Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Сценарий

Мария Андреева, Марина Короткова

«Здравствуйте, веселые люди…»

Методические материалы
по работе с книгами А.Гайдара

«ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ СТРАННО, НО ВСЕ ЭТО БЫЛО»
Схема книжной выставки

Мария Сергеевна Андреева,
Марина Петровна Короткова –
методисты библиотеки
Центра развития творчества детей и юношества имени А.В. Косарева
Москва

Цитата: «Где бы вы его ни встречали, вам неизменно казалось, что за воротами его ждет, неторопливо топая копытом, боевой конь». С.Я.Маршак.

Раздел 1. «Обыкновенная биография в необыкновенное время»1.

Цитата: «Мама! Прощай, прощай! Голова у меня горячая от радости. Все, что было раньше, – это пустяки, а настоящее в жизни только начинается, оттого и весело». А.Гайдар. «Школа».

Раздел 2. «Сколько мук доставляет мне моя работа!»2.

Цитата: «Я много путешествую, разглядываю жизнь такой, как она по-новому складывается… повидать успел все же немало». А.Гайдар. «Автобиография».

Фото Татьяны Рудишиной

 

 

 

 

Памятник Аркадию Голикову в Арзамасе

 

 

 

Раздел 3. «Здравствуйте, веселые люди!»3.

Цитата: «Лучший мой читатель – 10–15 лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам». А.Гайдар. «Командир отдельного полка».

Раздел 4. «…И связь со мною будет прервана…»4.

Цитата: «Тот год и день, когда напряженную тишину тысячеверстной западной границы разорвут первые залпы вражеских батарей, не отмечен еще черной каймой ни в одном из календарей земного шара. Но год этот будет, день возникнет и час придет». А.Гайдар. Из газеты «Волна» за 1929 год.

ПОГОВОРИМ?
Вопросы для обсуждения
с библиотекарями/учителями

1. Приметы времени в творчестве А.Гайдара.

2. Возможно ли тимуровское движение в наше время?

3. Мы знаем, как А.Гайдар понимал счастье. А как его, по-вашему, сейчас понимают наши дети?

АНКЕТА
для читателей
младшего школьного возраста

1. Что ты знаешь о том времени, когда жил А.Гайдар?

2. Известно ли тебе, как погиб А.Гайдар?

3. Какие книги А.Гайдара ты читал/читала?

4. Кто из героев А.Гайдара тебе больше всего понравился и почему?

АНКЕТА
для читателей
среднего школьного возраста

1. Что ты знаешь о жизни А.Гайдара до того, как он стал писателем?

2. Какие книги Гайдара ты читал/читала?

3. Как погиб А.Гайдар?

4. Кого из героев А.Гайдара ты бы взял/взяла в свою команду?

5. Любить свою землю, свою страну – это счастье, по А.Гайдару. Что такое счастье, по-твоему?

6. Похож ли А.Гайдар на своих героев, а если похож, то чем?

ГАЙДАРОВСКИЙ ТУРНИР
для учащихся 6–7-х классов5

Домашнее задание

1. Чтение произведений А.Гайдара.

2. Сбор ответов на анкету.

3. Подготовка инсценировок по произведениям А.Гайдара.

4. Рисунки, поделки.

5. Разучивание песен, которые поют его герои, и песен о нем.

6. Составление словаря языка А.Гайдара.

Каждое слово оформляется как страничка будущего словаря: дается объяснение данного слова, указывается произведение, в котором оно встречается, приводится соответствующая цитата из текста, по возможности иллюстрируется. Оформленные таким образом странички подшиваются в одну папку, оформляется обложка.

Например:

Барак – деревянное здание, предназначенное для временного жилья («Горячий камень»).

Баррикады – заграждения, построенные на улицах («Горячий камень»).

Бред – состояние человека, когда при большой температуре не осознает, что говорит и что делает («Горячий камень»).

Вакса – черная мазь для чистки кожаной обуви («Чук и Гек»).

Геологоразведочная партия – группа людей, обследующая местность с целью обнаружения полезных ископаемых («Чук и Гек»).

Горжетка – полоска меха, которая носится вместо воротника, принадлежность женской одежды («Судьба барабанщика»).

Колхоз – производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства («Горячий камень»).

Купе – отдельное помещение в пассажирском вагоне поезда («Чук и Гек»).

Мельница – предприятие, здание с приспособлениями для размола зерна («Голубая чашка»).

Мичман – первый офицерский чин на флоте и офицер, имеющий этот чин («Судьба барабанщика»).

Полярный летчик – летчик, летающий в трудных условиях Севера России, в ее полярной зоне («Голубая чашка»).

Старьевщик – человек, собирающий старье (подержанные вещи), торгующий ими («Судьба барабанщика»).

Тайга – труднопроходимый лес на Севере России и в ее азиатской части («Чук и Гек»).

Тиф – заразная болезнь, характеризующаяся сильным лихорадочным состоянием («Горячий камень»).

Цигарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком вместо папиросы («Горячий камень»).

Ямщик – человек со своей лошадью, занимающийся перевозкой людей («Чук и Гек»).

Этапы конкурса

1. Разминка «Алфавит: кто больше, кто быстрей?»

Участникам предлагается указать в алфавитном порядке названия произведений, имена героев, населенные пункты, связанные с Гайдаром.

Например:

А – Арзамас, Алька.

Б – «Бумбараш», Берта.

В – «Военная тайна», Владик, «В дни поражений и побед», «Василий Крюков».

Г – «Голубая чашка», «Горячий камень», Голиков, Гориков, Галка, Гараев (Тимур), Гейка, Гек.

Д – «Дальние страны», «Дым в лесу», «Дума про казака Голоту».

Е – Елка (на новогоднем празднике в тайге), «Чук и Гек».

Ж – Женя Максимова, Женя Александрова, Жиган.

З – Заяц, которым Женя дразнила девочку.

И – Исайка.

К – Камов, Коля Колокольчиков, Канев, «Комендант снежной крепости», «Клятва Тимура».

Л – Льгов, Левка.

М – Марица, Маруся, Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш.

Н – Натка, «На графских развалинах».

О – Ольга.

П – «Пусть светит», «Патроны», «Поход», Паустовский, Полкан, Пашка Букамашкин.

Р – «Р.В.С.»

С – «Судьба барабанщика», Сережа Щербачов, «Совесть», Соловьев, Санька, Светлана.

Т – «Тимур и его команда», Тимур.

У – «У переднего края», «У переправы» (фронтовые записи).

Ф – Фигура, Федор, Фраерман.

Х – «Хорошая жизнь» (первоначальное название «Голубой чашки»), Хрящ «На графских развалинах».

Ц – Цыган из «Р.В.С.»

Ч – «Чук и Гек», Чук, «Четвертый блиндаж», Чубук.

Ш – «Школа».

Щ – Щербачов Сережа.

Э – Эмине (башкирка) из «Военной тайны».

Ю – Юрка Ковякин из «Военной тайны».

Я – Яков (старик) из «Судьбы барабанщика», Яшка «На графских развалинах».

Как вариант: участникам конкурса (3–4-й класс) можно предложить составить «Словарь литературных героев А.Гайдара». Задание выполняется непосредственно во время турнира. Имена персонажей должны быть написаны на полосках бумаги, их нужно разложить по папкам-обложкам книг, расположив внутри по алфавиту. Дети могут дополнить словарь другими персонажами, для чего следует подготовить чистые полоски бумаги и фломастер.

Например:

«Голубая чашка»: Светлана, мама Маруся, Папа, Санька Карякин, Пашка Букамашкин, Федор;

«Горячий камень»: Ивашка Кудряшкин, Старик;

«Судьба барабанщика»: Сережа Щербачов, Валентина Долгунцова, Юрка Ковякин, Павел Барышев, Нина Половцева, «Бывший дядя», Слава Грачковский;

«Тимур и его команда»: Тимур Гараев, Женя Александрова, Ольга Александрова, Георгий Гараев, Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Гейка, Михаил Квакин, Фигура и другие;

«Чук и Гек»: Чук, Гек, начальник геологоразведочной партии – Серегин (папа), мама, сторож.

2. Конкурс «Откуда эти строки?»

Фрагменты могут быть взяты самые разные, особенно обратите внимание на первые и последние строки произведений, портреты героев, описание природы, диалоги.

3. Киноконкурс «Откуда эти кадры?»

Произведения Гайдара неоднократно экранизировались. Ряд сценариев был написан им самим. На конкурсе могут быть показаны небольшие фрагменты фильмов.

4. Блиц-викторина

Сюда могут быть включены самые разнообразные вопросы. Например:

  • Как первоначально назывались повести Гайдара «Чук и Гек» («Телеграмма»), «Тимур и его команда»? («Дункан и его команда»), «Голубая чашка» («Хорошая жизнь»).

  • Что было изображено на флаге у команды Тимура? (Звезда с четырьмя расходящимися лучами).

5. Конкурс «стрелков»

Гайдар на всю жизнь полюбил армию, несмотря на то что ему пришлось по состоянию здоровья с ней расстаться. Особое отношение у писателя было к оружию.

  • Когда впервые у Гайдара появилось личное оружие?

(В 1918 году Аркадию Голикову было 14 лет, в Арзамасе оружие ему выдали в ревкоме для охраны порядка.)

  • Каким оружием пользовался Гайдар в годы Великой Отечественной войны?

(Автомат, пулемет, гранаты-лимонки.)

  • В какой повести А.Гайдара есть такие слова: «Могут выругать человека за потерянный документ. Без лишних слов вычтут потерянные деньги. Но никогда не простят, не забудут человеку, что он не смог сберечь свое оружие. Оно не продается и не покупается. Его нельзя сработать поддельным, как документ, или даже фальшивым, как деньги. Оно всегда суровое, грозное и настоящее»?

(«Судьба барабанщика»)

  • Кто из мальчишек-героев А.Гайдара вынужден был воспользоваться оружием и при каких обстоятельствах?

(Сергей Щербачов, герой повести «Судьба барабанщика», стрелял из браунинга в старика Якова; Борис Гориков, герой повести «Школа», из маузера убил юношу 17 лет, который пробрался в отряд белых и напал на него, Бориса.)

  • Почему и из чего стрелял Сергей, отец Альки, в повести «Военная тайна»?

(Сергей стрелял из браунинга в пьяницу, попавшего камнем Альке в висок и убившего его.)

  • У кого из героев А.Гайдара был оловянный браунинг?

(У Володьки из повести «Дым в лесу».)

6. Музыкальный конкурс «Гайдар и музыка»

Кто поет эти песни? Назовите героя и произведение Гайдара:

Чики-чики!
Ходят мыши,
Ходят с хвостами,
Очень злые
Лезут повсюду.
Лезут на полку
Трах-тарарах!
И летят чашки.
А кто виноват?
(Светлана. «Голубая чашка»)

Горные вершины
Спят во тьме ночной.
Тихие долины
Полны свежей мглой…
М.Ю.Лермонтов

(Отец Сергея Щербачова. «Судьба барабанщика»)

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется…
Н.В.Кукольник

(Отец Сергея Щербачова. «Судьба барабанщика»)

Плыл кораблик голубой,
А на нем и я с тобой.
В синем море тишина,
В небе звездочка видна.
А за тучами вдали
Виден край чужой земли…
(Натка поет Альке. «Военная тайна»)

Заводы, вставайте,
Шеренги смыкайте,
На битву шагайте,
Шагайте, шагайте!
Г.Эйслер, русский текст И.Френкеля, муз. В.Белого

(Алька и Сергей. «Военная тайна»)

Спят все люди с улыбкой умильною,
Одеялом покрывшись своим.
Только мы лишь, дорогою пыльною
До рассвета шагаем, не спим…

(«Дядя» Сережи Щербачова. «Судьба барабанщика»)

По военной дороге
Шел в борьбе и тревоге
Боевой восемнадцатый год…
«Красноармейская».
стихи А.Суркова, муз. Дм.Покрасса

(Сергей. «Судьба барабанщика»)

Песни, которые любил и пел А.Гайдар

Мы – красные кавалеристы,
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ:
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо, мы смело в бой идем…
Сл. А.Дактиля, муз. Дм.Покрасса

Мы шли под грохот канонады,
Мы смерти смотрели в лицо,
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов
Средь нас был юный барабанщик,
В атаку он шел впереди
С веселым другом-барабаном,
С огнем большевистским в груди…

Немецкая революционная песня. Русский текст М.Светлова

Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная,
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.
Сл. В.Чуевского, муз. П.Булахова

7. Инсценировки произведений Гайдара, подготовленные участниками конкурса.

_____________

1 Охватывает период до увольнения из армии.

2 Охватывает период работы в газетах.

3 Книги для детей.

4 Гайдар на войне.

5 Турнир может быть проведен с учащимися 3–5-х классов, если упростить или убрать часть заданий по усмотрению библиотекаря.