Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Картотека опыта

Елена Реброва

«Спешите навстречу друг другу!»

Библиотека и музей: опыт партнерства

Довелось мне в конце прошлого года по рабочим и, частично, по личным делам побывать в Орле. Предыстория поездки такова. Летом я увиделась с закадычной институтской подругой. Когда утихли первые восторги встречи, разговорились мы об «успехах в трудовой деятельности». И узнаю я, что Вера, нет, Вера Витальевна, ни много ни мало как директор музея. Ого! Слово за слово, и возникли общие темы и интересы: дети, школа, приобщение к чтению. «Слушай, приезжай ко мне, материала наберешь – ворох!» Не заставив себя упрашивать, я поехала. Так профессиональное любопытство и привело меня в музей.

«Спешите навстречу друг другу!» Примерно такими словами отзывались во мне знакомства и впечатления от командировок в Бежецк и Орел. Действительно, мы часто сетуем на непонимание, на изолированность, на ограниченность информационных возможностей школьной библиотеки. И все эти трудности, что называется, «имеют место быть». Другое дело, что они могут и должны преодолеваться. Тебя не понимают – объясни, покажи. Не обращаются к твоим услугам – создай такие направления обслуживания, чтобы все школьное население (и не только оно!) в очередь к тебе выстроилось. Мал фонд для осуществления каких-либо проектов – найди себе партнеров и союзников. Для бежецких школьных библиотекарей им стал отдел образования. Свои услуги и ресурсы предлагают и музеи.

Каким образом, спросите вы, можно соотнести тишь и величавость музейной работы с суетной, шумной жизнью школы? Это движение навстречу происходит совершенно естественно. Но только в том случае, когда имеется обоюдное стремление к сотрудничеству и желание сделать образовательное пространство богаче.

Музей для педагогов

В качестве примера сошлюсь на опыт работы сотрудников Государственного литературного музея И.С.Тургенева (г. Орел) со школьниками и учителями.

Рассказывает Екатерина Ивановна Олянич, заведующая отделом пропаганды музея: «Наши сотрудники участвуют в заседаниях научно-методического совета при городском управлении образования. Подобные рабочие встречи крайне полезны. Мы не ведем отвлеченных бесед о пользе музеев. На этих совещаниях идет речь о регулярном сотрудничестве литературных музеев и школ. Знания наших специалистов, фонды, экспозиции, архивы и библиотека музея могут значительно обогатить содержание учебных программ».

wpe113.jpg (5063 bytes)

Письменный стол и кресло из Парижского кабинета

Школьные занятия на базе музея можно организовать, например, следующим образом. Учителя предлагают детям не просто рутинное изложение материала в привычных стенах класса, а образовательное путешествие. Они ведут учеников в музей, чтобы рассказать о творчестве И.С.Тургенева. В этих стенах школьники почувствуют дух времени, музейные документы и экспонаты приблизят историю, проиллюстрируют литературу. Итоговым занятием по теме станет обзорная экскурсия. На ней дети услышат интересные факты о жизни писателя, об особенностях его творчества. Несомненно, полученные знания запомнятся надолго: наглядность и осязаемость информации делают восприятие более глубоким, впечатление – более сильным.

Е.И.Олянич говорит: «Педагоги объясняют школьникам учебный материал: дают анализ произведения и характеристику образов, рассказывают о времени создания произведения, об историческом контексте. Мы предлагаем им завершить изучение темы в музее: посетить вместе со школьниками нашу экспозицию, прослушать тематические экскурсии.

Например, в 10-м классе изучается роман “Дворянское гнездо”. Научный сотрудник не только расскажет о произведении, но и даст характеристику того времени, обстановки, введет в тему, поможет сделать урок более объемным, зримым».

Похожей может быть схема для проведения внеклассных мероприятий, уроков истории и т.п. Музеи предлагают свои услуги школам, распространяя специальные рекламные буклеты. В них перечислены возможные обзорные и тематические лекции, уроки-экскурсии, занятия с просмотром видеофильмов. Кроме того, в брошюрах указано, для какого возраста и класса предпочтителен тот или иной материал.

К слову сказать, на столах сотрудников музея лежит школьная программа по литературе, и ее разделы являются базовыми для разработки новых экскурсий.

Редкие книги из мемориальной библиотеки И.С.Тургенева

В разговоре со мной Е.И.Олянич не раз подчеркнула особое внимание сотрудников музея к потребностям учебного процесса, к персональным пожеланиям педагогов. Недавно в школах были распространены анкеты, основной вопрос которых звучал следующим образом: «Что педагоги хотят увидеть в музеях?»

– К сожалению, почти никакие предложения не прозвучали. Учителя используют лишь то, что мы им предлагаем, или же не используют экспозицию музеев вовсе. Такая пассивность, возможно, и объяснима. Но крайне огорчительна, – говорит Е.И.Олянич.

Еще бы! Орловская земля – Клондайк великих русских писателей, философов, историков. И.Бунин, Лесков, Л.Андреев, И.Тургенев, А.Фет, Б.Зайцев, Ф.Тютчев, С.Булгаков, Е.Благинина – все эти имена так или иначе связаны с Орловщиной. Как же не рассказать о них детям!

У меня сложилось впечатление, что сотрудников орловских музеев отличает достаточно активная профессиональная позиция. Они стали инициаторами всех совместных проектов, будь то отношения с управлением образования или областной библиотекой, сельскими школами или педагогами города.

Музей для учеников

Учителям ряда школ сложно привести детей в музей. Причин тому несколько: сложности с расписанием уроков, отдаленное расположение школ. В этих случаях школы приглашают сотрудников музея к себе. Е.И.Олянич подчеркивает: «Мы с удовольствием откликаемся и проводим занятия в школах. На этих уроках дети могут посмотреть некоторые музейные материалы: книги, фотографии, автографы. Уверяю вас, такие занятия оставляют незабываемые впечатления».

Музей
и внеклассная работа

Уже несколько лет сотрудничают научно-методический отдел при городском отделе образования, государственный литературный музей И.С.Тургенева и областная детская библиотека. В школе проходят материал, в музеях его закрепляют на экскурсиях, а дополнительную литературу и библиографические списки по теме подбирают сотрудники областной детской библиотеки им. М.Пришвина. Такой вот мощный союз получается.

wpe115.jpg (6230 bytes)

Вход в музей

Е.И.Олянич рассказывает: «Мы общими силами проводим школьные научные конференции. В 2002 году такое мероприятие было приурочено к 130-летию со дня рождения М.Пришвина. При этом музейные работники помогали определить темы ученических научных работ, предлагали ресурсы музейной библиотеки. Детская библиотека выступила основной площадкой конференции. Научно-методический центр при городском управлении образования помог подобрать участников конференции, порекомендовав школы с профильными гуманитарными классами. Польза таких мероприятий очевидна: ученики старших классов получают навыки исследовательской работы, учатся использовать многочисленные информационные ресурсы.

В прошлом году была проведена интеллектуальная игра школяров, посвященная “Запискам охотника” И.С.Тургенева. Эта игра понравилась настолько, что мы решили продолжить такую форму работы. И 16 октября 2003 года состоялась еще одна игра, на этот раз посвященная роману И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”».

Музей и детский сад

Необычное сочетание, правда? Что может предложить музей для детского сада? Слово Е.И.Олянич: «Сотрудники музея разработали для дошкольников мероприятия, цель которых – развивать память и речь детей. Мы хором учили стихотворения, загадывали загадки. Например, играли на занятиях со считалками Е.Благининой: на ком останавливался ведущий, тот читал стихотворение.

Работники музея провели целый цикл занятий в разных детских садах. Некоторых дошколят приводили в музей, к другим мы приходили сами. Наши специалисты пробовали работать с коррекционными группами детей и наблюдали при этом положительную динамику в их развитии.

Состоялись методические занятия для воспитателей детских садов, на которых мы рассказали о возможностях музея в работе с дошкольниками».

Музей
и школьные библиотеки

Увы. В этом месте можно поставить только многоточие. На свой вопрос: «Обращались ли к вам за помощью и материалами библиотекари школ?» – я получила категоричный ответ: «Никогда».

– Вы знаете, ведь для школьных библиотек главный вопрос – это учебники, программные материалы, – сказала мне Екатерина Ивановна. Я знаю. Но почему-то очень жаль, что такое богатство не востребовано. Представляете, как могли бы дополнить друг друга музей и школьная библиотека? Как расцвел бы этот «кабинет № 1», какой вес придал бы ему потенциал музея. Как изменилось бы отношение к библиотекарю, стань он инициатором необычных музейных уроков. Какой могла бы стать традиционная литературная гостиная при школьной библиотеке, ежели бы соавтором ее выступили сотрудники музея. Какие могли бы состояться совместные беседы, посвященные знаменательным датам истории вашего города и отечественной культуре. Сплошное сослагательное наклонение… А, собственно, все просто. Если библиотекарь, учитель, директор ищут друзей и единомышленников – они их найдут, и тогда состоятся любые проекты и мероприятия.

Уголок экспозиции «Тургенев.
Жизнь для искусства»

Что еще добавить к музейным впечатлениям? Проводимые занятия платные. Четыре рубля с человека – столько стоит экскурсия в музее, столько же заплатят и ученики за необычный музейный урок, за занятие в стенах музея.

Очень подкупает искреннее желание сотрудников музеев быть нужными, полезными, востребованными в образовательном сообществе. Нас ждут, нам готовы оказать помощь и поддержку. Ей-богу, стоит воспользоваться! «Мы ощущаем, что школы заинтересованы в нас», – подчеркивала Е.И.Олянич. Музеи должны быть востребованы не только потому, что в школьной программе изучается русская классика. Так же как школьные библиотеки нужны не только для выдачи учебников.

На чем и остановлюсь.

P.S. Открою вам секрет – в командировку в Орел я попала не случайно. Я жила и училась в этом городе, он сохранился в памяти незабываемыми днями юности и первой любви, дружбы и разочарований. Сами понимаете, место особое и нежно любимое…