Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастерство

Ирина Дейнеко

От отчетов – к презентации

Ирина Васильевна Дейнеко –
руководитель информационно-методического центра
при Управлении образования

г. Лесосибирск,
Красноярский край

Еще два года назад многие библиотекари страны о компьютеризации своей деятельности могли прочесть лишь на страницах профессиональных изданий. А о внедрении новых информационных технологий в свою практику могли лишь мечтать, приговаривая: «Это не про нас, это где-то там, далеко, в Москве например, да и то в крупных библиотеках. Или в Питере...» Всероссийский конкурс «БиблиОбраз» продемонстрировал первые итоги работы в этом новом направлении. Практически все победители представляли модели своей библиотеки в режиме компьютерных презентаций. Эта технология позволяла участникам конкурса визуально воспринимать содержание представленных работ. К сожалению, не каждое выступление коллег можно было обозначить как презентацию. Любая технология, в том числе и компьютерная презентация, имеет свою структуру. Я, как руководитель информационно-методического центра управления образования, приобрела некоторый опыт работы с данной технологией и сегодня рада поделиться им с коллегами и читателями нашей газеты.

Цель моей статьи – прописать принципы создания компьютерной презентации. Технически же обучиться можно, используя непосредственно компьютер.

Что такое презентация?

Презентация (от английского presentation – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РРТ.

Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые расчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей), в нашем случае – читателей или коллег-библиотекарей.

Помните, как раньше готовились и проходили публичные выступления на конференциях и семинарах. Докладчики торопливо развешивали на стендах, досках или ширмах листы ватмана, на которых были нарисованы схемы, формулы, диаграммы и прочее. Если вам когда-нибудь приходилось это делать, то наверняка вы ощущали кучу неудобств и ограничений. А порой просто не хватало необходимых дополнительных средств: кнопок, скотча, бумаги, гвоздиков, магнита и т.д.).

Теперь же любой доклад можно подготовить в форме презентации и тем самым не только уберечь интерьер от порчи, но доставить слушателям-зрителям эстетическое наслаждение.

Что можно презентовать?

· Библиотечную деятельность (общую или отдельный модуль, направление: выставочную работу, издательскую, библиографическую и т.д.).

· Документальный фонд (общий фонд или его составную часть: фонд экологической литературы, современной зарубежной литературы, фэнтези, периодику, медиафонд и т.д.).

· Материально-технические ресурсы (библиотечное оборудование, техническое, автоматизированное).

· Библиотечные услуги (традиционные, дополнительные платные, инновационные).

· Работу определенного отдела библиотеки или отдельной зоны (отдела комплектования, абонемента, читального зала, зоны СПА, рекламной зоны медиаресурсов и т.д.).

· Библиотечные формы, методы, техники и технологии (технологию развития критического мышления, ТРИЗ-технологию, технологию вебсайтов, методику ИРИ и т.д.).

· Персональные презентации (авторов документального фонда, лучших читателей, педагогов, библиотекарей и т.д.).

Составные части презентации

Разберем их на примере презентации определенного модуля (направления) работы библиотеки.

1. Введение. Наименование представляемой модели, цель деятельности, задачи, основные разделы (направления) работы, общие сведения о библиотеке.

2. Основная часть. Наличие ресурсов, необходимых для внедрения модуля в библиотечную практику; формы, методы, технологии, применяемые для реализации модуля; новые библиотечные услуги, данные социологических исследований.

3. Заключение. Результаты деятельности, достижения, проблемы и перспективы.

Каждый специалист вправе изменять элементы содержания презентации, что-то исключать или вносить свое, присущее только данной деятельности, модели, библиотеке.

Элементы,
дополняющие содержание презентации

1. Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, фильмы, видеоролики. При подборе иллюстраций желательно учитывать, что они должны быть содержательными, а не изображать общие виды интерьеров и стандартные сцены работы библиотеки.

2. Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.

3. Анимационный ряд. Это, как правило, картинки с движением: фигурки, «ожившие» схемы и «растущие» диаграммы.

4. Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.

5. Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием. Чем больше разных шрифтов вы используете, тем труднее воспринимаются ваши слайды. Однако надо продумать шрифтовые выделения, их подчиненность и логику. Стиль основного шрифта тоже важен. В любом случае выбранные вами шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.

6. Специальные эффекты. Возможности спецэффектов вы увидите при знакомстве с программой. Важно, чтобы в вашей презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.

Этапы работы
над презентацией

I. Подготовка

1. Изучение теоретического материала по данной технологии.

2. Определение содержания презентации, тематика, целевое и зрительское (читательское) назначение.

3. Определение условий, которые помогут обеспечить работу над презентацией.

4. Разработка модели и структуры презентации.

5. Определение механизма работы над ней.

Работая над созданием презентации, следует помнить о возрастных особенностях и интересах той категории пользователей, которой адресован ваш продукт. Определите, какие цели и задачи вы ставите и решаете в процессе работы: презентация должна помочь в решении профессиональных библиотечных, педагогических, психологических (но не технических) задач.

Сначала вы можете зафиксировать весь ход работы с помощью ручки и бумаги. Тщательно обдумайте и распишите содержание презентации. Решите мультимедийную часть презентации: количество слайдов, графических изображений, диаграмм, сканированных изображений, ссылок на интернет-ресурсы, звуковых файлов, видеороликов и т.д.

Работая над созданием презентации, опишите структуру, в которую вы будете вносить дополнение в процессе работы. Например:

Слайд 1 Название: Включает:

Слайд 2 Название: Включает:

Слайд 3 Название: Включает:

Слайд 4 Название: Включает:

Слайд 5 Название: Включает:

Слайд 6 Название: Включает:

II. Создание

– Непосредственно работа на компьютере: выстраивание модели презентации на электронном носителе.

Это основная часть работы. Прописать на бумаге ее очень сложно, так как это чисто технический процесс. Теперь необходимо переключиться на работу с компьютером.

– Подбор элементов, дополняющих содержание презентации.

– Редакция полученного продукта (презентации).

III. Анализ

– Анализ проделанной работы.

– Мониторинг основных результатов деятельности.

– Выявление наиболее удачных и эффективных техник в презентационной деятельности, определение проблемных точек.

– Обобщение опыта работы над презентацией.

Как показывать презентацию

Показать слайды можно как средствами «главного» приложения –Power Point – так и средствами простой программы-демонстратора (Power Point Viewer). Для работы в большой аудитории используют подключенный к компьютеру специальный проектор. Его функция – воспроизвести на большом экране то, что находится на мониторе.

Докладчик может с микрофоном сидеть рядом с компьютером и управлять демонстрацией с клавиатуры (возможно, даже спиной к экрану) или воспользоваться услугами помощника (программиста), который работает у компьютера, а библиотекарь находится рядом с экраном. При необходимости можно воспользоваться лазерной указкой. Докладчик меняет слайды вручную – в прямом и обратном направлении, комментируя каждый кадр, или запускает автоматический показ. На выставках слайд-фильм часто демонстрируется без докладчика, в непрерывном цикле.

Рефлексия работы
над презентацией

Проанализируйте созданную презентацию. Во время работы над ней вы наверняка «увидели» дополнительные цели и задачи. Использование данной технологии должно повысить качество той деятельности, которую вы презентовали: сделать ее более эффективной, интересной, углубленной.

Спросите себя, насколько эффективна созданная презентация в формате предложенной технологии? Возможно ли выполнение подобной работы в вашей библиотеке? А можно ли по этой методике сделать подобную презентацию без компьютера? Анализ работы в режиме презентации можно представить в оценочном листе.

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мой опыт работы вызовет у вас профессиональный интерес и вы сможете успешно освоить эту технологию.

Конечно, необходимо пройти специальную курсовую подготовку в соответствующих центрах, которые в обязательном порядке обучают пользователей навыкам работы с программой Power Point (программой для создания презентаций).

 

Kритерии оценки

Параметры

Kомментарии

Использование информационных технологий

Тематика презентации. На какой возраст читателей она рассчитана, требуются ли навыки и знание компьютера? Kак использование технологии «презентация» помогает читателям в их библиотечно-библиографической и поисковой деятельности? Целесообразно ли использование такой технологии для получения необходимых читательских знаний, умений и навыков?

 

Процесс обучения основам информацион-ной грамотности

Kаким образом созданная презентация демонстрирует способность читателя к анализу и/или синтезу различных видов информации? Kаким образом созданная презентация демонстрирует понимание поставленных задач? Соответствует ли содержание презентации утвержденному минимуму знаний по основам информационной грамотности? Kаким образом данная технология учитывает индивидуально-личностные качества читателей?

 

 

Eсли на месте вас некому обучать, большую помощь здесь могут оказать два замечательных учебных пособия по информационным технологиям:
1. Intel. Обучение для будущего (при поддержке Mikrosoft). – М. : Русская редакция, 1999. – 337 с., ил.
2. Шафрин Ю.А. Информационные технологии : В 2 ч.; ч. 2. Офисная технология и информационные системы. – М. : Лаборатория базовых знаний, 2001. – 336 с. : ил.
Эта работа интересна, увлекательна и перспективна. Желаю всем успехов в освоении и внедрении новых информационных технологий в библиотечную практику.