Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 10 (12) · Вкладка в «БШ» № 24 (108) · 16–31 декабря 2003 года

С миру по нитке

Валентина Дранова

Формируем тематику курсов

После опубликования дайджеста о специфике обучения взрослых к нам поступило несколько интересных, на наш взгляд, материалов о работе по повышению квалификации библиотекарей. Сегодня мы знакомим вас с одним из них.

Валентина Александровна Дранова –
заведующая информационно-
аналитическим центром
Кировского областного института
усовершенствования учителей

Система повышения квалификации Кировского областного института усовершенствования учителей оперативно реагирует на динамично меняющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию. Информационно-аналитический центр института обеспечивает профессиональную консультационную, методическую и практическую поддержку библиотечных работников области.

В работе мы руководствуемся следующими принципами:

  • системный подход к организации повышения квалификации и содержанию курсов,

  • обеспечение единства теории и практики,

  • демократизм отношений сотрудников методической службы с библиотечными работниками и методистами.

Сотрудники института постоянно изучают уровень библиотечной компетенции обучающихся, их профессиональные проблемы и потребности; в работе используется педагогическая диагностика, а также аналитические и информационные методы.

В содержании работы нашего центра, как и у многих других методических кабинетов, наметились определенные направления:

  • изучение информации о состоянии библиотечно-информационного обеспечения региона;

  • анализ результатов библиотечно-информационной работы методистов и библиотекарей;

  • систематическая информационная деятельность по ведущим направлениям развития библиотечной науки и практики;

  • организаторская работа по привлечению к обучению в системе повышения квалификации;

  • выявление, изучение, оценка результативности и стимулирование инновационного библиотечного опыта и методической работы;

  • организационно-методическая работа в области (курсы, научно-практические конференции, конкурсы, чтения и др).

В марте 2003 года согласно учебно-тематическому плану работники информационно-аналитического центра проводили курсы повышения квалификации для заведующих библиотеками и библиотекарей.

Мы применяли разнообразные формы и методы: чтение традиционных лекций, презентации учебников и книг, практикумы, тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы, деловые игры, круглые столы, показ видеофильмов.

Материал курсов сгруппирован в трех разделах:

1. Психолого-педагогические аспекты образования.

2. Технология библиотечного творчества.

3. Основы информационной культуры.

В первом разделе преобладали лекции общекультурной и педагогической тематики:

  • Состояние современного образования.

  • Основы гуманистического воспитания. Воспитательная система школы.

  • Феномен культуры.

  • Конструирование и моделирование коллективных творческих дел.

  • Состояние и проблемы развития библиотек области.

  • Психологический аспект личностно- профессионального развития библиотекаря.

  • Проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения.

  • Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики.

Второй раздел мы наполнили конкретной тематикой. Приводим названия тем, которые вызвали наибольший интерес у слушателей:

  • Формирование современной модели школьной библиотеки.

  • Разработка алгоритма планирования и анализа работы библиотек по основным направлениям.

  • Ведение документации в школьной библиотеке.

  • Технология библиотечного дела: организация фондов, библиотечно-информационное обслуживание пользователей библиотеки.

  • Инновационная деятельность школьной библиотеки.

Высоко оценили слушатели и выступления коллег – заведующих библиотеками школ № 74 и 18, поделившихся опытом работы, и деловые игры «Фандрейзинг в библиотеке» и «Библиотека XXI века». Результативно прошел круглый стол «Ищем формулу успеха» .

Третий раздел обучения отразил внедрение инновационных методов в практику школьных библиотек.

Были предложены темы:

  • Новые информационные технологии в работе школьной библиотеки (с элементами практикума).

  • Формирование информационной культуры как неотъемлемая составная часть образования.

  • Организация информационной среды в школьной библиотеке.

Библиотекари отметили информативность видеофильма «Опыт работы библиотек Омутнинского района».

Каждые курсы мы заканчиваем зачетом и обязательно проводим анкетирование слушателей для оценки профессиональной значимости проделанной работы и для дальнейшей ориентации в проблематике.

Я знаю, что некоторые коллеги из других городов вместо зачетов предлагают написание курсовых работ. Нам кажется интересным этот опыт, и в порядке эксперимента на следующих курсах дифференцированно можно попробовать и такую форму творческой отчетности.

Директор Института усовершенствования учителей Г.М.Шульмина и все руководство всегда идут нам навстречу в решении организационных и материальных вопросов, например, если нам удается договориться с лекторами из других городов. Так, в частности, в этом году для чтения лекций приезжали Ольга Викторовна Козлова из Москвы и Людмила Ивановна Ушакова из Ярославского института развития образования.

Эффективны, как показывает практика, выездные семинары в города и районы области. Такая форма обучения дешевле для большинства слушателей и зачастую обогащает организаторов семинара информацией о положении дел в школьных библиотеках.