Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Евгения Соколова

Медиацентр – два месяца работы*

История эта, как вы помните, началась в московской «Школе самоопределения» не с решения «сверху» и даже не с библиотеки, а с учителей. Группа педагогов поняла, что проектной работе, которая уже давно стала основой учебного процесса в этой школе, стало тесно в учебных кабинетах. Королевство мало, информации не хватает… Тем интереснее нам следить за развитием медиацентра, созданного по их инициативе на базе библиотеки.

Со стороны посмотреть – все время что-то происходит, этакое броуновское движение. В «читалке» дети за столиками с книжками с утра до вечера или кружок какой тихий расположится: сдвинут два стола – вяжут, рисуют. В видеозале кино крутят, это идут занятия по москвоведению, словесности или авторские кинокурсы Ани Голиковой и Ольги Калмановской. В медиазале за тремя компьютерами все время кто-то работает: набирают тексты, рыскают в интернете (если подключен), просматривают сидиромы. Этих самых дисков сейчас у нас 50 штук. По химии, физике, истории, даже по ОБЖ. Когда учителя стали их прицельно смотреть, оказалось, что работать с ними можно по крайней мере двумя способами. Можно самому скачать в личную папочку нужную информацию – картинки, анимацию, тексты – или оставить заказ дежурному администратору медиацентра и на следующий день прийти к оформленному в вашей персональной электронной папочке материалу. Дальше действовать так. Записать в «Бортовой журнал медиацентра» (почему такое название? Юра Подкопаев, один из нас, дежурных администраторов, предложил, и оно легко прижилось) время, когда вы приводите сюда свой класс на уроки, тему и необходимые материалы. Например, с использованием программы «Живая геометрия», как это делают Наташа Антохина или Галина Александровна Бирюкова. План верстается на каждую следующую неделю, и, как правило, накладок не бывает.

Еще появилась любопытная форма работы на уроках истории – мини-проекты, которые несколько ребят делают на том же уроке, но не в учебной аудитории, где историей занимается весь класс, а в медиацентре. Например, в классе идет занятие по теме «Куликовская битва». Учитель заранее пишет заявку на работу ребят за компьютером в «бортовой журнал». И в начале урока предлагает желающим, а их столько, что выстраиваются в очередь, поработать в медиацентре. Вот тут разворачивается работа, которую мы условно называем мини-проектом на уроке. Об этом – отдельный разговор в следующей статье.

Когда мы сели и подсчитали, сколько учителей стали пользоваться услугами медиацентра для проведении занятий с ребятами, оказалось – семнадцать из ста. Математики, географы, историки, преподаватели МХК, иностранных языков, учителя начальной школы. Много это или мало? Вопрос.

Дольше всех держат оборону от медиацентра словесники. Почему? Не устраивают сидиромы. Русский язык, говорят они, помещен на дисках с досадными ошибками. И ребенка близко подпускать к такому его изучению нельзя. Это будет натуральное вредительство. Что же касается преподавания русской и зарубежной литературы, то на своих уроках они вместе с ребятами создают такую атмосферу живого общения, обмена мнениями, впечатлениями, собственного творчества, что безумно жаль отпускать кого-то с каким-то заданием во время урока к «железке». А дисков хороших, из которых хотя бы фрагменты можно было использовать на литературных занятиях, решительно нет. То же самое мы слышим от химиков. Нам нужны диски с хорошей анимацией, говорят они. Чтобы атомы бегали вокруг ядра и все такое прочее. Потому что у нас много детей, которые этого совершенно искренне не представляют. А дисков с хорошей химической анимацией в школе нет. Ищем.

Физики и биологи предъявляют другое обоснование – почему «нет». То есть пока «нет». Позиция учителей такая: сначала я сам (сама) должна овладеть компьютерной техникой как можно ближе к совершенству, просмотреть все диски по своей теме и отделить нужное от ненужного, а потом уже допускать до занятий в медиацентре своих учеников. Позиция эта становится тем более интересной, что возникает некая «растяжка»: в школе есть учителя, делающие совсем наоборот. Говорящие ребенку: «Слушай, в медиацентре есть диск по такой-то теме. Я плохо понимаю, как он устроен, что оттуда можно вытащить и как. Помоги мне, разберись в диске, а потом скажи, что там есть, что тебе показалось интересным, как эту информацию можно использовать на наших занятиях». Понятно, обе эти позиции имеют право на существование, но вторая – это шанс поставить ученика в позицию сотворца образовательного пространства урока. Правда, для учителей с ярко выраженной лидерской позицией или режиссеров типа «мой урок – это мой спектакль» такое сотворчество вряд ли приемлемо.

Вообще же, два месяца спустя после начала занятий стало ясно: тот комплект дисков, что получен школами в качестве дара по федеральным и городским программам, нуждается в активном пополнении и даже исправлении. Где и как пополнять дисками школьную медиатеку? Прежнее поколение учителей не забыли приснопамятные учколлекторы с фильмами «Сталинградская битва» и «Правило буравчика». Но нам-то что делать? Решили пока так: партизанские вылазки во все известные магазины и трата «книжных» денег на диски. Книжные деньги – это те 100 рублей, которые учителя получают «на книжки» ежемесячно. Кстати, назначали эту сумму тогда, когда минимальная зарплата в стране была 100 рублей. С тех пор «минималка» увеличилась в 8 раз, книжки подорожали, а сотня как была, так и осталась. С этой суммы сейчас начинаются цены на компакт-диски.

Когда учителя стали работать с сайтами МИОО (Московского института открытого образования), подключение к Интернету через телефонную линию перестало всех устраивать. А вот работу с интернет-проектами раскрутить пока не удалось. Поддерживаем внутришкольные учебные проекты, но в первой четверти ребята, как правило, ими еще не так активно заняты. Большой наплыв «проектировщиков» начнется с декабря-января.

Нет школьной локальной сети. Ее установка требует средств. Фирмы готовы делать, но запрашивают суммы, которые школе не осилить. Вот пришли очередные представители, кажется, удается договориться. Сошлись в цене. А качество не пострадает?

Мечтаем приобрести библиотечную программу «ИРБИС» и будем потихоньку переводить всю бумажную писанину на электронные носители. Стало ясно, что нужен новый дизайн школьного сайта, а значит, вебдизайнер, который с группой ребят … ну и так далее, много чего можно перечислять.

Вот такие итоги двух месяцев работы. Да! Преподаватель информатики Наташа и лаборант Миша вздохнули с облегчением. Уроки информатики идут сплошняком, и если в прошлом году все время кто-то из учителей и ребят просился поработать в кабинете индивидуально, а возможности отыскивались с трудом, то сейчас они прямо так и говорят: а шел бы ты в медиацентр, там помогут.

Что изменилось в работе библиотекаря? Об этом говорит Ирина Серебрякова, школьный библиотекарь с большим стажем:

Многое. В сентябре и октябре мы разбирали литературу после переезда. Потом я отучилась на курсах Федерации интернет-образования. Теперь вместе с ребятами оформляем библиотеку с помощью компьютерной графики. Готовим слайд-презентацию новых поступлений. Подбираем информацию по заявкам учителей не только в книгах, но и на электронных носителях. Сейчас начинаем составлять электронный каталог и параллельно чистим старый, бумажный. Учителя зачастили к нам: пошла работа по переклассификации книг некоторых разделов в читальном зале, так чтобы ребятам было удобнее работать по заданным темам. Стали и родители, и ребята приносить новые хорошие книги, и мы их сейчас оформляем. Теперь у нас общие книго-медиа-видеочитатели: пришел ученик в читальный зал, нашел нужный журнал, а мы ему советуем, чтобы еще в медиа- и видеозал заглянул, полюбопытствовал.

Центр сейчас работает в двух режимах: режим собственно функционирования и режим развития. Режим функционирования обеспечивают дежурные администраторы и библиотекари, которые работают посменно. Кто такой дежурный администратор медиацентра? Этот человек направляет потоки посетителей центра: ребят, учителей, родителей. Одному нужно срочно отыскать на диске материал к уроку, другому нужна консультация библиотекаря, третьему не хватает места за рабочим столом: все это и улаживает дежурный администратор. Он же принимает заявки от учителей на подбор информации к урокам и на проведение уроков в медиацентре. Например, приходит в центр учитель изо и говорит, что ему нужно показать ребятам, какие глиняные изделия были в средние века. Администратор предлагает ему написать краткую заявку по форме: что, в каком виде, к какому сроку (написать заявку – 3 минуты, засекали). После этого администратор начинает раскручивать дело: что-то попросит подобрать библиотекарей, что-то – старшеклассников найти среди слайдов, сидиромов, в Интернете, а если есть время, сам сядет и поглядит. Потом все соберет в папочку и отдаст учителю. Готов выслушать претензии: ну, голубчики, и ерунды вы здесь мне понабрали. Готов улыбнуться похвале: спасибо, дружище, выручили! Сейчас дежурных администраторов в школе четверо: студент педвуза, две учительницы и даже одна родительница. (Оформлены они как воспитатели ГПД, поскольку другого штатного расписания пока нет.) Дежурят целый день с 9 до 18 часов или по полдня, но центр всегда открыт.

А вот с режимом развития дела обстоят сложнее. Здесь много предложений и от учителей, и от ребят. Устройство самого медиацентра – как развивающегося школьного образовательного пространства для проектных работ, для проведения уроков и как места реализации личных образовательных планов – переживает довольно бурный период рождения идей, их разработки, столкновения мнений и нахождения консенсуса. Штатная ситуация – трудности роста.

______________

* Первая статья была напечатана в № 23– 2003.