Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

«Можно ли научить патриотизму? Сократ вот считал, что добродетели учить нельзя.<…> Нет такой работы – нравственность. Так и патриотизм. Патриотизму, как и добродетели, учить нельзя. Тем не менее, можно быть и патриотом, и гражданином, занимаясь любой деятельностью, если ты человек нравственный». Это цитата из статьи Надежды Логиновой «Сезон террора» из екатеринбургского журнала «Читай-город».

Екатеринбург все еще не отпускает меня, хотя из командировки я вернулась не вчера.

Разбирая полученные папки, работы и разного рода издания, смогла наконец повнимательнее посмотреть толстые книжки под названием «Читай-город: Журнал профессиональной информации и общения». И зачиталась. От номера, посвященного проблемам патриотического воспитания, оторваться невозможно. Почему? Что такого они пишут, чего не писали другие? Какие Америки можно открыть в этой популярной сейчас теме? А никто из авторов и создателей журнала и не пытается открывать Америк. Они думают «вслух» на страницах «Читай-города», спорят и удивляются, честно признаются, что не так все просто и однозначно с этими задачами патриотического воспитания. И хотя есть в журнале и официальные программы, и несколько пафосные разработки мероприятий (они тоже кому-то нужны), но есть и другое.

Статья Надежды Логиновой «Война, террор и насилие в литературе и искусстве: новый подход к теме» – спорный, увлекательно написанный материал о непростой литературе и о том, как можно обсуждать с детьми трудные темы, чтобы они думали вместе с нами, а не просто выдавали то, что мы хотим услышать.

Работа немецких коллег «Публичные библиотеки и школы – новые формы партнерства» в переводе Светланы Гришиной вызывает жгучее желание немедленно начать какой-то свой проект. Так хороши и точны предложенные в ней методики и идеи.

Но проблема не в формах и методах работы по «патриотическому воспитанию» (простите мне эти кавычки – иначе не пишется!). И даже не в ее содержании. Она в том, что мы сами под этим понимаем. Чего мы на самом деле хотим? Чтобы наши дети вовремя произносили нужные слова? Чтобы все поголовно уважали свою армию за то, за что ни один нормальный человек уважать не может? Чтобы любили свою Родину… А мы-то с вами можем сформулировать для себя – только честно! – что значит любить Родину? И что мы, собственно, собираемся воспитывать? И почему Альбер Камю сказал знаменитую фразу: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев»?

Патриотическое воспитание – «это тонкая, кропотливая работа, – пишут екатеринбургские коллеги, – не терпящая суеты и невежества. Ответственная, как прогулка по минному полю». Будем осторожны на этом поле. Много раз подумаем, прежде чем хватать знамя и бежать вперед.

Ольга Громова