Солнцеворот
Нина Колоскова
Праздник месяца
День защиты животных
Всемирный день животных проходит ежегодно
4 октября с 1926 года, когда европейцы отметили 700
лет со дня смерти одного из величайших
христианских святых – Франциска Ассизского
(1182–1226). Франциск Ассизский являлся основателем
францисканского ордена монахов
римско-католической церкви. Канонизирован в 1228
году. Франциск Ассизский одним из первых не
только в христианстве, но и в западной культурной
традиции стал подчеркивать духовное равноправие
с природой, проповедовал любовь и сострадание ко
всему живому, пытался заменить идею о
безграничности владычества человека на идею
равенства всех живых созданий. Святой видел всю
природу как отражение своего создателя и
именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими братьями
и сестрами. Легенды повествуют, что
Франциск обладал невероятной способностью
вступать в контакт с дикими зверями, которые не
только не причиняли ему вреда, но слушались
святого и защищали его. А он, в свою очередь,
призывал не причинять вреда животным, выступал в
их защиту. Франциск Ассизский верил, что природа
сама по себе имеет значение и не зависит от
ценности, придаваемой ей человеком. Таким
образом он предвосхитил идею экологической
этики о внутренней ценности дикой природы.
В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально
назвал святого Франциска Ассизского патроном
экологов.
Решение о праздновании Международного
дня животных было принято в 1931 году на
Международном конгрессе сторонников движения в
защиту природы, проходившем во Флоренции.
Общества защиты животных многих стран заявили о
своей готовности ежегодно отмечать эту дату и
организовывать разнообразные массовые
мероприятия.
В России День защиты животных
отмечается с 2000 года по инициативе
Международного фонда защиты животных.
На Руси покровителями и целителями
домашних животных почитают святых мучеников
Флора и Лавра, чьи имена содержат в себе то, что
принято называть природой: Флор – от
латинского floros – цветущий, Лавр –
название дерева, ветвями которого принято
украшать победителей. Почитание этих святых
возникло еще в древние времена. День памяти
святых празднуется 18 (31) августа. По устному
преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с
открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра
прекратился падеж скота. Тогда и началось
почитание святых как покровителей лошадей. Это
почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан –
родины святых братьев. Именно там возникло
предание о том, что мученики Флор и Лавр были
обучены архангелом Михаилом искусству управлять
лошадьми. Согласно иконописному канону святые
Флор и Лавр должны быть написаны с конями,
которым они покровительствуют. И до сего дня во
многих храмах и музеях России сохранились
прекрасные иконы святых Флора и Лавра с
изображением лошадей. Наибольшее
распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и
Лавре». Предание, послужившее основой для
иконописного сюжета, повествует о том, как святые
братья явились на помощь пастуху, потерявшему
коней, и помогли найти пропажу. Ранние из
сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к ХIV
веку.
В Москве, на Зацепе, есть храм Флора и
Лавра (нынешнее здание построено в 1778 году, но
известен храм с 1625 года). В подмосковном селе
Старый Ям находится церковь святых мучеников
Флора и Лавра. Одни из ворот Московского Кремля,
построенного святым князем Дмитрием Донским,
назывались Фроловскими, по названию надвратной
церкви в честь святых мучеников. В старой Москве
было еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были
построены в местах, рядом с которыми находились
лошади, а также скот для продажи или
хозяйственных нужд, – на Покровской улице и у
Мясницких ворот.
Существовал на Руси удивительный
народный обычай: на «лошадиный праздник», как
называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к
церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень.
В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали
ленточки и куски кумача и ситца самых ярких
цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую,
украшенную лентами и бубенцами. Животных водили
для купания к водоемам, подводили к храмам, где
совершались торжественные молебны святым
мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же
перед церковью лошадей окропляли святой водой.
Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде
святые Флор и Лавр были известны всем, их
изображения можно было найти в каждом
крестьянском доме.
Покровителями, целителями и ходатаями
о домашнем скоте также являются святители
Спиридон и Власий. Спиридон (епископ города
Тримифунта) с детства был пастухом овец, ему
также была дарована власть над стихиями. Власий
(епископ города Севатия) до принятия сана был
врачом, а в детстве – пастухом. К нему приходили
дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит
молитву и благословит их; больных животных
святитель исцелял, возлагая на них руки. Молятся
о домашней живности и святителю Модесту,
архиепископу Иерусалимскому, по преданию
однажды оживившему отравленный домашний скот.
Использованые материлы:
Чудо о флоре и Лавре; Акафист святым
мученикам Флору и Лавру/Авторы-составители
М.Воловикова и А.Трофимов. –М.: Храм святых
мучеников Флора и Лавра в селе Ям, 1995. – 48 с.: ил.
Будьте сострадательны к животным!:
Назидательные примеры кроткого обхождения с
животными, избранные из жизнеописаний св.
угодников Божиих/ Сост. Л.Денисов. – М.:
Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1915. – 47 с.: рис.
(Репринтное издание СПб: «Сатисъ», 1995).
Зов: газета для всех, кто любит
животных. Вестник Российского общества
покровительства животным. – 1995. – № 22–23 (458–459).
– С.1–2.
Зов: газета для всех, кто любит
животных. Вестник Российского общества
покровительства животным. – 1994. – № 17 (433). – С.1.
Большая благодарность за помощь в подготовке
материала служительнице Университетского
домового храма Святой Мученицы Татианы Анне
Сергеевне Копьевой. |