Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 09 (11) · Вкладка в «БШ» № 22 (106) · 16–30 ноября 2003 года

Редактор вкладки Ольга Козлова

Мы вас все-таки посчитали

Видимо, в мае, когда мы опубликовали анкету для читателей вкладки «Методический день», возобладали отпускные настроения. Отзывов получили меньше, чем ожидали.

Однако до публикации анкеты в газете мы проводили опросы на всевозможных совещаниях, семинарах, заседаниях с участием методистов по учебным фондам по той же схеме. Таким образом, мы все же имеем представление о профессиональных предпочтениях и интересах читателей нашей вкладки.

Конечно, было приятно видеть, что отмечены как желательные почти все предложенные вам темы и виды материалов. Яркими выразителями такого отношения к делу явились методисты, которые на свободной от текста линии крупно написали: «Хочу прочитать все!!!»

Если пробежаться по пунктам, то наибольший, почти стопроцентный интерес вызвала тема «Организация системы повышения квалификации. Тематика семинаров, круглых столов. Организация самообразования библиотекарей. Работа с методическими объединениями».

Методисты и школьные библиотекари, как известно, люди конкретного знания. Поэтому, когда многие пишут, что хотели бы прочитать материалы из опыта работы, очевидно, что им желательно увидеть конкретные разработки. В работе с конкретным знанием есть существенное неудобство, а вернее, очевидная опасность. Оно уязвимо. Подача общих мест, всем известных истин, но «красивыми» словами безопасна, не вызывает критики. Конкретное знание, уж такова его судьба, всегда под угрозой беспощадной, иногда даже неоправданной критики. Но мы любим пословицу «Волков бояться – в лес не ходить».

Методисты правы в своем профессиональном любопытстве, они хотят знать, как делают другие. Делают лучше меня – поучусь, хуже – приосанюсь, проникнусь к себе разными необходимыми чувствами.

А вот несколько пожеланий типа «Побольше материалов по повышению квалификации методистов», честно говоря, озадачили. Ведь ни программ, ни сложившейся системы в этом деле нет. А потому решающую (если не главную) роль играет самообразование. На конкретные знания и конкретный опыт мы и намерены работать в дальнейшем.

Очень интересует методистов регламентирующая и нормативная документация по их работе. И это понятно. Ведь документов, нормативов работы именно методиста по учебным фондам почти нет. Сложность большинства методических должностей состоит в сочетании нескольких разных направлений работы: снабжение школ учебниками и документацией, организующей деятельность школы, проведение мероприятий по повышению квалификации и ответственность за качество работы курируемых библиотек.

В 1999 году на заседании секции библиотек общеобразовательных учреждений ЦБИК Минобразования России было утверждено «Примерное положение о методисте по учебной литературе» (опубликовано: Библиотека и закон. Вып. 9. – 2000; Библиотека в школе. № 14 – 2001. – Книжка в газете). И это – единственный документ федерального уровня для методистов. Правда, в некоторых регионах существуют положения об аттестации методистов. Также плохо с нормированием труда. Его практически не существует. Придется кроить из нормативов на методическую библиотечную и методическую педагогическую работу. Возможно, в результате трудов праведных и получится голому рубаха. Будем работать. А если у кого-то уже есть подобный опыт – пишите!

Особый интерес, судя по анкетам, вызвала тема проката и аренды учебников. Нас она тоже очень интересует. Однако пока наши усилия по добыче конкретных примеров распоряжения или положения об этих формах работы из местного опыта не увенчались успехом. В большинстве случаев все носит какой-то полулегальный характер. Ждем и ищем.

Ольга Козлова

Для того, чтобы избежать критики,
надо ничего не делать, ничего не говорить
и никем не быть.

Элберт Хаббарт, американский писатель