Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 09 (11) · Вкладка в «БШ» № 22 (106) · 16–30 ноября 2003 года

Нелишнее знание

Анна Полканова

Понимание человека человеком:
психологические барьеры

Дайджест некоторых разделов необходимых книг1

Азарова В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря: Монография. – Самара, СГАКИ, 1998. – 146 с.

Походка и осанка читателя сигнализируют библиотекарю о его эмоциональном состоянии, физическом и психологическом самочувствии. Далее внимание библиотекаря должно быть обращено на главный показатель чувств, эмоций и настроений читателя – выражение его лица, которое называется мимикой. Самую большую выразительность лицу придают глаза. От того, как библиотекарь и читатель будут смотреть друг на друга, зависит и понимание, и настроение, и эффект в контакте. Наблюдения показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, отрицательные ощущения и эмоции (стыд, недоверие, гнев, несогласие, ложь и пр.) характеризуются отказом смотреть на собеседника. Английские психологи экспериментально доказали: чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, нужно, чтобы ваш взгляд встречался с его взглядом на 60–70 % всего времени общения. Психологами установлено, что частота прямых взглядов на собеседника зависит от того, «выше» или «ниже» партнер считает себя по отношению к нему, старше он или занимает более высокое общественное положение. У считающего себя «выше» по статусу количество прямых, пристальных взглядов на партнера намного больше. Отсутствие взгляда в общении также может быть сигналом.

В работе библиотекаря не последняя роль отводится улыбке, которая свидетельствует о душевном спокойствии, вызывает расположение читателей. При серьезном выражении лица, как выявили ученые, напряжены 17 мышц, при улыбке – только 7. Анализ крови жизнерадостных людей показал большую активность защитных сил организма. Неулыбчивость людей имеет не только негативные психологические, но и физиологические последствия.

Психология житейской мудрости. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с. (Психологический практикум)

Такт как чувство меры.

Действительный такт – это чувство меры, подсказывающее человеку, что при данных обстоятельствах подходит и что не подходит, что можно сказать или сделать и в какой форме, чего не следует говорить или делать. Такт не может быть чисто внешним, наносным проявлением. Его подсказывают культурность человека, его чуткость, умение подойти к кому-либо так, чтобы не оскорбить, постараться помочь, вывести из затруднительного положения.

Личная скромность играет большую роль в умении тактично вести себя. А вот эгоцентричные люди стремятся привлечь внимание к себе, протиснуться всюду вперед. С этой целью они, не задумываясь, осуждают, умаляют, очерняют все и всех, даже не имея на то достаточных оснований. Себя же они восхваляют и думают, что никто другой ни в чем не может их превзойти. Они способны злоупотреблять своим, зачастую фиктивным, превосходством, пользоваться своим положением по службе, своими связями, нисколько не считаясь с другими людьми.

Просто «научиться» такту нельзя. Он приобретается под влиянием среды и воспитания, а также характера человека. Однако развить его можно. Такт ясно проявляется в манере разговаривать. Часто по выбору темы разговора можно сделать заключение о тонком такте или бестактности собеседника. Тактичный человек в меру интересуется всем, о чем говорят другие, сам беседует свободно, не выискивая мучительно темы, интересующие собеседников.

Чувство меры должно подсказать человеку, как далеко ему следует заходить в своей обходительности и приветливости. Преувеличенная любезность бывает противной, смахивает на подобострастие и назойливость. Проявлять праздное любопытство в какой бы то ни было форме – неприлично. Не в меру любопытный человек позволяет себе читать чужие письма и открытки, подслушивать посторонние разговоры. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой. Приступ страсти или гнева – всегда плохой советчик. Тактичный человек не проявляет своих горячих симпатий или антипатий в зависимости от своего настроения в данную минуту.

Чтобы быть интересным, необходимо быть интересующимся. При общении следует задавать вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием. Говорящий человек намного больше интересуется собой, своими желаниями и проблемами, нежели вами и вашими делами. Чтобы стать хорошим собеседником – стань хорошим слушателем. Поощряй других рассказывать о себе.

____________

1  Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 18–2003.