Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004

Каждое зернышко таит чудеса

РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Ольга Громова

Каждое зернышко таит чудеса

Рассказ о том, как из ошибки на уроке вырос читательский клуб в библиотеке, и о серьезных проблемах, которые в нем обсуждаются

Когда в работе с детьми возникает неожиданный поворот, мы порой теряемся. И забываем, что у каждой ситуации есть две стороны, лучшая из которых  вот в чем: любая неординарная ситуация дает повод к появлению и развитию новых идей.
«Роман в письмах», который мы печатаем сегодня, и есть продолжение неожиданной проблемы, возникшей на одном занятии.

Начало этой истории вы читали в № 16–2003, в материале Ольги Степаньковой «Теплокровные люди и звери». Вкратце он вот о чем. Читали на уроке рассказ, не называя ни имени автора, ни названия, чтобы по итогам обсуждения ребята сами предположили, как он называется и что можно сказать о его авторе. Текст Ольга Николаевна преподнесла им как очередную «Открывшуюся страницу» из нашей газеты: ребята уже хорошо знали, что такая рубрика есть, и тексты из нее часто читали и обсуждали вместе с нею. Вот тут-то и оказалась ловушка. Вместо того чтобы размышлять об авторе, дети заявили, что они точно знают, кто это: ведущая рубрики «Открывшаяся страница» и автор их любимой игры «Пришел коробейник» Юлия Фролова. Как прошел и чем закончился урок, вы вспомните, перечитав тот замечательный материал. А сюжет этот имел продолжение.

Написала Ольга Николаевна письмо ведущей нашей рубрики. Да еще и ребятам предложила сделать то же и рассказать Юлии Фроловой, почему они приписали ей авторство рассказа. И написали... В ответном письме Юлия Николаевна поделилась с ребятами своим мнением о том, почему так получилось: не так уж внимательно они читали те тексты, что предлагала им раньше Ольга Николаевна из рубрики «Открывшаяся страница». А иначе заметили бы, что у каждого из них – свой автор, а значит, и язык, и интонация каждого отличаются от других. Их не мог писать один человек. Предложила тем, кто хочет действительно хорошо читать, создать что-то вроде объединения вдумчивых читателей. Идея понравилась. Об этом сообщила Ольга Николаевна.

А дальше Юлии Николаевне стали писать и все вместе, и кое-кто отдельно. Задавали вопросы, обсуждали проблемы.

Прошло время, и теперь у клуба есть свое имя – «Зернышко».

Дальше рассказывать не будем. Все – в письмах, которые их авторы разрешили нам опубликовать.

 

Здравствуйте, ребята-читатели!

Перечитывала ваше «Слово о библиотеке» и письмо Ольги Николаевны о ваших делах и захотелось мне вам написать. Как поживает Клуб вдумчивых читателей? Я так поняла – эта идея всем понравилась. А как он «оформлен» у вас, этот клуб? Я не имею в виду какое-то внешнее оформление.

Название вы уже, наверное, придумали. Хотя бывают клубы без имени собственного, например, КВН – Клуб веселых и находчивых. Это все же не имя, а только аббревиатура. Вам вряд ли захочется называться просто КВЧ (к тому же еще похоже на ВЧК).

Второе – Клубу хорошо иметь свой девиз, который бы выражал основную идею, цель деятельности. Например, девиз газеты «Библиотека в школе» – «Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас». Это изречение принадлежит писателю и литературоведу Виктору Шкловскому. Очень хорошая мысль, но уже использованная. Я недавно прочла книгу Раисы Орловой «Воспоминания о непрошедшем времени» и нашла у нее такое высказывание: «Читать книги – это большое и не так уж часто встречающееся умение, вовсе не равнозначное умению складывать слова из букв». Как вы думаете, не подойдет ли оно вам в качестве девиза? Или вы уже нашли что-то другое?

Третье. У каждой организации, в том числе у Клуба, должен быть свой Устав, правила, обязательные для всех. Наверно, в клубе читателей это не столько правила поведения, сколько правила отношения к книге. Книгу – любую – надо уважать. Верно? Или все же не каждую? Можно не читать ее, если она не нравится, но нельзя ее пачкать: листать, слюнявя грязные пальцы, обсыпать крошками, жуя над ней хлеб; нельзя загибать углы, отмечая, где остановился; нельзя – во всяком случае, в чужой или библиотечной книге – делать карандашные (еще хуже ручкой!) отметки, подчеркивать, писать на полях. Попадется в руки такая затерханная книга – обидно за нее! Хотелось бы мне прочитать, какие правила будут в вашем Клубе. Пришлете?

Итак: название, девиз, устав – и Клуб «оформлен»? Нет, наверно, не все. А цель клуба какая? Доказать, что все его члены умеют именно читать, а не просто складывать слова из букв? А как вы будете это проверять?

Юлия Николаевна Фролова

Я всегда много читала и надеялась при этом на свою память: дескать, не забуду, у кого что прочла интересного, и всегда потом вспомню. Ну, так вот, это не так. А когда стала сотрудничать с газетой, пришлось всерьез взяться за «сохранение» прочитанного. Теперь регулярно выписываю самое интересное, что встречается в книгах, из этого и складывается «Открывшаяся страница». «Мысли в подарок» в нашей газете тоже пополняются таким же образом, но в них много и не моих находок, потому что этим занимаются все, кто пишет в газету. Я у себя складываю найденное в папку с надписью «Разные разности», а потом что-то из этого передаю в газету. А там уж дело редактора – что отобрать. В «Открывшейся странице» тоже появлялся не только мой материал. Так же и в рубрике «На диванчике» когда-нибудь появятся игры, найденные другими.

Теперь, когда я читаю, всегда рядом лежат полоски бумаги (закладки) и карандаш. Спросите – зачем? ведь нельзя черкать в книжке? Иногда можно – правлю опечатки. В книгах последних лет издания их бывает невообразимо много! И корректоры есть, и редакторы, но что-то никто не отвечает за конечную чистоту текста! А знаете, какую шутку сыграла с нами современная компьютерная техника? Сейчас появились компьютеры с «редактором» – неправильно написанное слово компьютер сам подчеркнет, и вы сразу заметите, где ошибка. Но если при компьютерном наборе вы допускаете ошибку и получается не то, но правильное само по себе слово, компьютер этой ошибки не замечает. Вот и читаем в тексте вместо «словно» – «злобно» и прочую ерунду. Считается, что кто больше читает, тот грамотнее пишет, – да, если тексты, которые он читает, без ошибок! Опечатки (неисправленные!) – то же неуважение к читателю. Я отвлеклась. Так что же о цели Клуба? Она должна быть вами сформулирована более развернуто, чем это высказано в девизе. А вот девиз должен быть как раз короче, более сжат, например: «Умение читать не равнозначно умению складывать слова из букв».

А будут ли у вас собрания членов клуба? Вы меня извините, ребята, я еще не забыла, как сама училась, как много в школе задают и как мало у учеников времени. И все-таки так хочется, чтобы у вас было что-то еще кроме уроков, уроков, уроков. Должно быть, в этом вам поможет ваша неутомимая Ольга Николаевна.

В пятом номере «БШ» за этот год (2003 – ред.) в «Открывшейся странице» был напечатан отрывок из книги Андрея Битова «Записки новичка» («Он – это я»). Посылаю вам тот кусочек текста, который не вошел в публикацию. Интересно, согласны ли вы с высказанными там мыслями? Желаю всем вам, чтобы вы умели «видеть счастье».

Только что закончила читать новую книгу Александры Марининой «Закон трех отрицаний». Мне нравятся ее детективы, потому что там, кроме сюжета, всегда найдется какое-то умное рассуждение. Кое-что из ее произведений уже появлялось в «Открывшейся странице». Вот здесь обратил на себя внимание такой закон, правило трех отрицаний:

«Никогда ничего не делай, не говори и не думай, если тебя об этом не просят». Бывают ситуации, когда мы многое портим сами себе и другим, когда вылезаем со своим мнением, непрошеным советом и т.п. Но всегда ли? А как вы думаете, мое «непрошеное» письмо подпадает под этот закон? Может быть, следует все же уточнить: не говори, не делай... чего?

Ну, кончаю.

С пожеланиями здоровья, радости, успехов и хороших находок в чтении.

Ю.Н.
Москва
10 апреля 2003 года

«Надо иметь силу и гордость, чтобы увидать собственную жизнь. И главное – это жить со всеми. Надо иметь любовь к свободе и понимать ее, чтобы жить со всеми и подчиняться всем. Надо иметь что-то внутри. Пока ты этого не имеешь, ты и не живешь, и не видишь.

...Нельзя думать, когда ты живешь сам и вокруг тебя люди, что ты уж слишком иной, чем они. Ты должен понять, что ты такой же. Что они так же отличны от тебя, как ты от них и они между собой. Тогда увидишь себя и других. Поэтому нельзя считать, что ты имеешь на что-то больше прав, чем другие. И если что-то надо менять – надо менять для всех, не для себя. Для себя надо менять себя. Ты еще не знаешь, как много счастья вокруг. Его тоже надо уметь увидеть. Пока не увидишь, всегда будешь несчастен, какие бы ни были условия и обстоятельства...»

Андрей Битов. Он – это я.

Битов А. Записки новичка. М., ЛОКИД, 1997

Юлия Николаевна! Здравствуйте!

Меня зовут Востриков Коля. Я хочу попросить у Вас совета.

Мне по программе нужно прочитать книгу «Тарас Бульба» Гоголя. А мне ее читать не очень хочется. Моя одноклассница Юля Лицеу говорит, что она не интересная, а Юля Кузнецова, что интересная. Я люблю читать, но другие книги. Что мне делать? Посоветуйте, как читать нужные, но неинтересные книги.

Спасибо.

Коля Востриков

Здравствуй Коля!

Спасибо за письмо и интересный вопрос. Извини, что отвечаю тебе с опозданием: ваши письма пришли, когда меня не было в Москве. А 25 июля я их получила, вот читала да раздумывала, что тебе ответить. Непростой вопрос ты мне задал.

Что же тебе посоветовать? «Не читай, если не нравится» – ты был бы рад такому совету? Но я тебе его дать не могу. Ты еще не так много на своем веку прочел; а чтобы судить о литературе – что лучше, а что хуже – для этого надо многое прочесть, да и просто еще пожить на свете, потому что одни и те же вещи в разные годы читаются по-разному. Так что пока ты учишься, надо как-то идти вровень с программой по чтению. Правда, тут можно о многом спорить: что включать, а что не включать в школьную программу – и в каком классе? Вот как раз «Тарас Бульба» в этом отношении достаточно сложное произведение. Когда-то, мне кажется, эту повесть воспринимали проще, потому что самое знаменитое место в ней – речь Тараса перед казаками о товариществе – очень перекликалось с такими лозунгами тех лет, как «Один за всех – все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», а на все остальное мало обращалось внимания. А вот сейчас читаешь и диву даешься: эти верные товарищи-казаки, так ценящие честь свою, живут на самом деле только разбоем и грабежом, чтоб было где повоевать да что потом спустить в пьянках. И все это – достоинство? И все это якобы в войнах «за святую Русь», за «веру православную»? Что же это за вера, если можно так жестоко расправляться с женщинами и детьми? Чем же тогда эти казаки лучше своих врагов?

Ну, ладно. Эти вопросы хорошо задавать на обсуждении повести во время какого-нибудь занятия клуба вдумчивых читателей. А школьную программу мы с тобой изменить не можем.

Поговорим о другом. Как вообще относиться к неприятным, нелюбимым, но необходимым делам? Ведь у каждого человека – и у тебя тоже? – бывают такие моменты: надо то и надо это, а лучше бы заняться другим! Ведь бывает? В такой ситуации может оказаться любой, и тут есть два образа действия разных людей.

1. Один начинает ныть, охать и вздыхать: «Вот, опять это занудство, а я бы лучше...» и так далее. Он тянет время, всячески увиливает, в конце концов делает, но неохотно, тяп-ляп, и, может, еще придется переделывать. Да и наслушается обидных замечаний.

2. Другой поступает иначе: не придает скучному нелюбимому занятию такого значения. Проще сделать, чем тянуть да откладывать, и проще сделать сразу хорошо, чем потом переделывать.

А сделал дело – и сам себе господин. И времени потратил меньше, и душевных сил не расходовал зря, как теперь говорят, на отрицательные эмоции.

Так можно подходить к любому делу – домашней уборке, урокам, работе в огороде, скучному чтению и так далее. Мало ли что кому не нравится!

Еще имей в виду вот что. Любой человек должен быть самолюбив. Это не самолюбование (вот, мол, я какой!), а такое чувство, которое не позволяет человеку быть хуже других и в чем-то от кого-то зависеть. Вот простой пример из знакомой тебе школьной жизни: приходит в класс ученик, а задание домашнее у него не сделано (мало ли причин!). Тут же он находит выход: «Дай списать!» – просит кого-то. Вот тебе зависимость сразу по двум позициям: во-первых, он боится замечаний учителя или двойки, а во-вторых, он зависит от того, у кого просит списать. А тот-то чем лучше? А ведь не он просит, а у него просят.

А лучше было бы в такую ситуацию не попадать! Надо и свою гордость иметь. То же и с чтением. Надо прочесть, да не хочется. А почему не хочется? Услышал чье-то отрицательное мнение или просто тема книги тебе не интересна? Но ведь у других – другое мнение. А у тебя какое? Никакого! Как же так? Почему в этом надо уступать? Пусть ты прочтешь, а тебе не понравится – скажешь другим: вот, мол, потому-то и потому-то. А иначе и сказать нечего!

Коля Востриков и Юля Кузнецова читают письма Ю.Н.Фроловой

Да может, тебе и понравится, ты откуда знаешь?

Если уж очень не хочется читать все подряд, перелистай книгу да почитай отдельные места. Что-то захочется и прочесть дальше, честное слово!

В том же «Тарасе Бульбе» столько совсем разных мест! Вот мать грустит над сыновьями: одна только ночь ей на них поглядеть, а там они умчатся, да может быть, и вовсе пропадут...

Вот казаки едут степью – а как описаны эти степи! «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» – скажет автор. А ты сам ведь тоже житель степного края? Правда, таких степей теперь уж не увидишь.

А вот описание Сечи Запорожской – места сбора казаков. Ну и нравы, ну и сброд, прости Господи!

А битвы?

Нет, нет, погоди откладывать в сторону, перелистай, почитай хоть кусочками. А может, и всю одолеешь? И так в любом деле, не только с книгой.

И помни главное: обо всем надо иметь свое мнение, обоснованное, а не потому, что кто-то где-то что-то скажет.

Вот и весь мой совет. А письмо-то какое длинное вышло! Тебе, может, и читать его неинтересно стало? Ладно, кончаю. Если ты со мной в чем-то не согласен, может, опять напишешь?

Желаю тебе успехов во всех делах и здоровья.

Ю. Фролова
27 июля 2003 года. Москва

P.S. Чур! Не обижаться на мои нравоучения! Ты ведь сам просил совета.

Ю.Н.

Здравствуйте, Юлия Николаевна.

Дела у меня идут хорошо. Закончился учебный год, и я закончила 6-й класс на «отлично». 26 мая в нашей школе состоялось награждение хорошистов и отличников, мне вручила грамоту директор школы Тамара Васильевна Рублевская. А сейчас я прохожу трудовую практику – работаю вожатой на оздоровительной площадке при школе.

Когда нахожусь дома, то читаю, гуляю, играю с подругами, помогаю маме и папе. А недавно мы взяли котенка, четвертого по счету, назвали его Пушок, он бело-черный и очень пушистый. Я люблю с ним играть.

А как дела у Вас? Здоровы ли?

Напишите мне пожалуйста, буду ждать!

Юля Кузнецова
19.06.03

Москва. 27 июля 2003 года

Здравствуй, Юлечка,
дорогая тезка!

Спасибо за письмо. Отвечаю всем троим – Ольге Николаевне, тебе и Коле Вострикову. Извини, что замешкалась с ответом: получила ваши письма только 25 июля, т.к. уезжала из Москвы. Сразу, конечно, все прочла, но над ответом призадумалась. Ох, этот Коля – хитрый задал вопрос!

Как интересно пишет о вас и вашей жизни Ольга Николаевна! И всегда есть фото! Как вам, ребятам, повезло, что она у вас такая! Может быть, вы еще не вполне осознаете, как многое вам потом пригодится из ее опыта, ее примера.

Я рада твоему бодрому письму, надеюсь, что здоровье позволяет тебе справляться с работой вожатой. Поздравляю тебя с отличным окончанием года! Молодец! Интересно, слушаются ли тебя твои подопечные на площадке и как ты поступаешь с теми, кто чего-нибудь не хочет? Ольга Николаевна пишет, что ее позабавила твоя идея: как воздействовать на этого Колю. Неужели ты и правда в случае чего отлупила бы его? Ольга Николаевна говорит – да и на фото видно – что ему с тобой не справиться! Придется подчиниться! Ну, я думаю, это больше в шутку.

А между прочим, письмо его с вопросом: «Как читать нужные, но неинтересные книги?» – заставило меня, во-первых, взяться тоже за «Тараса Бульбу», а во-вторых, задуматься над ответом. И написала я ему три страницы! Не знаю только, хватит ли у него интереса дочитать до конца? Или он как увидит, что нет того совета, с которым он бы согласился, – так и читать бросит?

Я сама «Тараса Бульбу» прочла рано, лет в 8, мало что поняла. Помню, что очень жалко было убитого Андрея, а судьба Остапа и самого Тараса меня тогда не трогала. Школьных впечатлений особо не помню, а вот сейчас читаю – и такие вопросы встают, которые раньше почему-то и в голову не приходили! Как же школьники с этим справляются?

Да, хорошо – кратко и выразительно – рассказано о тяжелой судьбе женщины-казачки, жены и матери, вынужденной на разлуку с детьми, скорей всего без надежды снова их увидеть! Да и не погибла ли она сама при набеге татар?

А о природе степи – какой поэтический отрывок! Гоголь мастер давать такие «вставки»!

Но главное все же Сечь Запорожская, сами казаки, вольные ребята! Вот с чем не хочется соглашаться! Что за нравы, что за быт! Что за жизнь: разбои, грабежи, насилие, даже детей маленьких не жалеют! И все ради чего – было бы что спустить в кабачке? А «лозунги» при этом какие? – «За святую Русь!». «За православную веру!». Хороша же вера! Чем лучше запорожцы тех же своих заклятых врагов, ведь и у тех были свои понятия о воинской чести?

Конечно, если таково наше историческое прошлое, надо и его знать и как-то принимать. Ведь немало было в истории, и в нашей тоже, жестокого и безнравственного в самые разные времена. Впрочем, и понятие «нравственного», наверное, у людей постепенно вырабатывается, как думаешь?

Вот такие вопросы возникают. А могут быть еще и другие.

У нас дома Сочинения Н.В.Гоголя в издании 1959 года, с предисловием и комментариями. Я, конечно, и туда заглянула, что пишется там о повести? Ну, и ничего интересного! Нам бы сейчас, вдумчивым читателям, новый комментарий – в свете современных взглядов, с учетом современных особенностей той же национальной дружбы-вражды! Да взять его негде!

А как сейчас «разбирают» «Тараса» в школе – я не знаю. Мои дети и старшие внуки уже давно это «проходили», а младший внук еще не дорос. А когда он дорастет – может, будет у него другая программа по чтению.

Ну, а пока придется Коле Вострикову и всем другим читать «Тараса Бульбу».

Я горжусь тем, что вы мне пишете, что вам интересно мое мнение. Чувствую я себя сейчас неплохо, правда, весна у нас была холодная, и я все кашляла. Но сейчас тепло – и мне лучше. Наверное, в августе я опять буду за городом – с младшим внуком. А в сентябре он пойдет в детский сад, а я займусь подборкой материала по заданию газеты «Библиотека в школе». Вот так.

Всего, всего тебе хорошего, Юлечка!

Будь здорова!

Ю.Н.

Здравствуйте, Юлия Николаевна.

Я получил Ваше письмо. Большое спасибо за советы. Думаю, что они мне пригодятся. Ваше письмо мы читали всей семьей. Я разрешил прочитать его в классе, чтобы все могли воспользоваться Вашими советами. Я обязательно прочитаю «Тараса Бульбу».

Начался новый учебный год. Моя сестра пошла в первый класс. Я помогаю ей учиться читать и учить все уроки. Я помогаю ей писать аккуратно и разукрашивать.

Мне уже надоело в школу ходить, вставать в семь часов, идти в школу к восьми часам, быть в школе до двух часов дня, потом по жаре идти домой. Но все равно надо ходить в школу. Чтобы получать знания.

До свидания, Юлия Николаевна.
Востриков Николай

Здравствуй, Коля!

Спасибо, что ответил мне. Я понимаю, что у тебя не очень много времени для переписки: школа, уроки, сестренке помочь, еще, наверное, дела по дому? Я вот тоже задержалась с ответом на ваши письма, которые привезла в Москву Ольга Николаевна. И не то что я очень уж занята, а просто надо было кое над чем подумать. И настроение «поймать». Иногда ведь не хочется писать (как тебе, наверное, делать уроки?).

Я тебя вполне понимаю, что в школу ходить надоедает, рано вставать; уроки в школе и домашние задания – не успеваешь оглянуться, как день прошел. А если погода хорошая – тянет гулять, а если плохая – лучше бы никуда не выходить! Я, знаешь, школу тоже в общем не любила. Мне еще так «везло», что всегда я жила от школы далеко, так что надо было выходить чуть ли не за час до начала уроков. В первом классе я почему-то решила, что учиться мы будем только до Нового года, а потом уже нет. Такое было разочарование!

Вообще я поменяла очень много школ, пока доучилась до 10-го класса. Мой отец был инженером, строителем мостов, и вся семья ездила с ним со стройки на стройку; а потом еще прибавилась война с эвакуацией. Во втором классе я училась в трех разных городах, да еще с перерывом в год! Зимой 1942 г. мы жили в Подмосковье, в старом деревянном бабушкином доме, а в школу надо было ходить чуть не за 2 км, окраиной поселка и полем. Школа была новая, каменная, многоэтажная, но этой военной зимой в ней не работало отопление, поэтому мы сидели в классе в пальто и валенках, а чернильницы грели в руках. Мы ведь тогда и не знали, что такое авторучки, каждый носил с собой пузырек с чернилами, и только у некоторых счастливцев были чернильницы-«непроливайки» или «невыливайки», я уже не помню, как они назывались.

В сильные морозы мы вообще в таком холоде учиться не могли, а ведь ребята приходили из нескольких окрестных деревень. А в 1943 г. мы жили в Москве, на окраине, в бараках (их давно уж сломали и весь район перестроили), и школа у нас была, как говорят, допотопная: среди новых каменных домов, у станции метро, стоял маленький двухэтажный деревянный домик. В нем топили печи. А туалет был внизу у самых входных дверей, самый простой, как в деревне. И всех входящих в школу встречал такой запах! Школы этой, конечно, тоже давно нет. Вот такие были ситуации иногда.

И все-таки я всегда училась хорошо, потому что на самом деле хорошо учиться не трудно, и хорошо учиться всегда гораздо интереснее. Надо только добросовестно делать все заданное, не давая себе поблажки отложить подальше, если что-то не получается. Понимаешь, это и в жизни очень важное качество – особенно для мужчины! – уметь делать хорошо любую работу, даже если она тебе не по душе. Мне кажется, что школа дает знания только тому, кто хочет их получить. И школа, может быть, и учит нас тому, что есть дела, которые надо делать обязательно. А то некоторые думают так: «Такая жизнь неинтересная, пусть все идет тяп-ляп, а уж вот найдется что-нибудь интересное, тут-то я себя и покажу!» Ничего подобного не будет! Кто привык делать все «спустя рукава», тот и дальше будет так жить. Ни в какой работе на него нельзя будет положиться.

Мы вырастили пятерых детей, все они уже давно сами родители. Вот за что мы с отцом их уважаем: они всегда были честными, добросовестными работниками, а уж им хватило всякой работы, далеко не всегда приятной. И если сейчас они занимаются тем делом, к которому чувствуют призвание, то к этому они пришли потому, что добивались этого, и главное – через упорный труд.

Так что очень может быть – вся твоя дальнейшая жизнь будет определяться нынешним твоим отношением к твоему главному сейчас труду – учению. Ведь и характер человека формируется очень рано. Не вешай головы! Желаю тебе успехов. Хорошо, что ты помогаешь сестренке. Представляешь, как здорово, если она скажет гордо – это мой брат!

А теперь кое-что напоследок. (Не надоело тебе еще читать? Скажешь: «Ишь, расписалась бабка!») Я не сомневаюсь, что ты знаешь все правила русского правописания, если у тебя их отдельно спросить. А когда пишешь просто письмо, а не школьный урок, как-то все забывается, а потому в письме твоем есть смешные ошибки, ты не заметил? Ну, правда, как давно говорили вам в школе: «жи-ши» пиши с буквой «и»; «ча-ща» пиши с буквой «а». Знаешь ведь? Поэтому не надо писать «разрешыл» и «чясов». И предлоги всегда пишутся отдельно, поэтому ты ходишь в школу, а не вшколу. В утешение расскажу тебе, какой конфуз был когда-то со мной. Я училась уже в 6-м классе, и была отличницей, и вдруг получила жирную двойку в тетради красным карандашом – за домашнее задание. Мама-то моя не проверяла мои уроки, знала, что я всегда стараюсь. А я, склоняя по падежам слово «настоящая» написала везде «настоящяя», «настоящюю»! Вот был позор! Больше, конечно, никогда не повторяла такой глупости. А спроси-ка меня правила тогда – я бы ответила без запинки.

Ну, ладно. Пора и честь знать.

Будь здоров, желаю тебе и твоей сестричке здоровья, успехов в школе. Привет всей вашей семье.

С уважением Ю.Н.
16.10.03

Здравствуйте, ребята!
Дорогие вдумчивые читатели!

Оформился ваш клуб или еще нет, я пишу вам опять с некоторыми идеями и предложениями, может быть, они вам понравятся. Только хочу начать письмо с высказывания поэта Михаила Светлова. (знаете такого? Он автор известной песни «Гренада».) Он был хорошим поэтом, а кроме того, остроумным, ироничным человеком, и вот это его высказывание, может быть, тоже заключает в себе иронию в адрес тех, кто любит «воспитывать», но я воспринимаю эти его слова в их прямом смысле и прошу вас именно так их и прочесть:

«Чего я страшно боюсь? Я боюсь того, что вы подумаете, будто я безумно люблю в себе воспитательное начало. Чепуха! Я просто делюсь с вами своими жизненными впечатлениями». М.Светлов.

И я тоже просто делюсь с вами своими идеями, а уж пригодятся ли они вам – как будет!

Я думаю, что когда ваш клуб обретет имя, девиз и программу, встанет вопрос о том, как практически будет выглядеть деятельность этого клуба. Ну конечно, все его участники будут что-то читать. А дальше? Не надо устраивать смотров, конференций
и т.п., но, может быть, будут какие-нибудь «Читательские посиделки»? Собраться где-нибудь, не обязательно в классе и не обязательно всем сразу, и читать вслух друг другу то, что кому-то понравилось? А вот в конце учебного года, перед расставанием на каникулы, устроить какой-то общий сбор. Спросить у Ольги Николаевны, какая книга за прошедший год пользовалась наибольшим спросом. Рассказать о ней тем, кто ее не читал. Или наоборот – рассказать о книге, которую незаслуженно отодвигают в сторону, дескать, неинтересная.

Вы знаете, что когда коробейников, разносчиков или развозчиков товара в провинцию в России не стало, некоторое время существовали «книгоноши»? Это в первые годы, когда после гражданской войны стала налаживаться жизнь. Книгоноши разносили именно книги, иногда, наверное, на продажу, а чаще – от библиотек. Так сказать, «несли культуру в массы». В какой-то мере их деятельность напоминала работу коробейников.

Вот, мне кажется, такой «книгоноша» может появиться у вас как младший брат нашего Коробейника. Нет, не надо разносить книги по станицам, я имею в виду совсем другое.

Нарисуйте фигурку человечка с умным видом, как нарисовали вы Коробейника, и где-нибудь на стене в библиотеке или около ее дверей он будет жить. Может быть, это будет Знайка (как в книжке Носова – хотя это больше подходит малышам), может быть, его будут звать Книжник или фамилией Книжкин (слово «книгоноша» мне не очень нравится, если честно). Ну, как придумаете. А около него помещайте листок с полезной для членов клуба информацией. Можно сделать прозрачный конверт и в него вкладывать такие листки, время от времени их заменяя.

Там могут быть некоторые отзывы о книгах, если кто захочет их написать. Например: Я прочитал «Тараса Бульбу», и мне не понравилось. Но есть одно интересное место – ...Коля Востриков.

Или это могут быть «мысли в подарок» (как они называются в газете «Библиотека в школе»), «полезные мысли» – опять-таки назвать можно как хотите.

Вот, например:

В мире скорби, где правят жестокость и ложь,
друга преданней книги едва ли найдешь,
Затворись в уголок с ней – забудешь о скуке,
Радость истинных знаний ты с ней обретешь.

Абдуррахман Джами,
персидский и таджикский поэт и философ
(1414–1492)

Или вот такое смешное суждение:

Иной раз дивишься – неужто у человечества на все книги мозгов хватает! Мозгов столько нет, сколь книг! Это взято из разговорной речи московских книготорговцев. (Собрание Е. Иванова «Меткое московское слово», М., Моск. рабочий, 1985 начала ХХ века.)

А вот это всерьез:

Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно.

Александр Пушкин

Я думаю, вдумчивые читатели и сами будут пополнять копилку таких вот «мыслей», отмечая их в прочитанном и выписывая на память.

В листке Книжника (книгочея, книголюба) могут быть пояснения: как называются части книги. В самом деле, полезно знать, что такое обрез, форзац, ляссе и прочее; зачем нужна суперобложка; какая разница между обложкой и переплетом и т.д. Все это надо разыскивать в книжках и брать на заметку.

В Москве есть книжный магазин под названием «Библиоглобус». Идея названия понятна: магазин предлагает читателям литературу разных стран и народов. Вот еще работа для клуба вдумчивых читателей: могли бы вы составить «библиокарту» мира? На полях карты мира (пусть нарисованной от руки, если нет лишнего печатного издания) написать авторов – представителей той или иной страны, с указанием хотя бы одного его произведения. Интересно, много ли авторов попало бы на эту карту из вашей школьной библиотеки? Если не можем замахнуться на весь мир, пусть это будет карта России. Хотя это, конечно, труднее, ведь мы часто не знаем, откуда тот или иной автор. Проще сказать: англичанин, француз, русский, чем дать более частное указание об авторе: где родился или работал.

Вот как раз книжечка, присланная мне Ольгой Николаевной, – «Литература Кубани», хрестоматия, на второй и третьей странице обложки дает сведения об авторах, имеющих отношение к Кубанскому краю. А из авторов, чьи рассказы в этой книжке напечатаны, я особенно люблю Гария Немченко. У меня дома есть несколько его сборников. Больше всего мне нравится у него цикл коротких рассказов под общим названием «Зимние вечера такие долгие» и роман о сибиряках «Проникающее ранение», он и о самом авторе тоже.

Еще мне понравилась «Первая любовь» Николая Ивеншева. Обращаю ваше особое внимание вот на какое место, это, надо сказать, тема для отдельного большого разговора:

«...Стихов Саша не читал. Во всех стихах все время написано про траву, про месяц, про Родину раздольную и про то, что эту Родину надо любить. Но ведь когда говорят “надо”, всегда очень скучно. И что это такое, Родина? Учительница говорит, что Родина – это своя речка, свой дом, яблоня, место, на котором живешь.