Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2003


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Дарья Кардановская

Утерянный дневник мыслей

Обычно люди ведут дневники о том, как проходит каждый день их жизни, записывают туда самое интересное – это дневники жизни. Когда я читала книгу Юстейна Гордера «Мир Софии», то вела дневник мыслей, возникающих при чтении. К сожалению, не могу предложить вашему вниманию весь дневник, – он потерялся, но кое-что сохранилось.

Дарья Вячеславовна Кардановская –
студентка Московского издательско-полиграфического колледжа, редактор отдела писем и корректор вкладки «Издательский дом»
газеты «Библиотека в школе»

12.04.2001

Мне дали в руки книгу «Мир Софии» еще в декабре 2000 года. Я очень хотела ее прочитать и поэтому сразу приступила к делу. Прочитав десять страниц, я погрузилась в сон. Мне снилась София, мне снились образы, прочитанные в книге. И это хорошо, потому что порой сюжет книги, которую читаешь на ночь, к утру забывается и потом она тебя не интересует.

«Отбросив в сторону школьную сумку, София выставила Шер-Хану миску с кошачьей едой, а сама опустилась в кухне на табуретку и принялась разглядывать таинственное письмо.

“Кто ты?”

Ничего себе вопросик! Естественно, она знала, что ее зовут София Амуннсен, но кто она такая? Этого София пока еще не выяснила».

Прошло несколько месяцев, я вновь взяла в руки «Мир Софии» и поняла, что читаю свои собственные мысли. «Значит, я не одна такая, значит нас уже минимум двое», — думала я. Читать было очень тяжело, поскольку я уже догадывалась, что будет дальше, но интересно: «а вдруг в наших размышлениях одинаково только начало? Ведь мне всего тринадцать лет».

На этот вопрос я смогу найти ответ, когда прочту книгу до конца.

13.04.2001

Постепенно я начинаю убеждаться в том, что мои мысли очень схожи с софииными, а вопросы задаю сама себе те же, что философ задает Софии. Полностью согласна с утверждениями и рассуждениями философа в главе «Сократ», но все равно можно поспорить по вопросу, который он задал Софии:

«...А как ты думаешь, София? Ты могла бы жить счастливо, постоянно совершая поступки, которые в глубине души считаешь дурными?..»

Спор возникает по одной простой причине: для одних людей в понятие «счастье» входят такие вещи, как материальные ценности, а для других свои чувства к кому-либо, отношение других людей к себе и т.п.

16.04.2001

Утро. Черный рабочий стол. Передо мной книга «Мир Софии», надо читать. Беру книгу в руки и начинаю погружаться в мир философии. Глава «Афины ...множество высоких зданий восстало из руин...»

София была удивлена, найдя в тайнике не письмо, а видеокассету. Посмотрев ее, София вновь задумалась о похожих по форме предметах, бессмертии человеческой души, различиях в мышлении мужчин и женщин.

Гордер Ю. Мир Софии: Роман об истории философии / пер. с норв. Т.Доброницкой. – М.:
ОАО Издательство «Радуга», 2000. – 560 с.

« – Добро пожаловать в Афины, София! – приветливо произнес он. Он говорил по-норвежски, но сильно коверкая слова. – Меня зовут Платон, и я дам тебе четыре задания. Прежде всего подумай о том, как кондитер может испечь пятьдесят совершенно одинаковых пирожных и пряников. Потом спроси себя, почему все лошади похожи. Затем поразмышляй, веришь ли ты в бессмертие человеческой души. И, наконец, тебе предстоит ответить на вопрос, одинаково ли разумны мужчины и женщины. Желаю успеха!»

Новая глава. «Платон ...стремление обратно, в истинное обиталище души...»

Здесь София узнает ответы на вопросы Платона.

Сравнивая рассуждения четырнадцатилетней Софии и великого философа Платона, можно увидеть большую разницу между ними. Платон все связывает с событиями, происходящими вокруг него, а София просто дает голый ответ на тот или иной вопрос.

11.05.2001

Прочитав главу «Аристотель», я поняла основу основ философии. Всему есть причина. Различие «формы» и «материи». София, насколько я заметила, изучив теорию, сразу переходит к практике, чем всегда шокирует свою маму, потому что мама ничего не знает о таинственном философе. Странно: чем больше я читаю эту книгу, тем больше мои мысли становятся похожими на мысли Софии.

«Спустя некоторое время София спросила:

– Мама, ты когда-нибудь задумывалась о том, зачем мы живем?

– Я вижу, ты никак не угомонишься.

– Я уже угомонилась, потому что знаю ответ. Мы живем на этой земле, чтобы некоторые из нас ходили по ней и давали имена всем окружающим вещам.

– Ах вот как? Я никогда об этом не думала.

– Значит, у тебя в жизни серьезные сложности, потому что человек – существо мыслящее. Если ты не думаешь, значит, ты не человек».

23.05.2001

После сложного материала в главе «Аристотель» «Эллинизм» кажется просто легчайшей для восприятия информацией, которую когда-либо читала.

28.05.2001

Да, история религий – это хорошо, но читать то, что уже давно более или менее знаешь, — не самое интересное занятие!

Узнаешь все подробнее, но от этого легче не становится. Бедная София, хотя она, наверно, это воспринимает немного по-другому: скорее, не как заполненную умными мыслями книгу, а как романтическую историю с таинственными посланиями от неизвестного ей мужчины, открытки, адресованные ей, но на имя девушки, которую она не знает.

30.05.2001

УРА!!! Я наконец-то поняла, почему так трудно воспринимала предыдущие главы: в предыдущих главах лекции по философии преподносились в виде писем (как параграф из непонятного учебника), из-за этого было немножко трудно, а тут, откуда ни возьмись, диалог – интересный и понятный. Обычный шрифт, лекция изложена в форме диалога между ученицей и учителем, теперь еще интереснее, хочу читать дальше, оставляю свои мысли в компьютере, ухожу читать...

22.06.2001

Читаю, читаю, читаю...

Сюжет то захватывает, то становится неинтересным. Хочу заметить, что события развиваются не так, как я думала, когда начинала читать книгу. Просто безумие! Пока читала, возникали очень разные мысли, которые пробегали, и порой их было невозможно поймать. Голова просто разрывалась, но не от боли, а от переполняющих ее мыслей и эмоций.

В один момент я зачиталась настолько, что показалось, будто я являюсь одним из героев книги «Мир Софии».

Спустя полтора года

Мысли и раздумья на философские темы не покидали меня. Читала, потому что интересно, потому что меня очень волновала судьба Софии, я стала относиться к ней как к родной. Я научилась чувствовать книгу, вчитываться настолько глубоко, что стала ощущать себя одним из героев. Это очень большой шаг в познании литературы, ведь если не чувствовать книгу, интерес к чтению пропадает и культурной ценностью становятся компьютер и телевизор. Но это уже другая история.

Самым главным, на мой взгляд, в этой книге является то, что даже четырнадцатилетний подросток поймет все, что написано в книге. Сам мир Софии понять очень трудно, но историю философии, описанную в романе, невозможно не понять. Как только я встречала непонятное слово, то тут же давалось его толкование. Эту книгу можно читать не только как роман, но и как учебник по философии (в конце книги, как и в учебнике, есть предметный указатель).

Спустя два года

Читала, перечитывала, все время возвращалась к книге, которая наделяет умом, дает мудрость, помогает. Знания, которые я получила от «Мира Софии», а также собственные размышления над поднятыми в книге проблемами очень дороги, так как с их помощью можно избежать очень многих ошибок в жизни, проявить себя в любом обществе... Умение понять философскую мысль – это самое главное в познании мира и себя.