Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2003


АДРЕСНАЯ КНИЖКА

Что было

Оксана Кабачек

Библиоша,
юбиляр из Благовещенска

 

 

Библиоша – добрый дух
детской библиотеки

Прошедшей осенью Благовещенск наводнили божьи коровки, кинематографисты и библиотекари. Божьих коровок привлекло обилие вкусной тли, киношников – фестиваль «Амурская осень», а библиотекарей – юбилей местной областной детской библиотеки.

Но обо всем по порядку.

Оксана Леонидовна Кабачек – заведующая отделом социально-психологических проблем  детского чтения Российской государственной детской библиотекиМосква

Региональная научно-практическая конференция «Специализированные библиотеки Дальнего Востока в современном библиотечно-информационном пространстве: пути сотрудничества» (25–27 сентября 2003 года) собрала работников детских, школьных и специализированных библиотек Дальнего Востока и Восточной Сибири. Мероприятие это совпало с 40-летним юбилеем Амурской областной детской библиотеки (директор Т.Г.Бурдиянова). Поздравить юбиляра Библиошу пришло много важных персон. Присутствовали и иностранные гости – китайцы из Хейхея, быстрорастущего современного города на другом берегу Амура. Веселый и трогательный Библиоша китайцам явно понравился.

На второй день конференции преобладали доклады о работе детских библиотек Дальневосточного региона, однако и специализированным библиотекам было уделено внимание. Один из круглых столов прошел в прекрасно оснащенной библиотеке для слепых г. Благовещенска. Достаточно часто звучала тема взаимодействия школьных библиотек региона с детскими.

Школьных библиотекарей представляла Любовь Александровна Докучаева, руководитель методического объединения школьных библиотекарей г. Благовещенска. На круглом столе она рассказала об исследовании читательских интересов школьников города. Анкетирование проводилось в течение трех лет: обследовались школьники девятых классов, затем пятых и седьмых. Использовались адаптированные методики, опубликованные в журнале «Школьная библиотека». Результаты исследования свидетельствуют о том, что 50% школьников г. Благовещенска любят читать, а 35% понимают важность книги; 60% книг выбирается для подготовки школьных заданий и лишь 38% – «чтобы получить удовольствие от чтения». «Видеокультура теснит детское чтение», – делает вывод Л.А.Докучаева. Среди любимых авторов у пятиклассников Э.Успенский, А.Линдгрен, а у старших – А.Пушкин, М.Лермонтов, М.Булгаков, А.Дюма, К.Булычев. Но преобладает все же легкое, развлекательное чтение. Меньше стали читать стихов. 30% школьников не могли назвать книгу или автора, которых хотели бы прочитать. Домашнюю библиотеку имеют 70% детей, но пополняют ее в основном бабушки и дедушки.

По результатам анкетирования был проведен семинар для школьных библиотекарей города. Проделан анализ данных по каждой школе, каждому классу. О результатах рассказали родителям школьников и самим ребятам.

Фото Оксаны Кабачек

Амур при впадении в него Зеи: слева – российский берег, справа – китайский

С места подала реплику директор Приморской краевой детской библиотеки (г. Владивосток) Е.И.Кулинок: «Можно построить такую интересную работу по результатам анкетирования! Продумать совместную программу деятельности детских и школьных библиотек города!» Ответ Л.А.Докучаевой: «У нас тесный контакт с детскими библиотекарями: мы приглашаем их на заседания нашего методического объединения, и периодически специалисты из детской библиотеки проводят для нас обзоры методических новинок и новинок детской литературы; в каждой школе вывешиваем план работы ближайшей детской библиотеки».

Другой вопрос с места касался уроков библиотечно-библиографической грамотности: кто их проводит? Ответ был неутешительный: «Если с программой для младших классов мы, школьные библиотекари, еще справляемся, то на старших детей у нас уже нет времени».

Вывод, который сделали участники конференции: школа должна сделать детской библиотеке социальный заказ на уроки библиотечно-библиографической грамотности для школьников. В Бурятии мероприятия, проводимые детской библиотекой для школы, оплачиваются (существуют договорные отношения), а на Сахалине, в силу того что нет ставки методиста по школьным библиотекам, работники детских библиотек проводят большую работу для школ бесплатно, выручая коллег.

В конце конференции был одобрен совместный проект работы библиотек Дальневосточного региона. Предполагается объединить усилия областных и краевых детских библиотек в области информационного обслуживания, введения новых информационных технологий, работы с детьми с ограниченными возможностями, издания литературно-творческих работ детей региона и пр.

Какие впечатления остались от Благовещенской конференции, что запомнилось больше всего? Спрашиваю об этом Наталью Михайловну Макарову, главного библиотекаря организационно-методического отдела Российской государственной детской библиотеки. «Многое показалось интересным, – отвечает она. – Но наиболее ценное, пожалуй, наряду с экологическим воспитанием в библиотеках, понимание важности военно-патриотического воспитания в этом пограничном регионе».

На меня тоже наибольшее впечатление произвела работа по экологическому воспитанию Амурской областной детской библиотеки. В летнем детском экологическом лагере сотрудники ОДБ вместе с руководителем детской радиостудии «Чистые голоса» И.А.Мариковской и юными экологами участвуют в международной акции по спасению редких видов журавлей. Проблемы экологии в регионе стоят очень остро: недавнее открытие Бурейской ГЭС может нанести непоправимый ущерб многим животным и растениям Приамурья, в худшую сторону изменить климатические условия. Очевидно, что актуально воспитание не просто любви к родной природе, но и умения ее защищать.

Экономическое воспитание в детских и школьных библиотеках – требование времени. Ибо по данным местной печати, 76% приамурских предприятий сейчас убыточны. если мы не сможем поднять этот край, его поднимут другие. Нужны и прорывы в макроэкономике, и умножение числа патриотов-меценатов вроде И.Я.Чурина, в свое время застроившего города Благовещенск и Харбин.

Ну вот, начали с божьих коровок, а закончили геополитикой. А Библиоша с его проблемами где-то посередине? Просветитель Библиоша – главное звено в этой цепи!