Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 08 (10) · Вкладка в «БШ» № 20 (104) · 16–31 октября 2003 года

13_1.jpg (1333 bytes)Из дальних странствий

Ольга Козлова

Хорош был каравай…

В Пскове на совместном заседании секций детских, юношеских и школьных библиотек Российской библиотечной ассоциации краснодарские коллеги пригласили нас в Анапу на сентябрьскую международную конференцию «Через библиотеки – к будущему». Все мы в первую очередь – люди, и голубое море, теплый песок и беззаботность сразу начинают прокручиваться в сознании. Действительность оказалась суровее и намного интересней. Было и море и песок – урывками, но беззаботности не досталось по причине густой информационной наполненности конференции. Интересного было так много, что не хватало ушей и глаз, чтобы все это вобрать в себя, а рук – чтобы зафиксировать хотя бы в сокращенном виде.

Оказывается, в Краснодарском крае:

– проживает 120 народностей;

– библиотечное обслуживание осуществляют 1024 библиотеки системы министерства культуры;

– по сравнению с советским временем на 41 библиотеку стало больше;

– 70% бюджета Кубани идет на социальные нужды;

– постоянно растет финансирование комплектования фондов: 2001 – 5 млн, 2002 – 9 млн, 2003 – 13 млн рублей.

Оказывается, организатор этой международной конференции «Через библиотеки – к будущему» Краснодарская юношеская библиотека, руководимая лауреатом премии «Золотой вклад в развитие Кубани» Людмилой Ивановной Филипповой:

– первой в Краснодарском крае (1991 год) приступила к внедрению новых информационных технологий, создала локальную вычислительную сеть с выделенным сервером. Первой внедрила штриховое кодирование.

– выступила инициатором двух программ «Информатизация отрасли культуры края» (1994–1996 и 1997–1999).

– закончила перевод всех традиционных каталогов в машиночитаемые формы, осуществила эксперимент по корпоративному вводу информации в электронные каталоги ЦБС края.

– первой подняла вопрос об участии юношеских библиотек в реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на региональном уровне.

– является автором проекта «Библиоакадемия “Кузница книгочеев”», направленного на привлечение к чтению не читающей и мало читающей молодежи.

– немалое место в работе уделяет патриотическому воспитанию. Один из проектов «Война в судьбе библиотекаря» (о библиотекарях – участниках великой отечественной войны) достоен внимания коллег из других регионов.

Оказывается, большой хлебный каравай, щедро украшенный зарумяненными колосьями и цветами, имеет чудный вкус пасхального кулича и просто тает во рту. Им нас встречали в крепком сельскохозяйственном предприятии Красноармейский им. А.И. Майстренко. А знаете, как непросто первый раз пить кумыс, даже если он разлит в привычные бутылки и имеет фирменную промышленную этикетку.

В хозяйстве выращивают породистых лошадей для продажи и поддержки их популяции в стране, кумыс – побочный продукт производства. Мутноватая бело-голубая жидкость имеет слегка ощущаемый специфический запах, но если закрыть глаза (нельзя же не попробовать) и заставить себя глотнуть, будете вознаграждены вкусом хорошо настоянного кваса из ржаного хлеба.

Оказывается, международная конференция «Через библиотеки – к будущему» проводится в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Цель программы – содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными. Само название – «Информация для всех» – ориентирует межународное сообщество на новые глобальные цели и вполне определенные действия: способствовать повышению информационной культуры, строить национальную информационную политику и инфраструктуру так, чтобы свести к минимуму опасный разрыв между информационно богатыми и бедными.

Цели программы «Информация для всех»:

– создание платформы для всеобщего доступа к информации;

– участие в создании элементов глобального информационного общества:

– анализ этических, правовых и иных социальных последствий развития информационных и коммуникационных технологий;

– создание основ для международного и регионального сотрудничества;

– развитие общих стратегий, методов и инструментария для построения правового и свободного информационного общества.

Оказывается, Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации предлагает участие в сети «КультураNet». Это общероссийская корпоративная сеть скоростной передачи информации пользователям посредством эфирного телеканала ОРТ. Применение в учреждениях самое различное:

– подписка библиотек и других заинтересованных организаций на электронные версии периодических изданий («Известия», «Комсомольская правда», «Российская газета» и др.) с оперативной доставкой в час издания;

– оперативные финансовые, экономические и политические новости;

– получение обновления официальной правовой базы ФАПСИ;

– организация доступа регионов к центральным информационным ресурсам;

– дистанционные образовательные программы и др.

Главный информационно-вычислительный центр подготовил новый продукт третьего поколения АС «Библиотека 3». Программа, как заверяют разработчики, построена с учетом последних достижений в области информационных технологий. Она универсальна и масштабируема, то есть ее можно использовать везде – от школьной библиотеки до национальной.

Отличительной особенностью продукта является использование ресурсов Интернета, возможность создания корпоративного каталога, использование штрихкодирования и пластиковых карт, простота настройки и эксплуатации.

Оказывается, в Москве создается корпоративная сеть публичных библиотек. Крупные библиотеки – ГПНТБ, БЕН, Библиотека иностранной литературы, отдельные вузовские библиотеки создают корпоративную сеть для научной интеллигенции и студенчества.

Оказывается, идеи национальной программы «Чтение», к сожалению, никак не реализованы и не будут реализованы. По-прежнему тиражи детских и юношеских изданий падают. Очевидно жанровое и тематическое сужение литературы для подрастающего поколения. Среди энциклопедий и справочников преобладают переводные издания, которые грешат искажением фактов и спорной трактовкой исторических фактов. Для привлечения внимания общественности к этой проблеме начал издаваться информационно-аналитический журнал «Панорама читающей России».

Оказывается, в России осталось всего 3 кафедры в университетах культуры по подготовке специалистов для работы с детьми. В МГУКИ создана кафедра повышения квалификации библиотекарей (на платной основе). Разработана программа преподавания. Ориентация – на перспективное развитие библиотек, связанное с компьютеризацией библиотечного дела.

Оказывается, ученые констатируют механистические отношения родителей к ребенку в семейной жизни и в образовательно-познавательном процессе. Превалируют клише поведения.

А настоящее воспитание – будить чувства. И это общее дело всех библиотекарей и педагогов. Опытным путем доказано, что хорошо подобранный текст помогает воспитывать чувства. Зачастую тексты – рассказы о чужой жизни – обучают сопереживанию, соучастию.

Оказывается, в Краснодарском крае успешно работает 9 отделов централизованного комплектования фондов школьных библиотек. Скоро будет уже 10. В крае уверены, что система межшкольных библиотечных объединений (с частичной централизацией процессов комплектования и обработки) существенно влияет на качество работы школьных библиотек.

На конференции работала секция «Роль библиотек в системе открытого образования России». Доклады краснодарских методистов Татьяны Ивановны Татарниковой и Галины Михайловны Кобозевой, непосредственно работающих со школьными библиотеками, поразили вдумчивым и многосторонним подходом к своему труду.

Каравай идей, новостей, информации оказался не только на редкость красивым, но и полезным.