Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я иду на урок

Валентина Клочкова

«Мы едем поздно – меркнет день…»

Литературная игра по стихам Ф.И.Тютчева

Валентина Васильевна Клочкова –
библиотекарь школы № 1004
Москва

Маленькие советы
организаторам игры

Для литературной игры вам понадобится томик стихотворений Тютчева, а также обычная школьная доска, на которой условно будет обозначаться движение солнца вверху и движение кареты внизу. Можно использовать фланель (или драпировочную ткань), на которую будет прикрепляться солнце, деревья, карета, месяц.

Описание игры

Ведущий. Ребята, в этом году 5 декабря исполняется 200 лет со дня рождения поэта Федора Ивановича Тютчева. Он вошел в литературу как лирик, тонко чувствующий природу и человеческое настроение.

Сегодня мы будем вспоминать с вами стихи о природе.

Природа в стихотворениях Тютчева живое существо, она дышит, волнуется, ликует и гневается.

Критики называют поэзию Тютчева поэзией контрастов, и самый излюбленный контраст у него – день и ночь. День обычно светел и лучезарен, он дарит поэту блаженный покой. Но этот покой обманчив: под «покровом златотканым» мира древнего сокрыт «древний хаос». Наступает ночь, и пробуждаются стихийные силы природы. Ночь волнует воображение поэта «страхами и мглами», рождает в его сознании тревожные бурные образы.

Переходное время суток – утро и вечер – привлекают Тютчева своей прихотливостью, тонкими оттенками в состоянии природы. Но о поэтах лучше всего можно сказать их стихами, поэтому сейчас мы и начнем нашу игру. Давайте представим, что мы с вами путешественники, нам надо в течение дня проехать в карете путь неблизкий. Мы поедем мимо гор и встретим там утро, наш путь проляжет вдоль реки, по долине, и, возможно, нам придется ехать ночью в лесу при свете месяца. Сопровождать в пути нас будут замечательные стихи поэта. Солнце на небе будет совершать свой путь, и наша задача – успеть доехать засветло до ночлега.

Итак, в путь!

Фото Михаила Манаева

Вслушайтесь внимательно в стихотворение «Утро в горах». От того, как вы будете слушать и отвечать на вопросы, зависит продвижение нашей кареты.

1-й чтец. Читает стихотворение «Утро в горах» («Лазурь небесная смеется…»).

Ведущий. Я думаю, ребята, что стихотворение было прочитано просто замечательно и наша карета может продвинуться вперед (переставляет макет кареты). А чтобы она продвинулась еще дальше, вы должны ответить на вопросы по этому стихотворению. Карета не будет двигаться вперед, если ответа на вопрос не последует.

В этом небольшом стихотворении можно увидеть несколько особенностей тютчевской поэтической манеры: тягу к величественным картинам природы, причудливую игру воображения, любовь к пространственным контрастам.

  • Показалась ли вам картина, описанная Тютчевым, величественной и почему?

  • Что напомнили Тютчеву горы и представляется ли вам в вашем воображении эта картина? С чем он сравнивает долину?

  • Какой пространственный контраст вы заметили в этом стихотворении?

Ведущий выслушивает все ответы, благодарит участников за интересные ответы, комментирует их.

Ведущий. Ребята, пока вы отвечали, солнце у нас дошло почти до половины горизонта, оно у нас движется независимо от наших ответов, продвинулась вперед и наша карета. Между тем наступил полдень. Вот как описывает его Тютчев.

2-й чтец. Читает стихотворение «Полдень» («Лениво дышит полдень мглистый…»).

Ведущий. А вот еще одно стихотворение, где также описывается полдень.

3-й чтец. Читает стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…».

Ведущий. Благодаря замечательным чтецам наша карета снова продвинулась вперед вместе с солнцем. А если вы внимательно слушали стихотворение, то смогли уловить, что объединяет и различает эти два стихотворения.

Ответы детей.

Ведущий. Очень хорошо. Сейчас я вам задам дополнительный вопрос, и в случае, если вы сможете на него ответить правильно, наша карета еще продвинется вперед.

  • В первом стихотворении упоминается пан и нимфы, что это за образы?

  • Откуда они к нам пришли?

Ответы детей.

Ведущий. Мы продолжаем наше путешествие.

4-й чтец. Читает стихотворение «В небе тают облака…».

Ведущий. Наша карета, благодаря хорошему чтению, продвинулась вперед. А вот теперь посмотрим, насколько она продвинется благодаря вашим ответам. И еще один вопрос:

  • Какие чувства вызвало в вас это стихотворение?

Ответы детей.

Ведущий. Между тем, ребята, солнце спустилось к горизонту, наступил вечер.

5-й чтец. Читает стихотворение «Вечер» («Как тихо веет над долиной…»).

Ведущий. С помощью какой детали удалось поэту воссоздать подробное описание вечера?

Далее на усмотрение ведущего можно остановить игру и поставить или нарисовать на пути нашей кареты домик, где путники могли бы отдохнуть. Можно, если дети не устали, продолжить путешествие по ночному лесу и прочитать следующие стихотворения: «Тихой ночью, поздним летом…», «Песок сыпучий по колени…», «Ночное небо так угрюмо».

Путешествие продолжается до следующего утра.

От редакции. Если участникам игра понравилась, то можно предложить продолжить путешествие самостоятельно, дома, подобрав стихотворения, в которых описывается природа. С путешественниками могут произойти самые разные события в пути – гроза, буря, дождь. Это могут быть стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?…», «День вечереет, ночь близка…», «Уж солнца раскаленный шар…», «Как весел грохот летних бурь…», «Смотри, как роща зеленеет…», «Неохотно и несмело…» и другие.