Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 09 (11) · Вкладка в «БШ» № 22 (106) · 16–30 ноября 2003 года

Подробности

Ольга Козлова

Платные услуги

Виды. Нормативное сопровождение.
Образцы документов

Платные услуги
в библиотечной науке и практике

В условиях значительного дефицита бюджетных средств, выделяемых на содержание и развитие системы образования, актуальной проблемой для библиотек становится поиск источников внебюджетного финансирования.

Автор основных работ по экономическим проблемам библиотековедения профессор Московского государственного университета культуры и искусства В.К.Клюев характеризует понятие «внебюджетное финансирование» применительно к библиотекам как привлечение дополнительных денежных средств с целью ресурсного обеспечения библиотеки, в том числе для укрепления материально-технической базы и социальной поддержки коллектива сотрудников [3, с. 41].

Проблема внебюджетного финансирования исследована библиотечной наукой и «обкатана» практикой, поскольку уже с начала 90-х годов российские библиотеки плавно начали входить в рыночные отношения в качестве полноправных хозяйствующих субъектов. Подведены некоторые итоги. Например, РГБ в 1994–1995 годах проанализировала предпринимательскую деятельность библиотек и выявила группы библиотек, в которых поступления составляют от 1 до 3 % их бюджета, и группы библиотек (наиболее крупных), доход от платной деятельности которых находится в интервале от 15 до 30 % [6, с. 183].

Внебюджетные средства библиотеки, по В.К.Клюеву, складываются из реализационных доходов и нереализационных поступлений.

Источниками реализационных доходов библиотек являются:

– «возмездные дополнительные библиотечно-информационные и сервисные услуги/обслуживание;

– платная интеллектуальная продукция;

– разноаспектные договоры (купли-продажи, подрядные, о совместной деятельности) с юридическими и физическими лицами;

– целевые социально-творческие заказы на проведение (обеспечение) отдельных мероприятий (комплекса работ, услуг);

– продажа неиспользуемой части библиотечного фонда» [3, с. 41].

Среди реализационных доходов на первое место по праву вынесены дополнительные библиотечно-информационные и другие услуги (см. «сундук ученых слов»).

Последние годы наравне с отдельными услугами библиотеки активно предлагают пользователям различные пакеты услуг в режиме дополнительного платного обслуживания.

В отличие от услуг платное обслуживание характеризуется более дифференцированным подходом к абонентам, долгосрочностью взаимоотношений, комплексностью и комфортностью удовлетворения потребностей.

В практике российских библиотек наиболее распространено дополнительное платное обслуживание пользователей в виде разноаспектных абонементов в том числе:

– абонементы, предоставляющие возможность пользователям получать документы из читального зала на дом во внерабочий для библиотеки период (ночной абонемент, абонемент выходного/праздничного дня и т.п.);

– абонементы популярной/актуальной (художественной, юридической, экономической, учебной и пр.) литературы;

– абонементы небумажных носителей информации (видеоабонемент и др.);

– залоговые абонементы;

– функциональные комплексные абонементы (например, телефонный абонемент, абонемент предварительного заказа, библиографический абонемент) [4, с. 17–18].

Из публикаций на тему платных услуг можно сделать вывод, что в большинстве массовых библиотек превалируют такие платные услуги/обслуживание:

– интернет-услуги;

– выполнение сложных информационных и справочно-библиографических запросов;

– прокат дайджестов, нотно-музыкальных изданий;

– организация самоокупаемых кружков;

– выдача на ночь и на выходные дни ценных изданий из читальных залов и отделов хранения книжных фондов;

– ксерокопирование, сканирование, ламинирование [8, с. 18].

В профессиональной печати отражены результаты исследований, проводимых для изучения потребностей пользователей в платных услугах. Результаты таковы: ксерокопирование – 60,5 %, выдача книг на выходные дни – 40,8 %, распечатка на принтере – 31,5 %, набор текста на компьютере – 25 %, компьютерные игры – 13 % [7, с. 10].

За последнее время в практику крупных библиотек вошли платные услуги по использованию новых информационных технологий:

– поиск информации по электронным базам данных, сидиромам;

– почасовая работа на компьютере общего назначения;

– набор текстов на компьютере;

– индивидуальное экспресс-обучение и групповые тренинги по работе в Интернете;

– операции с дискетой пользователя (копирование, проверка на вирус, копирование с полнотекстовых баз данных);

– электронная доставка документов.

Библиотеки предоставляют также:

– видеолекции по искусству (групповые);

– просмотр видеофильма;

– просмотр спутникового телевидения;

– прослушивание аудиокассеты;

– просмотр учебной видеокассеты;

– работа с сидиромом;

– залоговый абонемент аудиовизуальных и электронных изданий;

– услуги звукозаписи.

При определении границ и соотношения бесплатного и платного в деятельности конкретной библиотеки наиболее убедительной является точка зрения, при которой физический и интеллектуальный доступ к ресурсам библиотеки должен быть в основном бесплатным, а услуги, связанные с их реализацией (продвижением к пользователю, раскрытием и интерпретацией), – дифференцированно платными [4, с. 8–9].

Выборка из списка литературы

3. Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки. – М. : Изд-во Моск. Гос. ун-та культуры, 1998. – 91 с.

4. Клюев В. К. Экономика библиотеки в актуальных рыночных понятиях: В 2 ч. / Госкомнауки России; Ин-т повышения квалификации информ. работников; Минкультуры России; Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1997. – 92 с. – Ч. 2.

6. Колегаева С. Д. Платные услуги и предпринимательская деятельность библиотек // Библиотека и закон : Справочник – Вып. 2. – М. : Либерея, 1997. – С. 183.

7. Кропачева Е. Читатель готов платить из своего кармана // Библиотека. – 2000. – № 3. – С. 10–11.

8. Мамаева Н. А. В библиотеке все должно быть гармонично / Библиотека ХХI века: библиотечное обслуживание. – М., 2003. – С. 18.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующем выпуске вкладки

 

Сундук ученых слов

Библиотечно-информационные услуги – результат инициативной профессиональной деятельности, нацеленной на удовлетворение дополнительных потребностей и запросов пользователей средствами библиотеки. В их числе: приоритетный доступ к новым поступлениям, выдача фондовых документов из читального зала на дом, предоставление изданий конъюнктурной тематики, подбор документов по заявленным критериям, тематическое информирование, составление библиографических материалов, выполнение фактографических справок, аннотирование и реферирование, подготовка дайджестов, редактирование библиографических описаний, индексирование авторских работ.

Клюев В.К. Экономика библиотеки в актуальных рыночных понятиях: В 2 ч. /Госкомнауки России; Ин-т повышения квалификации информ. работников; Минкультуры России; Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1997. – 92 с. – Ч. 2.

Библиотечно-информационный сервис – специально организованное вспомогательное обслуживание, оказание соответствующего комплекса прибиблиотечных (сопутствующих) услуг индивидуальным, групповым и коллективным потребителям.

Договорные (договорно-правовые) отношения в условиях библиотеки – двусторонние и/или многосторонние гражданские правоотношения, которые зафиксированы в форме устных или письменных (договоры, контракты) соглашений, определяющих взаимные права, обязанности и ответственность библиотечного учреждения и его партнеров (юридических и физических лиц).

Маркетинг гибкая саморегулирующаяся система выявления и удовлетворения рыночного спроса. Маркетинг как целостную концепцию рассматривают в двух основных аспектах: управленческом (формирует
«образ мышления» в управлении) и в контексте непосредственной деятельности на рынке (формирует «образ действия»). Маркетинг неоднороден, может быть классифицирован в соответствии с различными аспектами прикладного использования.

Платные услуги (обслуживание) в библиотеке – конкретный позитивный результат или совокупность процессов и результатов сверхнормативной библиотечно-информационной и иной дополнительной полезной деятельности, ориентированной на удовлетворение нетрадиционных запросов различных групп потребителей, предусматривающей возмездный характер экономических взаимоотношений с ними и обеспечивающей получение соответствующих внебюджетных финансовых поступлений.

Продукт овеществленный (материальный) или нематериальный результат человеческого труда: продукция и услуги; все, что можно предложить на рынке с целью удовлетворения определенных потребностей.

Услуга – результат полезной деятельности, направленной на насыщение конкретной потребности; объект передачи или продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.

Клюев В.К., Ястребова Е.М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : Изд. Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 1999. – 144 с.