Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 05 (41) · Вкладка в «БШ» № 05 (113) · 1–15 марта 2004 года

Час тихого чтения

Ольга Лазарева

Новые книги сразу из трех серий, выпускающихся в Издательском доме «Первое сентября», выходят из печати почти одновременно. О них мы сегодня и рассказываем.

Книга Е.В.Ольшанской с длинным названием «Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания» выходит в серии «Занятия с дошкольниками». Она предназначена как педагогам, работающим с дошкольниками, так и родителям. Задания в ней интересны и достойны внимательного рассмотрения, но начнем мы не с них, а как полагается – с предисловий. Их в книге несколько, и это очень хорошо.

Общее предисловие в начале очень короткое и содержит весьма толковые и конкретные рекомендации по работе с малышами при помощи этой книжки. Речь идет о трудном процессе подготовки ребенка к школе. Автор напоминает критерии готовности ребенка к школе (которые состоят вовсе не в том, умеет ли ребенок читать и считать, как думают многие родители). Именно с учетом этих параметров и подобраны игровые задания. Кроме этого, автор напоминает и о некоторых правилах проведения занятий, которые необходимо соблюдать во имя здоровья ребенка.

 

Ольшанская Е.В.
Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи :
Игровые задания. / Е.В. Ольшанская. – М. : Первое сентября, 2003. – 96 с. : ил. –
(Занятия с дошкольниками)
Лот для заказа по почте 15 – 03 – 0. Цена 46 рублей.

 

Разделы книги так и называются: «Развитие мышления», «Развитие внимания» и далее по всем пунктам, перечисленным в заглавии. Каждый раздел состоит из предисловия и собственно заданий. В предисловиях последовательно рассказывается об особенностях мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и речи дошкольников. Хочется отметить дружелюбный, хотя и суховатый стиль общения с читателем. Автор не только рассказывает об особенностях дошколят, но и напоминает взрослым некоторые правила общения с детьми и их обучения. «…Всем этим вы можете заниматься вместе с ребенком, получая удовольствие от совместной деятельности». Наверное, именно это, выделенное нами, слово и есть главное. В работе с ребятишками-дошкольниками важно не отбить у них охоту к занятиям, а значит – они должны быть в радость.

Несколько суховатые формулировки заданий предполагают, что взрослый не читает их ребенку, а пересказывает, предлагая поиграть в то или другое. А вот картинки в книжке крупные и очень мило нарисованные, чтобы их можно было использовать во время занятий.

Следующая книга, о которой мы сегодня рассказываем, вышла в серии «Я иду на урок». Эта серия уже давно зарекомендовала себя как необходимая учителю. Родилась она из постоянно проводящегося в газетах Издательского дома «Первое сентября» конкурса с таким названием. Как правило, в книжки этой серии и включаются лучшие уроки, присланные учителями из разных городов и сел страны на конкурс в «свою» газету. Соответственно, готовят эти книги редакторы наших периодических изданий.

Новая книжка подготовлена газетой «Начальная школа» и вышла под редакцией М.В.Соловейчик. Она называется «Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1–4 классы». Пять разделов сборника носят названия пяти типов уроков развития речи в традиционной школе: «Работа со словом», «Работа с текстом», «Искусство речи», «Работа над сочинениями», «Работа по картинам русских художников».

Составители сборника оговаривают в предисловии очень важный момент: развитие речи способствует развитию не только языковой, но и общей, и эмоциональной культуры человека. «Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной “глухоте”. Задача педагога – соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов… раскрыть их взаимообусловленность».

Начальная школа : Развитие речи : Сценарии уроков. 1–4 классы /
Под общ. ред. М.В.Соловейчик. – М. : Первое сентября, 2004. – 200 с. : ил. –
(Я иду на урок)
Лот для заказа по почте 22 – 11 – 0. Цена 46 рублей.

 

Книга может быть полезна также и родителям, желающим помочь своим детям в освоении школьной программы. Но тут надо не переусердствовать и не ждать от ребенка точного следования тому ходу урока и тех ответов, что предложены в книге. Необходимо помнить, что в классе дети работают все вместе и общая обстановка помогает им точнее понимать происходящее, легче включаться в творческий процесс. Поэтому дома книга может лишь помочь родителям сориентироваться в том, как и чему учат их детей в школе и на что следует обращать внимание при развитии речи ребенка. Можно выполнять дома некоторые творческие задания и использовать приемы, применяющиеся в предложенных уроках. Но ни в коем случае не стоит пытаться воспроизвести полностью целый урок.

В серии «Педагогический практикум» обычно выходят издания, содержащие дополнительный материал к урокам, практические задания, дидактические материалы. Новая книга этой серии, подготовленная авторами Е.Грибанской и Л.Новиковой, называется «Олимпиады по русскому языку. 9–11 классы». Казалось бы, все ясно: если ваши ученики собираются участвовать в олимпиадах, то эта книга для вас, если нет – значит, иметь ее вам не обязательно. Однако не все так однозначно.

Грибанская Е.Э.
Олимпиады по русскому языку : 9–
11 классы. / Е.Э. Грибанская, Л.И. Новикова – М. : Первое сентября, 2004. – 112 с. –
(Педагогический практикум)
Лот для заказа по почте 24 – 04 – 0. Цена 37 рублей.

 

Составляя это пособие, авторы ставили себе целью подобрать материалы из своего опыта так, чтобы они могли быть использованы не только для подготовки к олимпиадам. Эти разнообразные и интересные задания могут быть использованы в качестве дидактического материала для углубленного изучения предмета в профильных классах и факультативах.

Особенно важно то, что эта книга поможет, как подчеркивают авторы, при подготовке к единому государственному экзамену. Текстовые задания по всем разделам русского языка помогут проверить знания, определить слабые места и наметить пути устранения обнаруженных пробелов.

Книга содержит не только олимпиадные задания, но и ответы на них. Это может помочь ребятам при самостоятельных занятиях. Олимпиадный уровень сложности упражнений дает возможность использовать это издание и для подготовки к традиционным вступительным экзаменам по русскому языку в те вузы, где еще не принимают результаты ЕГЭ.