Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новости Министерства

Ольга Козлова

Коллегия глазами участника

Худого нет, а хорошего
не бывало.
Где ты был, там и будь!

Русские народные пословицы

Наконец-то 10 февраля 2004 года состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации по проблемам библиотек учреждений общего образования. Коллегию проводил министр образования Владимир Михайлович Филиппов. С докладом по теме выступил руководитель департамента общего и дополнительного образования Анатолий Витальевич Баранников. Члены коллегии и приглашенные участники заседания заслушали основные положения опубликованной ниже «Справки…»

За два месяца до коллегии мы располагали информацией о примерном решении коллегии. Эта информация тогда повергла нас в глубочайшее уныние. Ни слова, ни намека о педагогическом статусе школьного библиотекаря. Не намечалось никаких мер для подступа к решению этой проблемы. Как будто не было всенародного обещания министра образования на заключительном вечере фестиваля школьных библиотек «Библиобраз» о введении должности «педагог-библиотекарь».

При регистрации участники заседания получили проект подготовленного решения коллегии. Ни слова. Ни намека.

И вот чудо. Первый вопрос, который был задан В.М.Филипповым основному докладчику после его выступления, касался перспективы введения должности «педагог-библиотекарь».

У приглашенных участников коллегии, казалось, остановилось дыхание. Но напрягать слух долго не пришлось. Докладчик, начальник департамента общего и дошкольного образования А.В.Баранников, был не совсем готов к ответу, поскольку в его департаменте этим вопросом вообще не занимались. Долгая дорога в дюнах Министерства труда и социального развития, которое только и может это решить, по плечу лишь энтузиастам или очень заинтересованным лицам. Докладчик назвал Республику Саха (Якутия), где специальность «педагог-библиотекарь» уже введена. Затем последовал универсальный теперь на все случаи жизни чиновничий ответ: о решении вопроса возможностями региональных органов управления образованием. Министра этот ответ, кажется, удовлетворил.

Далее В.М.Филиппов задавал вопросы по проекту «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения».

Забегая вперед, отмечу, что в решении коллегии в первом пункте намечено «направить в марте 2004 года в органы управления образованием субъектов Российской Федерации проект примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения». Следовательно, проект одобрен и начнет работать с момента присвоения документу регистрационного номера.

Разработчики уравновесили в проекте кнуты (в виде большого объема работ, крепко привязанных к новым технологиям) и пряники (желаемые библиотекарями права и нововведения). Одним из пряников является пункт 39: «Заведующий библиотекой, как руководитель структурного подразделения, имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней».

Вопрос министра касался юридической правомерности такого решения. Руководитель департамента заверил, что юридическая экспертиза, конечно, будет проведена. Но такой удлиненный отпуск, особо отметил А.В.Баранников, чрезвычайно желателен школьным библиотекарям, поскольку приблизит их к педагогическому статусу.

Скорее всего, одним пряником в «Положении» станет меньше. Установка юристов достаточно жесткая: в перечне должностей Минобразования библиотекарей нет, значит, они не являются педагогическими работниками. Конечно, хочется верить в чудеса…

Следующие два вопроса по проекту касались платных услуг. Министр не согласился с пунктом «Цены на предоставляемые услуги устанавливаются специалистами библиотеки…»: директор руководит учреждением, за все отвечает, и решение этого вопроса – его прерогатива.

Не одобрил министр и положение пункта о расходовании средств, полученных библиотекой от платных услуг: «…– на дополнительную оплату труда работников библиотеки (в соотношении 50–60 % на развитие библиотеки, 50–40 % на материальное поощрение работников)». Выразил недоумение, зачем такая конкретика в документе?

Первый заместитель министра В.А.Болотов ответил, что цифры введены в документ по просьбе библиотекарей: имеется реальная угроза, что иначе директора не выделят какого-либо вознаграждения за работу. Владимир Михайлович предложил, не меняя сути, доработать этот пункт в более мягком варианте.

Отрадной для приглашенных заинтересованных лиц явилась информация министра о том, что объявлен конкурс среди регионов на подключение к Интернету. Министерству предстоит отобрать 20 победителей. Желательно, чтобы точки доступа находились не в кабинетах информатики, подчеркнул В.М.Филиппов, а именно в школьных библиотеках.

С пониманием было встречено и пожелание министра о целевом наборе в вузы культуры для работы в школьных библиотеках. Возможно, это будет внесено в решение коллегии.

Затем начались выступления с мест. Докладчики вдохновенно рассказывали о трудовых достижениях на участках, доверенных им государством. Подкупающе искренним было пожелание заведующей библиотекой города Лесосибирска Татьяны Васильевны Конных о получении педагогического статуса библиотечными работниками.

Владимир Михайлович поинтересовался ежегодным процентом обновления учебников в школьных библиотеках Лесосибирска. Констатировал, что необходима 25-процентная смена учебников. Министр обратил внимание слушателей на желательность широкого использования спонсорской помощи в приобретении учебников. В апреле в Москве, в Сокольниках, состоится выставка «Школа–2004», где пройдет презентация сайта «Твоя школа». На нем могут быть представлены координаты любого учебного учреждения России. Возможно, спонсоры вспомнят об истоках своего образования.

Убедительно ратовала за подготовку кадров для работы в школьных библиотеках проректор по науке
КемГУКИ Наталия Ивановна Гендина.

Директор Централизованной библиотечной системы города Гулькевичи Краснодарского края Татьяна Васильевна Острикова заинтересовала редким опытом организации межбиблиотечного взаимодействия школьных и детских библиотек. Суть его – в экономном расходовании средств, отпущенных на образование и воспитание детей в масштабе небольшого города. Вероятнее всего, этот опыт по решению коллегии будет изучаться и анализироваться. А пока ведомственные интересы не дают широко развиться этому полезнейшему для библиотечного сообщества начинанию.

В заключение министр обратился к приглашенным с предложением внести дополнения в решение коллегии. Выступила Елена Николаевна Ястребцева, посетовала на слабое развитие медиатек в системе образования, хотя этой идее в наших условиях исполнилось ровно десять лет. Были еще желающие выступить, но министр объявил заседание коллегии закрытым.

Окончательное решение коллегии будет опубликовано после выхода соответствующего приказа.