Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2003


ЛИЧНОСТЬ

Календарь круглых дат

Надежда Коган

Мы живы, пока нужны этому миру

С давних пор человечество мечтало о бессмертии, создавая учения о возрождении, Элизиуме, переселении душ…. А может быть, наше бессмертие – рядом. Искрой вспыхнет чья-то давно ушедшая в небытие судьба, оживет в сердце, вернется из тьмы – вот вам и бессмертие…

Сашка Косарев – это имя я слышала от своего отца. Именно с такой любовной и восхищенной интонацией: «Наш Сашка Косарев!» Поэтому, найдя в списке юбиляров ноября фамилию Александра Васильевича Косарева, я вдруг поняла, что нужно узнать о нем побольше, – ведь не зря был он кумиром молодежи тридцатых – той яростной, пылкой и чистой армии ребят, прошедших впоследствии горнило Великой Отечественной, строивших громадные заводы, – наших с вами отцов и дедов.

Алексей Максимович Горький, Ромен Роллан, Александр Косарев
среди парашютисток Москвы и стахановок Метростроя. 1935 г.

Биографическая справка из энциклопедии. Косарев Александр Васильевич (1.11.1903, Москва – 23.2.1939, Москва), комсомольский деятель. Сын рабочего. Образование получил в 2-классной начальной школе. В 1912-м поступил на цинковально-лудильный завод. В 1918-м вступил в комсомол, в 1919-м – в РКП(б). Один из создателей комсомола. В 1918-м добровольцем вступил в Красную армию. Участник обороны Петрограда (1919). С 1921 года секретарь Бауманского райкома комсомола (Москва), затем Московско-Нарвского райкома (Ленинград), с 1924-го секретарь Пензенского губкома ВЛКСМ. В янв.-апр. 1926 секретарь райкома комсомола в Ленинграде. В 1926-29 1-й секретарь Московского комитета ВЛКСМ. Одновременно в 1926-27 зав. отделом ЦК ВЛКСМ. С 1928 секретарь ЦК ВЛКСМ. С марта 1929 генеральный секретарь ВЛКСМ. В 1927-30 член
ЦКК ВКП(б). С 1930 кандидат в члены, с 1934 член ЦК ВКП(б) и Оргбюро ЦК. В 1938 избран депутатом Верховного Совета СССР. Имел в комсомоле непререкаемый авторитет, пользовался широкой популярностью, считаясь одним из наиболее перспективных партийных деятелей. В ноябре 1938 снят с поста первого секретаря и выведен из ЦК «за грубое нарушение внутрикомсомольской демократии, бездушно-бюрократическое и враждебное отношение к честным работникам комсомола, покровительство морально разложившимся, спившимся чуждым партии и комсомолу элементам». 29.11.1938 арестован. 22.2.1939 приговорен к смертной казни по обвинению в антисоветской и террористической деятельности. Расстрелян. В 1954 реабилитирован, в 1989 восстановлен в партии.

Вот и все. Он не успел жениться, создать семью, порадоваться агуканью первенца – пролетел яркой кометой по грозовому небосклону и погас… Можно только представить себе тех «честных работников комсомола», с праведным гневом строчивших на него доносы. А уж покровительство спившимся и морально разложившимся – Михаилу Светлову, Борису Корнилову… Чуждые элементы, конечно.

Страстное и страшное время. Сашка Косарев, кумир молодежи, любимец Сталина…. При обсуждении вопроса о Бухарине и Рыкове выступил за «исключение, предание суду и расстрел».

За что же любили этого бескомпромиссного комсомольского вожака? А за то, что во времена новорожденной и пышно расцветающей демагогии он умел видеть главное:

«Научить наше подрастающее поколение не болтать о хозяйстве, а заниматься хозяйством, строить, крепить хозяйство…

Я говорю о так называемом общественно-техническом экзамене — научить рабочих образцово работать на своем станке, знать операции своего станка, уметь пускать станок... заправлять его, уметь правильно останавливать, знать его уязвимые места, уметь предотвращать поломки, уметь следить за станком, держать его в чистоте. Это экзамен прежде всего на право работать у станка, созданного огромной борьбой трудящихся, купленного на трудовые советские копейки».

Всего-то навсего – не хрустальные дворцы мировой революции, а вот этот твой станок... Цель близкая, понятная. И в то же время молодой азарт – научиться работать, постичь секреты мастерства, понять поэзию каждодневного творческого труда…

Такой лозунг и в наше время остается актуальным…

И еще один штрих памяти. В начале 1935 года А.В.Косарев вызвал Николая Старостина и предложил ему: «Подумайте над организацией добровольного спортивного общества, которое объединило бы всех физкультурников промысловой кооперации, и помогите им организовать такое общество».

Так что, когда вы в очередной раз будете болеть за любимую спортивную команду, вспомните это имя – Саша Косарев, крестный «Спартака»…

А вот еще одно имя, которое, наверное, знают все, – Михаил Семенович Щепкин. Но уже мало кто может сказать – каким он был, знаменитый русский актер девятнадцатого столетия? …

Человек с гибким умом, пылким воображением, необыкновенно добрый, приветливый, отличный собеседник, коротко знавший Россию, по его собственному выражению, от дворца до лакейской. Он интересовал весь цвет интеллигенции того времени: его дружбой дорожили Гоголь, Белинский, Грановский.

Однажды его услышал Пушкин. Завороженный повествованием, стал настаивать, чтобы Михаил непременно взялся за перо, и, видя нерешительность, за него написал заглавие будущего труда – «Записки актера Щепкина» и первую фразу: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке, в 1788 году ноября 6 числа» (ныне Яковлевский район Белгородской области).

Он создал целую галерею прекрасных образов в пьесах русских и зарубежных авторов. Вот московский барин Фамусов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», взяточник-городничий Сквозник-Дмухановский в «Ревизоре», неугомонный сват Кочкарёв в «Женитьбе» Н.В.Гоголя. Одна из лучших ролей Щепкина, вызывавшая горячее сочувствие зрительного зала, — матрос Симон в пьесе Соважа и Делурье «Матрос». Актер показал простого человека, способного пожертвовать своим счастьем ради счастья дорогих и близких ему людей. И в каждой роли великий актер умел заинтересовать публику характером своего героя, передать его мысли, заботы, стремления, сделать для зрителя поучительным знакомство с ним. Щепкин был любимым актером своих современников. Они ценили его за то, что он «создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре...». Эти слова принадлежат русскому писателю А.И.Герцену. Ценнейшие наблюдения и советы по актерскому искусству Щепкин оставил в своих «Записках». Он говорил, что актер должен не копировать жизнь, а «брать образцы из жизни и природы», вникать «в душу роли», то есть добиваться полного перевоплощения в создаваемый образ. Щепкин требовал от актера упорного и постоянного труда. «Репетиция, лишняя для нас, никогда не лишняя для искусства».

Но сердцем Михаила Семеновича Щепкина владела не только любовь к сцене: в нем жило новое, еще большее чувство – любовь к Елене Дмитриевне, Аленушке. Необыкновенна судьба девушки-сироты, живущей в качестве воспитанницы в имении князей Салаговых, в пятнадцати верстах от Красного. Щепкин слышал от Волькенштейна, что ее родители-турки погибли в 1791 году во время взятия русскими войсками крепости Анапа.

Ребеночка нашли солдаты среди развалин обгоревшей деревни, взяли с собой, крестили и отдали в господский дом, расположенный в деревне Ахремовке. Здесь и увидел ее Михаил. Молодые понравились друг другу, поженились. Насколько сильно было чувство молодой турчанки, свидетельствует то, что она без колебаний пошла за крепостного, сама становясь при этом невольницей…

Так вспоминают о великом актере его земляки. И слова о бессмертии все-таки не пустой звук, если снова и снова оживают перед нами лица людей, умевших любить и страдать, людей, которых любили и помнили… И хочется, чтобы так же когда-то вспоминали о нас…

Мысль в подарок

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.

Василий Ключевский