагогическая карта учащегося в системе учебно-воспитательной работы педагога.

ИГРОТЕКА

Лепешова Е. Торг. № 27–28–2003, с. 24.

Психологическая игра.

Окончание. Начало см. № 25–26–2003.

Ожгибесова А., Тельнова Л. В поисках святого Грааля. № 29–2003, с. 16; № 30–2003, с.16;
№ 31–2003, с. 16.

Психологическая игра на формирование и отработку навыков коллективного взаимодействия.

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Опарина Н. По мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина. Сценарий театрализованного представления. «Начальная школа», № 24–2003, с. 4–6.

В спектакле заняты все ученики класса так, чтобы способности каждого ребенка раскрылись.

Бурова С. Необычные природные явления. Внеклассное мероприятие. 6–7-й классы. Базовый курс [Физика]. «Физика», № 30–2003, с. 12–15.

Сценарий игры. Действующие лица. Летописец, Историк, Очевидец событий, Теоретик, Практик и Писатель.

Тихомиров С. История физики и техники в топонимике С.-Петербурга. «Физика», № 29–2003,
с. 29–31.

Сценарий конкурса. Можно провести не только игру, но и разработать целый проект для всей школы; показать взаимосвязь знаний и учебных предметов (физики, географии, литературы, краеведения, истории).

Васильева Т. «Вращающийся обруч». Конкурсная программа для девочек. «Спорт в школе»,
№ 12–2003, с. 23.

Положение о конкурсе «Вращающийся обруч»; программа конкурса; веселые туристические старты.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Битянова М. Теремок «Начальная школа», № 25–26–2003, с. 4.

Игра для знакомства нового классного руководителя с выпускным 4-м классом.

Андрияхина М. Как помочь пятикласснику? Занятие для учителей. «Школьный психолог»,
№ 30–2003, с. 13.

Семинар-тренинг «Как помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в среднем звене?»

Борисова В. Если развод неизбежен… «Здоровье детей», № 13–2003, с. 17.

Нужно ли говорить детям о разводе? И как? Советы психолога.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Габидуллина Р. Отцы глазами детей. Выступление психолога на родительском собрании. «Школьный психолог», № 31–2003, с. 13.

Хоменко И. Как надо «заниматься с ребенком»? …И если вы с ним совсем не занимаетесь, значит ли это, что вы – плохие родители? «Первое сентября», № 54–2003, с. 4.

Беклемишева Л. Кто отвечает за причинение вреда ребенку: «Здоровье детей», № 11–2003, с. 21.

Консультация юриста.

Брагинский В. Маленькие Диогены. «Здоровье детей», № 11–2003, с. 14–15.

Трудности особо замкнутых детей в контактах со сверстниками объясняются не отношением коллектива, а особенностями характера «затворника».

Брагинский В. Поворот к реальности. «Здоровье детей», № 12–2003, с. 8–9.

Воспитание и обучение патологически замкнутых детей.

Растимешин Д. Договор между школой и родителями обучающихся. «Управление школой»,
№ 29–2003, с. 2–3.

ПОДРОСТОК

Семерникова Н. А если это любовь? Тренинг для девочек-подростков. «Школьный психолог», № 31–2003, с. 5–12.

Тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с девочками 13–15 лет.

Головнева О. Безобидный тренинг. Программа для старшеклассников. «Школьный психолог», № 29–2003, с. 2–3.

Обиды разрушают добрые отношения, любовь и дружбу... Как с этим справиться? Программа тренинга для старшеклассников легко адаптируется для работы с педагогами, родителями и т.д.

Мостовая Л. Женские хитрости. Программа формирования фемининного стиля поведения у старшеклассников. «Школьный психолог», № 30–2003, с. 5–12.

Открытый диалог. Начнем его прямо сейчас [Заголовок тематической полосы. Подборка материалов о мотивах подростковых бунтов]. «Первое сентября», № 47–2003, с. 7.

Матвеева М. В погоне за эрзац-счастьем. «Здоровье детей», № 15–2003, с. 12–13.

Все мы уверены, что нас-то это беда – наркотики – минует. Но реальность говорит о другом...

ПРОБЛЕМА

Тандит С. Детское воровство: от 3 до 16. Мы спешим вынести приговор, даже не понимая причин случившегося. «Первое сентября», № 48–2003, с. 4.

Кнабе Г. Что-то кончилось. «Искусство», № 11–2003, с. 2–3

Подумаем вместе о проблеме интеллигенции в современном мире. Серьезный разговор.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Аромштам М. Экономика Ефима Когана, или О том, кому и за что платить в образовании.
№ 27–28–2003, с. 4.

Разговор с председателем Департамента науки и образования администрации Самарской области Е.Коганом о сути эксперимента по так называемому «долевому финансированию» образования и его экономической подоплеке.

Оплата труда временных работников. № 27–28–2003, с. 6.

Как оформить трудовые отношения с временными работниками? Можно ли им выплачивать выходное пособие, пособие по временной нетрудоспособности? Имеет ли право временный работник на оплачиваемый отпуск?

Финансирование общеобразовательных учреждений. № 27–28–2003, с. 9.

Проект Федерального закона. Публикуется в сокращении.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Растимешин Д. Договор между школой и родителями обучающихся. № 29–2003, с. 2–3.

Договор позволит оптимизировать отношения в образовании, а также создать условия для защиты прав всех участников образовательного процесса.

Организационно-правовые формы попечительских советов. № 29–2003, с. 10–14.

Два образца Уставов, рекомендованных для применения органом управления образованием одного из субъектов РФ.

САЙТЫ СЕТИ «ЭВРИКА»

Описание сайтов школ и детских садов, вузов и управлений образования, которые реализуют инновационные проекты в сети «Эврика».

«Оживляем» школьную среду. № 30–2003, с. 2.

Доброта длиною в девять лет. № 30–2003, с. 3.

Усть-Илимский «кристалл». № 30–2003, с. 4.

Красноярские курсанты. № 30–2003, с. 5.

Дружите с носителями инноваций... № 30–2003, с. 6.

Поколение Waльдорф. № 30–2003, с. 7.

Малыши-экстерны. № 30–2003, с. 8.

Саморазвитие человека. № 30–2003, с. 11.

Интернет-копилка для учителя. № 30–2003, с. 15.

СПЕЦВЫПУСК № 31–2003, с. 2–15.

Публикация работ влиятельного политика и признанного учителя – Олега Смолина, написанных специально для газеты «Управление школой» в прошлом учебном году.

Состояние и перспективы текущего года. Низкая зарплата незаконна и неестественна. Бастующая интеллигенция: норма или аномалия? Отраслевая система оплаты труда. Школа не получила послания президента. А у них все растет. Почему интеллигенция остается нищей. «Хвост» и «грива» образования. Левый блок: образование – для всех. Восстановим ли досрочные пенсии? Наказание за образование. Зарплата учителя: нерадостные вести. Попытка – не пытка! «Комиссия по пессимизации». Южная Корея: тигр образования. Болонский процесс: «за» и «против». «Я русский бы выучил...». Патриотизм – последнее прибежище? Традиционное новаторство. Компьютер учителя не заменит. Дети-инвалиды вновь не угодили ГПУ. Образование: женское лицо. Культура – православная, на образование – светское. Единый, но не единственный. Поборы. Будет ли учебник доступен каждому?

LANGUAGE SKILLS

Listening. № 27–28–2003, p. 3.

Speaking. № 27–28–2003, p. 5.

Reading. № 29–2003, p. 3.

Writing. № 30–2003, p. 3

Listening. № 31–2003, p. 5.

ASPECTS OF LANGUAGE

Spelling & Pronunciation. № 27–28–2003, p. 4.

Style. № 27–28–2003, p. 6.

Grammar. № 29–2003, p. 4.

Vocabulary. № 30–2003, p. 4.

Spelling & Pronunciation. № 31–2003, p. 4.

CLASSROOM ACTIVITIES

Hopter N. Погода. Времена года. № 27–28–2003, p. 7.

Урок для 5–6-х классов.

Sharifzyanova S., Nizametdinova S. Crosses and Zeroes. № 27–28–2003, p. 7.

Entertaining Game.

Bouma E. One-of-a-kind Sentences. № 29–2003, p. 16.

Preparation.

SCHOOL TH