Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 03 (12) · Вкладка в «БШ» № 05 (113) · 1–15 марта 2004 года

Размышления

Мария Яковлева

Выучиться в Англии

Русский школьник под руководством
мистера Поттера1

Мы были правы и неправы одновременно. Потому что примитивные функции, будучи пройдены, обросли множеством прикладного материала, и сыну пришлось разбираться в методах статистики, в теории вероятности, вообще во всем, где можно с помощью графиков и функций что-нибудь посчитать. И писать курсовую по математике на собственноручно собранном статистическом материале, вычисляя с помощью графиков и функций зависимость IQ – уровня интеллектуального развития – от половой принадлежности человека (!!!) на примере старшеклассников его школы. Сексистскую тему выбрал сам, но никто не пресек его дискриминационные исследования (как это непременно было бы, вздумай кто-нибуль выявлять зависимость IQ от цвета кожи и разреза глаз). Наверное, это было самым мудрым. Как и следовало ожидать, зависимости не проявилось, психология мачо потерпела математическое поражение.

И так было во всем. Знание – его применение. Информация – ее использование в жизни. На экзаменах даже задачи по физике сформулированы в виде житейских ситуаций.

На первом, втором
и третьем месте сразу

На втором месте после наук и языков у британцев стоит спорт. Впрочем, наверное, нельзя так сказать с уверенностью. Спорт – душа, первая любовь, свет в окне школьной жизни. С чем не было у нас проблем – так это с посещением спортивных занятий и с успеваемостью. Футбол и рэгби, крокет и гольф, плавание и баскетбол, борьба, большой и малый теннис – все это с отличным снаряжением, в яркой униформе, на просторе и свежем воздухе. Как-то раз ребятам даже организовали катание на лыжах (это среди зеленой-то круглый год травы!). Вывезли команду в соседний город, в спортивный центр, выдали горнолыжное снаряжение и отправили на вершину гигантского слаломного сооружения из зеленого решетчатого пластика… Скользит один пластик по другому со скоростью сумасшедшей, и, чтобы чудом не убиться, сыну хватило первого, самого нижнего уровня.

В результате спортивные успехи у нас такие, что как бы не пришлось поступать в институт физкультуры.

Форма и ее содержание
по-английски

С униформой, конечно, вопрос отдельный. В России сын привык к вольности в одежде. Узнав, что здесь придется носить униформу, долго протестовал по поводу попрания индивидуальности в ребенке. Но когда мы приехали в специализированный школьно-форменный магазин, у него разбежались глаза. Форма оказалась молодежно-элегантного фасона – черные классические брюки, белые футболки с воротничками, темно-синие, зеленые или бордовые пуловеры с крошечной, вышитой шелком эмблемой школы, куртка-плащевка. К ней полагалось купить форму для регби, футбольные бутсы-шиповки и прочие удовольствия. Через полгода, потеряв оба пуловера, сын отказывался идти без них в школу, а, когда они нашлись, не снимал их, ненаглядные, даже дома по выходным.

Вообще потеря одежды в школе – это особый родительский бич, отдельный налог, который мамам и папам суждено выплатить за среднее образование. По-моему, в течение девяти лет в России я параллельно со своим ребенком одевала еще парочку ребят: не проходило двух-трех недель, чтобы сын не оставлял – бесследно – в школе свитер, ботинки, куртку, шапку.

То же самое началось и здесь. Однажды у меня лопнуло терпение, и я позвонила в школу. «О, как раз послезавтра мы устраиваем выставку забытых вещей, – обрадовалась секретарь. – Приходите, когда вам удобно».

…Открыли дверь, и я пошатнулась. Ну, пусть не крытый рынок в Лужниках, но хороший спортзал, увешанный, заполненный аккуратно сложенной одеждой, обувью, кепками, ранцами, книжками, игрушками. Ладно девичьи заколки, но – множество брюк??? Вот уж действительно выставка… школьный базар!

– И самое главное, что за этими вещами никто не приходит. Я работаю здесь шесть лет, и за это время здесь побывало четыре человека – вместе с вами. Время от времени мы сдаем это в благотворительные магазины или посылаем детям Чернобыля.

…Среди чужих вещей я нашла мужнину куртку, наши пуловеры и… маленький, нулевого размера, бюстгалтер в желтеньких медвежатках.

С кукингом не шутят

В один прекрасный день у сына начались трения с преподавателям по технологии. Из предложенных ему технологий он выбрал кулинарию – и промахнулся.

– Меня откровенно терпеть не может преподаватель кукинга2, – пожаловался он. – Ненавидит, как профессор Стейн – Гарри Поттера. И зелья мы варим такие же… Ну не люблю я английскую кухню…

Английская кухня – дело, конечно, особое… «Пиршественные столы были завалены печеным, вареным и жареным картофелем… По залу разносился восхитительный аромат жареного горошка...» Помните? Это – свежее, и тоже из Гарри Потера.

Взаимная нелюбовь началась с приготовленного сыном индийского блюда «карри». Уроки не только теоретические, но и практические, и продукты выдаются из школьной столовой. После того как сын высыпал в кастрюлю все специи, какие нашел, посчитав, что кашу маслом не испортишь, и после того, как юные джентльмены молча, не поднимая глаз, это съели (сын не смог), преподаватель устроил разбор полетов. Оказалось, Ник всадил в одно блюдо приправы, выданные на целый семестр…

Сын отказался ходить на эти занятия и сдавать экзамен – и сладко спал по утрам в среду, хотя все школьники обязаны находиться в школе с 9.00 до 16.00. Нет урока – иди в библиотеку, садись за компьютер или играй в футбол. «Мне позволено 80 процентов посещаемости, – заявил сын. – И я свою норму держу. В 11-м классе будет 90 процентов, так что я высыпаюсь вперед». Хорошо тому живется, как в песне поется... кто может на экзамен взять и не пойти...

Его утешила музыка. Не жалкие уроки пения в начальной школе под расстроенное пианино и крики неподдающихся мальчишек, а занятия в школьной студии среди изобилия музыкальных инструментов.

– Там одних кейбордов – музыкальных синтезаторов – штук двадцать!!! – ошеломленно выдал сын, вернувшись с первого занятия. – Вообще инструментов – сколько хочешь. И можно после уроков играть!

Индивидуальное родительское собрание

Каждые три месяца почтальон вручал нам книжку из школы – компьютерный отчет об оценках, прогулах и прочих успехах ребенка. «Ник – приятный парень, очень интеллигентный, просто украшение моей группы, – например, писали нам. – И было бы еще приятнее почаще видеть его в школе». Это – о прогулах в первые дни. Сын адаптировался к новой жизни, к этому сочетанию кажущейся немыслимой свободы и доброжелательности с объективным стрессом полного перехода на чужой язык, нещадно прогуливая уроки. А приходя домой, сразу валился спать. Был у него еще обучающий и спасительный фактор – видео: тьютор посоветовал ему смотреть как можно больше фильмов на английском. Это самый простой и интересный способ погружения в язык. И сын погрузился с головой на все свои немалые сто девяносто сантиметров.

И однажды расплата пришла. Мы получили письмо из школы с приглашением на родительское собрание. Содрогнулись, оделись как на похороны и поехали.

...Несмотря на столпотворение машин у школы, как всегда по вечерам, под закатным солнцем на траве греют серые спинки кролики. Но в самой школе – полное брожение и сутолока, веселые лица, приветливые раскланивания. Никто не сидит за партами, тайком глядя на часы и испуганно слушая учителей. Собрания проводятся совсем по-другому, чем у нас: мама и папа приходят с ребенком и разговаривают с каждым учителем вчетвером. Сыну было поручено заранее составить наш график – десять минут на встречу с одним учителем, пять с другим, пятнадцать с третьим. Не надо слушать бесконечных речей о дежурстве по школе, трудности экзаменов, недисциплинированности класса и сборах спонсорских средств, а потом пытаться пробиться к учителю, чтобы узнать что-нибудь о своем ребенке.

И тут мы получили сполна.

– Прекрасная, светлая голова, просто нечего больше добавить, – любуясь сыном, развел руками преподаватель хьюманити – комплекса гуманитарных наук. – Я просто наслаждаюсь его уровнем мышления, могу только поблагодарить.

– Ник был моей гордостью, первым математиком в школе, – печально вздохнул другой учитель. – А потом стал единственным студентом, не сдавшим курсовую работу к дэд-лайну, и трудно сказать, будет ли он допущен к экзаменам… Ник, может быть, ты поднажмешь? С твоей головой!

– Поразительные способности! Класс два года изучал немецкий, а Ник только подключился. И уже – лучший ученик в группе! Какой запас слов! Какая восприимчивость к материалу! Я просто рад, очень рад учить такого студента!

– Мне хотелось бы, чтобы ты больше общался с ребятами – тебе было бы легче учиться.

– И надо бы почаще посещать занятия… Я не осуждаю, нет, но, понимаешь, по правилам школы здесь надо быть каждый день, если ты здоров, – улыбается еще один тьютор.

…Кабинет по кукингу мы обошли стороной, взяв хороший радиус, и вышли из школы, ошеломленные и благостно-розовые, как из бани.

– Да не слушайте вы их. Они просто очень вежливые люди, – улыбнулся сын. – Все-таки британцы – удивительно симпатичный народ, правда? Я до сих пор к ним не привык. У них честность, вежливость и потребность помочь – на генетиче-ском уровне. Что ни говори, а здорово, что я в английскую школу попал…

В России наши одноклассники уже закончили школу. А у него еще два года впереди – 12-й и 13-й класс. Ведь здесь учатся в школе до 19 лет и ни одним законом срок пребывания в школе не ограничен – хоть до старости учись. Армия-то не торопит – она тут профессиональная, добровольная, ей жертвы не нужны.

И шампунь от педикулеза почему-то не понадобился.

____________

1 Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 04–2004.