Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


АДРЕСНАЯ КНИЖКА

Что было

Елена Реброва

Координационный совет МО РФ решал проблемы федерального перечня учебников

В связи с переходом на новые стандарты в Минобразования РФ принято решение изменить порядок формирования федеральных перечней учебников.

На координационном совете Минобразования РФ 23 января обсуждалось новое положение о федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) как самим министерством, так и управлениями субъектов Российской Федерации к использованию в общеобразовательных школах. Действующее положение нуждается в существенной переработке, говорилось на совещании, поскольку пришло в противоречие с Законом РФ «Об образовании». Меж тем перечень федеральных учебников очень важен, поскольку служит главным основанием для выделения денег на закупку школьных учебников в регионах. Перечни информируют органы управления образованием субъектов РФ, школы, учителей, родителей, книготорговые организации об учебниках, имеющих гриф «Рекомендовано Министерством РФ» и «Допущено Министерством РФ».

В своем выступлении на заседании координационного совета министр образования РФ Владимир Филиппов заметил, что сегодня в российских школах используется около тысячи школьных учебников, получивших в разное время министерский гриф «рекомендовано». Причем по некоторым предметам и классам на выбор учителя представлены до полутора десятков учебников.

Отныне в министерстве будут ежегодно создаваться семь федеральных перечней школьных учебников,
а также перечень методических пособий для учителей.

Это слишком много, считает министр образования РФ, ведь учитель, осуществляя свой выбор, не в состоянии просмотреть все эти учебники. Многие из них являются уже устаревшими по своему содержанию, и вдруг оказывается, что ими продолжают пользоваться в каких-то школах, по ним преподают. «Примерно такая ситуация, – сказал Владимир Филиппов, – сложилась вокруг морально устаревшего учебника современной истории России И.Долуцкого».

Отныне в министерстве будут ежегодно создаваться семь федеральных перечней школьных учебников, реализующих самые разные образовательные программы: для средних общеобразовательных школ, для коррекционных школ, для детских садов, для учреждений, занимающихся воспитанием и дополнительным образованием детей. А также перечень методических пособий для учителей.

В связи с переходом на новые стандарты и желая повысить авторитет грифов «рекомендовано» и «допущено», Минобразования РФ решило изменить порядок формирования федеральных перечней учебников.

Отныне министерство будет собирать заявки от авторских коллективов учебников, затем на основе конкурса отбирать по три учебника по каждому предмету и классу, затем отправлять их на апробацию. В результате число рекомендованных учебников заметно уменьшится, а сами они станут более качественными. Да и право носить министерские грифы теперь будет даваться учебникам только на период пять лет.

Владимир Филиппов отметил, что таким образом его ведомство удовлетворит поручение Президента РФ Владимира Путина подойти к отбору учебников для школ более требовательно и внимательно.

Что же касается учебников, которые создаются в самих субъектах Российской Федерации для преподавания ряда предметов в рамках регионального образовательного компонента, то они, пройдя экспертизу в областях и республиках, также войдут в федеральный перечень, утверждаемый Минобразования РФ.

В ходе заседания координационного совета встал вопрос о том, за кем должно остаться право на гриф «рекомендовано» для множества элективных образовательных курсов, которые создаются сегодня для предпрофильного девятого, профильных десятого и одиннадцатого классов средней школы. Эти краткосрочные курсы, как правило, пишутся самими учителями.

Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов выразил свои опасения по поводу того, что под видом элективных курсов в школы могут войти сектантские религиозные учения или «оздоровительные», но на самом деле вредные для здоровья детей программы.

«Надо быть готовым к тому, что такая попытка может быть осуществлена, как это уже не раз случалось в истории современной российской школы», – заметил Виктор Болотов. Владимир Филиппов предложил не торопиться с рассмотрением этого важного вопроса, посоветоваться с юристами и вернуться к его решению весной.

http://www.newseducation.ru/news/2/20040126/5393.shtm