Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Курс молодого бойца

Татьяна Кантур

Веселый поезд

Двенадцать лет с библиотечными уроками

Следующая остановка на пути молодого бойца – библиотечные уроки. Ох как не просто (даже специалисту со стажем!) провести не просто урок-другой, а выстроить целую систему. Советы «главного машиниста» с внушительным стажем помогут и пригодятся в работе и новичкам, и бывалым специалистам.

В 1988 году, когда я впервые пришла работать в школьную библиотеку, многим ребятам эти два слова не говорили ни о чем, а сами уроки представлялись чем-то скучным и непонятным. Передо мной встало сразу множество вопросов: какие уроки могут понравиться учащимся; как сделать их интересными и доступными; какие формы уроков выбрать, чтобы каждый из них принес пользу и заставил каждого ученика школы вновь и вновь вспоминать прошедший урок, стремиться расширить знания и чаще обращаться к книге, как источнику знаний?

Решила начать с начальной школы и уделить особое внимание первоклассникам, ведь именно с их первого посещения библиотеки начинается формирование будущего читателя, воспитание культуры чтения, интереса к чтению, прививается любовь к библиотеке, книге.

В таких раздумьях и появился первый библиотечный урок в цикле «Мы приходим в “Читай-город”».

ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКУ

Путешествуем мы по «Читай-городу» на поезде. Дети, как вагончики, спешат, торопятся друг за другом вдоль книжных полок. Хотят увидеть многочисленных его жителей, познакомиться с ними поближе. Слова библиотекаря воспринимают как сигнал к отправлению в путь:

В поезд можете садиться,
Этот поезд в город мчится.
Он пройдет вдоль книжных полок,
Мы изучим все дома –
Книжек толстые тома.

В ходе урока дети узнают, что в библиотеке есть место, где книги выдают, – абонемент – и зал, где с книгами можно заниматься, – читальный зал. Знакомятся с основными библиотечными терминами, с жителями-книгами, учатся бережно относиться к ним.

Сколько книг на Земле?
Есть с ладошки одни,
Есть большие тома –
Проживают они
С нами вместе в домах.

Каждый термин красочно оформлен на табличке и ставится библиотекарем по мере знакомства с ними на определенное место.

Занимательно и весело проходит та часть урока, когда класс приезжает на станцию «Читальный зал»: игры, загадки, шутки очень нравятся всем. И в конце урока, конечно же, каждый первоклассник обязательно хочет стать читателем, получить свой, первый в жизни, читательский формуляр и первую библиотечную книгу, а вместе с ней задание: нарисовать героя сказки, который понравился больше всего.

Это задание является переходным мостиком к системе уроков по внеклассному чтению, которые проходят в библиотеке, готовятся вместе с учителем и предполагают тематическое знакомство с книгами.

Урок-игра «Что за прелесть эти сказки!»
Урок-путешествие «Мир животных».
Урок-знакомство «Такие забавные дети».
Урок-память «О Родине, о подвигах, об армии».

ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ

Летом мои читатели беззаботно плескались в речке, подставляли себя ласковому, горячему солнышку, нежились на морских пляжах пионерских лагерей, а я готовилась к 1 сентября, ко Дню знаний, чтобы снова встретить их в библиотеке и научить ориентироваться, выбирать на книжных полках литературу самостоятельно. И в моем воображении стеллажи превращаются в многоэтажные дома, полки становятся этажами, а место от разделителя к разделителю – квартирой, живут в которой необычные жильцы – книги.

А добираться с этажа на этаж, конечно же, лучше на лифте, так как для детей, живущих в одноэтажных сельских домах – это совсем необычный способ передвижения.

Медленно движется по краю стеллажа лифт (рисунок), поднимая нас на самый верхний, пятый этаж, и ребята хором читают надпись на полочном разделителе «Стихи для детей», а я задаю вопросы: любите ли вы стихи; каких поэтов знаете? И возникает сам собой конкурс – кто их знает больше? И ребята перебирают на полке книги, называют авторов, вспоминают, что еще они читали.

Дальше мы спускаемся на лифте вниз, на 4-й этаж. Здесь жильцы живут в двух квартирах, и они совершенно разные. В одной – «О природе и животных», в другой – «О героях и подвигах».

В первой происходят всевозможные чудеса, а во второй гремят барабаны, пушки.

С природой и животными знакомимся при помощи викторины, а героев ребята перечисляют сами.

3-й этаж самый красочный. Здесь поселились книги со сказками. Новый конкурс заставляет ребят задуматься, кто же знает больше всего сказок? Наперебой звучат названия произведений, и вот уже определяется явный лидер, он получает звание «знаток сказки».

Шумной гурьбой на лифте опускаемся на самые нижние этажи. Герои этих книг такие же забавные сверстники, и начинаются детские игры, участниками которых становятся мои читатели. Весело изображают они героев Е.Авдиенко «Собирали ягоды и вели мы счет: ягоду в кружку – две ягоды в рот».

Обращаю внимание, что

Ровными рядами
Книги здесь стоят.
Ждут в своих квартирах
В гости вас, ребят.

И учащиеся с помощью закладки начинают самостоятельный выбор книг, с удовольствием роются, копошатся, перекликаясь друг с другом.

ВЫБОР КНИГ В БИБЛИОТЕКЕ

Каждый уголок в библиотеке имеет свое значение. Книги для учащихся 3–4-х классов разместились на нескольких стеллажах, получилась целая улица.

Мы идем по этой улице вдоль домов и вспоминаем пословицы и поговорки о чтении и книгах. Кто вспомнит самую интересную?

А вот и первый дом, название его – «Природа».

Тихо шелестят от ветра травы, щебечут птицы, прячутся в лесу звери. Что мы знаем о них?

И вот уже, подпрыгивая от нетерпения, ребята стараются отгадать больше загадок, чтобы получить на память жетон с изображением обитателей природы.

Вдруг на одной из полок мы встречаем удивительную птицу. В клюве – записка от доброй волшебницы, в которой указан путь поиска клада.

Разыскивая его, мы попадаем в сказочный дом «Много сказок есть на свете, самую хорошую выбери сейчас».

Интересно ученикам догадаться, как называется сказка или как зовут героев из сказок.

Среди книг обнаруживаем конверт с кладом. Это ключ от «Читай-города» со словами «Хорошая книга – лучший друг».

В конце улицы дом, где собрались книги о детях и для детей. Знакомясь с книгами, третьеклассники с удовольствием принимают участие в разгадывании кроссворда, чтобы узнать фамилию авторов книг и название стихотворения С.Я.Маршака «Почта».

А затем все выбирают книги для домашнего чтения, используя закладки. И обязательно получают домашнее задание: нарисовать рисунок.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Четвертый класс – последняя ступенька начальной школы. За ней уже видится порог пятого класса. А значит, пора ребятам встретиться с серьезными толстыми книгами.

Вот они стоят на большой, развернутой книжной выставке «Суем свой нос в любой вопрос. Словари, справочники, энциклопедии».

Сколько раз я видела, как останавливался завистливый, любопытный взгляд младшего школьника на этих книгах. Но не каждый из них осмеливался попросить толстый том «Детской энциклопедии» или популярное издание И.Акимушкина «Мир животных». Уж очень большие они были для них.

Однажды объявляю в классе, что скоро у них будет библиотечный урок «Справочная литература» и можно взять домой любую книгу с этой выставки для знакомства перед уроком.

И в тот же день разноголосая ватага примчалась в библиотеку, робкие детские руки перебирают книги на полках. Каждому хочется взять самую интересную книгу с яркими иллюстрациями.

С помощью классного руководителя делим класс на три команды:

– справочники;

– словари;

– энциклопедии.

Выбираем капитанов каждой из них. Даем задание:

– познакомиться с книгой;

– прочитать как можно больше сведений, содержащихся в книгах;

– придумать представление командам и хвалу справочникам, нарисовать рисунок-вопрос.

Сообщаем, что на библиотечном уроке мы будем играть и соревноваться.

Проходит некоторое время, и вот он – урок…

КАК СДЕЛАНА КНИГА

«Театр книги» появился (как библиотечный урок) только недавно в серии библиотечных уроков.

Это интегрированный урок для учащихся 3–5-х классов. Он объединяет знания о структуре книги для детей разного возраста, развивает творческие способности, побуждает к активной деятельности.

В первом варианте урок появился как познавательный повествовательный рассказ, а затем был переработан в театральное действие с участием элементов, из которых состоит книга.

Перед учащимися на столах разложены книги, включающие содержание урока. За основу взята книга Н.Носова «Приключения Незнайки» (1987 г.).

Все элементы увеличены и дублируют книгу. Обычно их роли играют учащиеся пятых классов, так как для них это урок-повторение. Можно для исполнения ролей привлечь четвероклассников.

Вся практическая работа выполняется на уроке, а дома только дорабатывается.

«Как сделана книга»,
или «Кто в книге самый главный»

(библиотечный интегрированный урок для 3–5-го класса)

Библиотекарь. Перед вами на столе лежат книги. О чем они? Можно взять каждую книгу в руки, раскрыть, рассмотреть. С чего начать?

Обложка (Н.Носов. Приключения Незнайки). Конечно же, первое, что видит читатель, когда берет книгу в руки – это мое лицо. От его выражения часто зависит, захотите ли вы раскрыть книгу дальше и читать ее. Вот у меня лицо интересное, привлекательное. Знаете, сколько краски ушло, чтобы сделать меня такой яркой и красивой! Зато эта книга уж никогда не залежится на полке, так как каждый из вас обязательно захочет узнать: куда это мчится Незнайка?

Библиотекарь. Обложка одевает книгу. На ней вы прочитаете имя, фамилию автора, название книги, издательства, а еще узнаете, в каком году книга родилась. Обложка всегда плотнее, чем страницы книги, и защищает их от повреждения.

Титульный лист. А я самая первая страница в книге, значит, и самая главная. Мы с обложкой как две родные сестрицы (берутся за руки). Только я могу сообщить вам о книге больше сведений, чем она: и автора, и название, и кто книгу нарисовал, и кто перевел, и город, где книга родилась. Правда, я не всегда такая нарядная и цветная, но зато всегда начинаю любую книгу и появилась раньше своей сестрицы.

Библиотекарь. Древние римляне помещали страницы своих рукописей в круглые, выдолбленные из дерева футляры. К ним крепился ярлычок с названием титулюс. Отсюда и название этого листа.

Форзац (отодвигает Титульный лист). Подождите, подождите! Как же обложка без меня?! Ведь я соединяю всю книгу с обложкой, и мое оформление помогает читателю настроиться на чтение именно этой книги. Скажите, разве не хочется вам узнать о творчестве Николая Николаевича Носова, о его жизни, о других героях его книг? Откройте форзац и прочитайте, о чем здесь написано, ведь вы даже не знаете, что такое Государственная премия, которой удостоены книги Н.Носова.

У меня есть еще подружка Концовка. Но с ней вы познакомитесь дальше. (Становится между ними.)

Фронтиспис (обнимает за плечи правой рукой форзац, левой – титульной лист). Дорогой друг форзац! Ты совсем забыл обо мне! Это оттого, наверное, что я бываю не в каждой книге.

Ребята, если, открывая книгу, слева от титульного листа вы увидите страничку с портретом автора или главного героя, знайте – это я, Фронтиспис. Я всегда обращен лицом к титульному листу и всегда рядом с форзацем. Я познакомлю вас с портретом Н.Носова.

Библиотекарь. Фронтиспис – очень трудное слово. Произошло оно от французского, которое переводится на русский язык как «глядеть», «лоб». Поэтому все рисунки на нем обращены к титульному листу.

(Появляются две подружки, подрыгивают на одной ноге каждая.)

Заставка. Я такая красивая, такая красивая! Лучше всех картинок в книге. Я стою в начале всего текста в книге. Если хорошо меня рассмотреть, можно догадаться обо всем содержании книги.

Я главная, потому что открываю двери в произведение. Вот она Огурцовая река с Цветочным городом на берегу и жителями-коротышками.

Концовка. А я закрываю эти двери. И хотя нахожусь в конце книги, ничуть не хуже других. Может, даже главнее, потому что подвожу итог чтению, закрепляю настроение читателя.

Подружка Заставка маленькая, а я могу быть целым рисунком или картинкой. Правда, иногда художник делает из меня просто орнамент. А в этой книге он изобразил меня в виде кляксы.

Библиотекарь. Ребята! Давайте разрешим спор двух подружек: кто из них лучше и важнее? Те, кто сидит справа, придумают и нарисуют Заставку. А те, кто слева, – Концовку к следующим текстам:

1. «…В одном сказочном городе жили коротышки… В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики… Он стоял на берегу ручья… по берегам ручья росло много огурцов…»

2. «…Незнайка часто сажал кляксы в тетради. И к тому же, как только посадит кляксу, так сейчас же слизнет ее языком. От этого кляксы у него получались с длинными хвостами. Их Незнайка называл кометами».

Мы не будем слизывать кляксы, а просто пофантазируем, рисуя их.

(Все рисуют заставку и концовку.)

Предисловие (входит). Вы не встречали здесь моего товарища?

(Входит Послесловие. Идет диалог.)

– Здравствуй, друг! Нам трудно оспаривать первенство в книге.

– Да, обычно мы всегда маленькие и коротенькие.

– И читают нас прямо у книжной полки.

– Но зато мы можем сразу подсказать, нужно читать эту книгу или нет!

Библиотекарь. В древности всякий рассказ называли «слово». Поэтому наших двух товарищей и зовут так: если напечатан перед текстом – то предисловие, если напечатан после всего текста – то Послесловие.

А сообщают они читателям о том, кто написал книгу, когда и в какой стране происходит событие и многое другое.

(Все становятся в порядке расположения их в книге. Появляются иллюстрации – одна, две, три, по желанию.)

Иллюстрация. Если вы настоящие читатели, то, читая книгу, внутренним взором вы видите лес и горы, море и реки, лица героев, все, что сумел пробудить в сознании автор. А если вы еще и умеете рисовать, тогда рядом с текстом рождается мир цвета, линий и штрихов.

Это я, иллюстрация, помогаю испытать наслаждение от прочитанного. Значит, я тоже главная.

Библиотекарь. Люди догадались об этом давно. Тысячу пятьсот лет назад в Китае были сделаны первые рисунки на дереве (гравюры) для иллюстрирования литературного текста.

(В обнимку входят два брата-близнеца Содержание и Оглавление).

– Мы с братцем похожи, хотя и живем в разных концах книги.

– Мы очень полезны, так как перечисляем все произведения, которые в ней напечатаны.

– Указываем, на какой странице каждое из них можно найти. Хотите побывать на балу в Цветочном городе? Откройте страницу 144.

– Мы никогда не встречаемся. Один живет в начале одной книги, другой – в конце другой книги. Но мы одинаково нужны каждому читателю.

Библиотекарь. Ребята! Подумайте:

1. Кто же в книге главный?

2. Какой элемент в книге самый нужный?

3. Какой элемент понравился больше всех?

Домашнее задание: сделать книжку, используя элементы структуры книги по своему усмотрению.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

Пятиклассники с удовольствием приходят на следующий библиотечный урок, где их ждет знакомство с систематическим каталогом (СК).

Оказывается, книгу можно выбирать не только стоя у книжной полки и листая ее страницы.

Цель библиотекаря на этом уроке одна: знакомство с СК библиотеки, но включает она в себя несколько направлений. Сначала идет историческая справка о появлении каталога, затем знакомство с каталожной карточкой, составление схемы поиска книги в СК, практическая работа по поиску книг, знакомство с АПУ и закрепление материала.

Урок можно разделить на три или две части, в зависимости от усвоения материала, или провести один раз полностью.

И опять передо мной возникает удивительная задача: сделать урок интересным, увлекательным, доступным по содержанию, красочным.

Сразу использую свой маленький секрет. Начинаю урок стихами:

Как хорошо уметь искать
В библиотеке книгу!
И ни к кому не приставать:
Найди, пожалуйста, мне, Игорь!

И ребячьи глаза уже прикованы к загадочным ящикам на столе, где все так непонятно: какие-то картонки и карточки.

Но все вопросы предваряю рассказом о каталоге древнего правителя Багдада, который состоял из книг и каравана верблюдов. Подводим итог, что каталог – это перечень книг, а состоит современный каталог из каталожных карточек.

Игра-конкурс «Познакомься с незнакомкой» оживляет аудиторию. Все с интересом отвечают на забавные вопросы и узнают обо всем, что написано на карточке.

И все хором сообщают, что титульный лист книги и каталожная карточка являются родственниками, так как содержат одни и те же сведения.

Неизвестно, как случилось,
Только книга заблудилась.
Кто к каталогу подойдет
И быстрей ее найдет?

Две команды наперебой спешат к каталогу, чтобы как можно быстрее отыскать место карточки, лежавшей перед ними в начале урока.

Эстафета-конкурс помогает познакомиться с каталожными разделителями и системой расстановки.

Вторая часть урока знакомит учащихся с путями поиска, здесь используется плакат «Схема поиска книги в библиотеке». А завершается это знакомство эстафетой-игрой «Попробуй, поищи». На лепестках ромашки даются темы. Одни члены команды ищут книгу в СК, а другие – на полках.

Таким образом усваиваем, что расстановка карточек в каталоге и книг на полках одинаковы.

Есть к каталогу ключик,
И ключик непростой.
Поможет этот ключик
Ответ найти любой.

Это алфавитно-предметный указатель (АПУ).

И вот уже появляется чудесный школьный портфель, а из него появляются предметы, о которых надо найти книги в СК, используя АПУ.

Игра увлекает, захватывает всех без исключения. Ребята по несколько раз стремятся заглянуть в портфель, а предметов там хватает на всех.

Конечно же, теперь каждый без затруднений ответит на вопросы библиотекаря об индексе, каталоге, шифре книги.

Обычно провожу два и три урока-продолжения, так как велико желание учащихся узнать СК лучше.

ВСТРЕЧА С КНИГАМИ-ВСЕЗНАЙКАМИ

Шестиклассники обычно самые энергичные помощники во всех библиотечных делах. Очень часто они сами являются инициаторами многих мероприятий, проводимых библиотекой.

Так появился этот урок по справочной литературе.

– Татьяна Кимовна, давайте что-нибудь устроим!

– А давайте поиграем в пауков, – говорю первое, что пришло в голову.

Они радостно соглашаются и бегут на урок. Я же спешу к книжным полкам, начинаю искать все, что есть о пауках, воображение рисует урок работы со справочной литературой, отличающейся по содержанию материала в ней. Это универсальные, отраслевые, специализированные книги.

Иду в класс, предлагаю разделить класс на 5 команд по 5 человек: 1) тарантулы; 2) каракурты; 3) домовики; 4) серебрянки; 5) крестовики.

Желающих набралось только на три команды. Одна из мальчиков – «тарантулы», две из девочек – «домовики» и «серебрянки».

Инсценировка сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина на современный лад

А кто не захотел сформироваться в команды, стали болельщиками.

Вместе с учителем даем задание:

1. Прочитать как можно больше о пауках.

2. Приготовить представление команды.

3. Инсценировать сцену из жизни паука.

Работа закипела у всех. Несколько раз в день ребята прибегали спросить, узнать, найти, проконсультироваться, прорепетировать.

Болельщики искали материал для участия в конкурсе рисунков.

Я же облекала собранный материал в форму библиотечного урока, стараясь сделать его познавательным, игровым, интересным.

Так появилась интеллектуальная игра «Справочные издания. Работа с ними».

Наступил день, когда все было готово, через 10 минут закончится перемена… вдруг вбегают мальчишки: «А мы не будем, мы не готовы!» Как же так, ведь готовились?! От неожиданности мгновенно нахожу решение: «Приходите, будете только на вопросы отвечать». Радостно соглашаются, довольны, что не ругают.

А в итоге они были самыми активными на уроке, проявили коллективное творчество, дружбу, выполняя все конкурсы до одного, показали академические знания и заняли 1-е место.

Всего несколько библиотечных уроков. Но в жизни библиотеки и библиотекаря это воспитание целого поколения юных читателей.

Каждый библиотечный урок, кроме первого класса, – огромная предварительная работа учащихся. Готовясь к ним, учащиеся не только читают книги, но и рисуют, мастерят, сочиняют стихи и рассказы, придумывают, фантазируют.

Дать какие-то конкретные рекомендации, конечно же, невозможно. Все зависит от самого библиотекаря, от состава учащихся и книжного фонда, от местных условий работы.

Рисунки Александры Чулаевой

СОДЕРЖАНИЕ

Веселый поезд. 1-й кл. Экскурсия в библиотеку.
Путешествие на лифте. 2-й кл. Знакомство с библиотекой.
Урок-поход на улицу «Книжную». 3-й кл. Выбор книг.
Познавательная игра. 4-й кл. Справочная литература.
Интегрированный урок-театр. 3–5-й кл. Как сделана книга.
Познавательно-игровой урок. 5–6-й кл. Систематический каталог.
Интеллектуальная игра. 6–7-й кл. Встреча с книгами-всезнайками.