Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я иду на урок

Татьяна Михалченкова

Принцы, пудели
и другие герои

Внеклассное чтение по-библиотечному

Татьяна Ивановна
Михалченкова –

зав. библиотекой школы № 2
г. Ухта

Когда-то дискуссия о внеклассном чтении на страницах газеты подтолкнула меня к проведению уроков. Уже второй год в четвертых классах я провожу совместно с учителями уроки внеклассного чтения. Главная их цель – нравственное воспитание.

Все занятия провожу в форме викторин, литературных игр, диалогов-размышлений, обсуждений книг и т.д. Моя задача – в рамки игры ввести весь прочитанный материал, обсудить дела и поступки героев, дать ребятам возможность высказать свое мнение.

Круг нашего чтения: О.Уайльд «Мальчик-звезда», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Е.Ильина «Четвертая высота», А.Гайдар «Тимур и его команда», Е.Габова «Невидимки в лагере» и др.

Интересно прошли занятия, посвященные взаимоотношениям человека и собаки. Мы обсудили книги «Белый пудель» А.Куприна и «Кусака» Л.Андреева.

Урок по книге Куприна делился на два блока. Первый – викторина на знание текста. Двенадцать вопросов, причем и такие каверзные: «Как называлась кофейня, где ночевали дедушка и Сережа?»; «Умел ли Сережа читать?» и т. д.

А вот такие мини-выставки делает Инга Бердникова из Екатеринбурга

Второй блок – размышления о поступках героев книги. Мы обсудили вопросы: «Почему дедушка не продал Арто?»; «Кого из персонажей книги ты бы взял с собою в разведку и почему?»; «Вспомните пословицы, которыми можно проиллюстрировать поступок Сергея» и т.д.

Урок по книге Л.Андреева «Кусака» прошел как диалог-размышление. Один из вопросов: «В чем отличие поступков героев книг А.Куприна и Л.Андреева по отношению к своим верным друзьям?» Интересными были ответы ребят на вопрос: «Как вы думаете, почему дачники не забрали Кусаку в город?» Ребята говорили: «Наверное, у них одна комната»; «Мама с папой зарабатывают мало денег» и т.д. И только в процессе обсуждения ребята приходили к выводу о том, что к Кусаке относились как к вещи.

К третьему занятию ребятам было дано задание узнать о происхождении пород (колли, пуделя, сенбернара, ньюфаундленда), о том, почему так называется порода, какие особенности, где вывели эту породу, какие профессии у собак этих пород. И второе задание – выучить стихи Олега Тарутина о пуделе, водолазе, колли; отрывок из стихотворения Э. Успенского «Про собак» (о профессиях собак); Аркадия Пресмана «Мой щенок»; Тима Собакина «Будущая профессия». Мое – лишь слово о том, как давно человек и собака вместе, да еще предваряю чтение стихов небольшой справкой о поэте и исполняю роль ведущей. Ребята очень активно готовятся к уроку, подключают родителей, бабушек, дедушек, узнают о породах собак все возможное, пишут сочинения, рисуют, выразительно читают стихотворения. Уже второй год провожу этот урок в четвертых классах, и всегда он проходит на ура. В этом году Настенька предложила провести подобный урок о кошках.

Другая девочка, Танюша из 5-го «В» класса, пришла в библиотеку и говорит: «Татьяна Ивановна, а теперь у нас урок внеклассного чтения проходит как будто это обычный урок».

Я считаю, уроков внеклассного чтения должно быть больше по программе, а произведения должны быть интересными, гуманистическими, понятными для ребят. И уроки нужны нестандартные, чтобы ребята ждали их с нетерпением.

От редакции. Повезло ребятам из школы № 2 города Ухты, где проходят такие неформальные уроки внеклассного чтения. Как хочется опять попасть в четвертый класс, чтобы впервые пережить счастье приобщения к «Маленькому принцу», «Белому пуделю»…

Но почему внекласному чтению, цель которого – ЧТЕНИЕ, должна быть канцелярской скрепкой прикреплена бирочка «нравственное воспитание»? Почему нам всюду необходимо «воспитание» (нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое и т.д.), а не просто – чтение?