Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2003


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

– Государство должно навести порядок в головах граждан, – заявил в полемике на радио известный политик.

– Государство должно уважать граждан и то, что у них в головах, – возразили ему.

Навести порядок в головах… Это мы уже проходили. И не только в ХХ веке.

А если у кого в головах действительно каша и дикость? Пусть так и живут – дикими? Или просвещение и «наведение государственного порядка» в головах – разные вещи? Слова «порядок» и «уважение» вдруг очень хорошо улеглись рядом. Ассоциации при этом возникают вовсе не политические.

В Голландии и Англии детские книги выходят не с указанием читательского возраста, а с обозначением уровня техники чтения, на который рассчитана книга. «А» – уровень освоения азбуки, комиксы и истории из трех-четырех предложений, «В» – первые книжки «послебукварного» периода, «С» – развитая, но не взрослая техника чтения. Не имеют обозначения книжки, написанные без скидок на технику чтения.

В библиотеках художественная и познавательная литература расставлена по темам или жанрам. А внутри разделов – по уровням: А, В, С. Не видела я на стеллажах указателей типа «Для 1–3 кл.», «5–7 кл.». Вдруг понимаю, как же это здорово! Никто не скажет: «Эти книги не для тебя – для старших». А может, ребенок и большой, да плохо читает. И что – этот шестиклассник подойдет к стеллажу с надписью «Для 2–3 кл.»? Да ни за что!

К первому классу я одолела почти все «Повести Белкина», а в детской библиотеке мне не разрешили брать книги «не по возрасту». Как долго я не ходила в ту библиотеку! А всего-то и надо предложить каждому выбор по собственным силам.

Нелегкое дело – верно оценить свои силы и уметь уважать возможности другого.

И если не делить книги (а значит, и читателей) по классам, а лишь предлагать рядом издания разной сложности по одной теме – это и есть уважение к гражданам. Может быть, из него и вырастает порядок в голове? То есть умение уважать других, а значит – уважать законы, реально оценивать свои возможности и браться за то дело, с которым непременно справишься хорошо.

Если мы научимся уважительно расставлять фонд, учителя – уважительно оценивать успехи ученика, если каждый с детства привыкнет уважать по-настоящему тех, для кого что-то делает… Может быть, тогда и будут в головах порядок и культура? И государство будет уважать граждан, а не «наводить порядок в головах».

А может быть, это я загнула: от расстановки фонда – к государству? Напишите, если не согласны.

Ольга Громова