Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2004


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Елена Макарова

Альтернативная литература.
Вопросы почти без ответов

Елена Ивановна Макарова –
зав. библиотекой школы № 1302
г. Москва

Да, именно так. В этом мире есть Настоящая литература и все остальное, альтернативное. Речь пойдет об «остальном».

Скажите, в ваших школьных библиотеках где народ толпится? У полок с классикой? Записывается в очередь на «Войну и мир» или «Записки охотника»? У меня он роится возле коробок с комиксами. Каюсь, есть. В оправдание лишь скажу, что я их не покупаю и не выписываю. Дети из дома приносят и дарят библиотеке. Поэтому и не могу их потихонечку запихнуть куда-нибудь подальше. А читают эти издания от мала до велика. Вот и гложет меня мысль: в школьной библиотеке – такое!.. И в открытом доступе!.. И читают ведь!.. Просто библиотечный кошмар!

На одной из дискуссий заключительного фестиваля конкурса «БиблиОбраз» одна из коллег с большим чувством заявила: дети читают комиксы. Они хотят их читать. Им нужны комиксы! Дайте комиксы в школьные библиотеки! (примерно такова была ее мысль).

Не стоит возмущаться и ахать. Лучше прямо посмотреть проблеме в лицо. Да, дети активно читают комиксы. Этот яркий образец западной культуры «полонил» наших читателей. И это объективная реальность. Но не будем причитать и стенать по данному поводу. Давайте лучше рассмотрим проблему.

Что такое комиксы? Современные рисованные сказки для разных возрастов. Только одни «застревают» на них, а другие перешагивают на следующую ступеньку в своем развитии и идут дальше. Но нам-то приходится работать со всеми. Кстати, вспомните наши популярные детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилку», которые всегда, во всякие времена печатали (и продолжают это делать) некоторую разновидность комиксов – рисованные истории с минимальным сопроводительным текстом и, естественно, с российскими героями (здесь и Петрушка, и Самоделкин, и Незнайка, и многие другие). А сказки в картинках Сутеева не есть ли те же комиксы? Эту отечественную традицию успешно подхватил современный журнал «Клепа». Как видите, у нас существует прекрасный опыт. Просто «забугорный» конкурент берет количеством и ярко-глянцевой упаковкой.

Подумаем теперь, кто читает комиксы. У меня – самый разновеликий народ, причем образовательный уровень здесь роли не играет. У коробок с комиксами толпятся все: и отличники, и те, кто и читать-то не хочет. Значит, им это надо? Следовательно, нам, школьным библиотекарям, стоит задуматься над имеющейся ситуацией, прежде чем заламывать руки и голосить: дайте!.. запретите!.. или что-то еще. Комиксы – это наша реальность, игнорировать которую невозможно. Значит, будем разбираться.

Иду в народ, опрашиваю всех читающих комиксы:

– почему читаешь именно это издание?

– что в нем привлекает, что нравится?

Ответы сами собой сгруппировались как характерные для «слабеньких» читателей, хорошистов, отличников и девятиклассников (как возрастной максимум). И вот что сами дети думают о комиксах.

Слабых учащихся привлекает изобилие картинок и смешной текст («целый день с сестрой хохотали»), «героев воображать не надо, они уже нарисованы», «читается легко и быстро». (А ведь на самом деле это «легко и быстро» – не минус, а плюс: снимается страх перед процессом чтения, часто существующий у слабых учеников любого возраста. Вы не согласны? – Ред.) Мнение хорошистов: «на перемене нечего делать», «тема заинтересовала – “дворовые олимпийцы” и захотелось почитать», «коротко и смешно». Отличники параллельно с хорошей литературой с удовольствием читают комиксы, потому что весело, много загадок, фокусов, кроссвордов, различных заданий и советов (например, как кактус самому вырастить или блинчики испечь, или что-то смастерить). Старшие читают комиксы, чтобы отдохнуть и похихикать. Мы же, взрослые, читаем детективы и дамские сказки, чтобы снять напряжение трудовых будней. У школьников то же самое, только издания другие.

Как видите, в одном и том же издании каждый находит что-то для себя. Комикс развлекает, отвлекает, поучает… и, в какой-то мере, отупляет. Его читатель ходит по замкнутому интеллектуальному кругу, который с годами не меняется.

Что же нам, школьным библиотекарям, со всем этим делать? Затрудняюсь дать ясный и однозначный ответ. «Что делать?» и «Как быть?» – наши излюбленные вопросы. Решительно заявить «Это плохо» – смешно и несовременно. Игнорировать – по меньшей мере непрофессионально. Может быть, сообща, всем школьнобиблиотечным миром искать ответ? Выделять стоящие «зерна» в явлении «комикс» и искать способы использования в наших целях. Помогать ребятам перешагивать «комиксовую» ступень развития и переходить на другие, более высокие. Проблема есть, она общая. И хорошо бы ее решить. Давайте подумаем вместе и обсудим на страницах родной «БШ».